Что такое православие?

Просмотров: 164 Оставить комментарий

Осипов Алексей Ильич, профессор Московской духовной академииПонимание этого вопроса важно для каждого: как верующего, так и неверующего. Давайте сравним православие с тем, что православием не является. Ранее этот вопрос стоял иначе: было христианство и было нехристианство. Сейчас ставить знак равенства между христианством и православием – это в корне не верно. Более того, нужно прямо сказать, что православие – это не христианство. Об этом говорит и то, что в США еженедельно возникает новое христианское движение, с которыми православие себя идентифицировать никак не может.

Вера в православии

Самым существенным отличием православия от других христианских течений является священное предание. Священное предание – это опыт богопознания, осуществляемый в конве истории существования церкви.

Так что же такое церковь?

Под церковью многие понимают некое общество людей, объединенных верой, дисциплиной, церковной иерархией и практикой. Но с точки зрения православия – это не совсем то. В православном понимании, в отличие от всех других учений, церковь – это единство Бога, пребывающего в тех людях, которые осуществляют свою жизнь на основе Евангелия. Эта реальность пребывания в едином Боге создает Бого-человеческую организацию. Т.е. мы на первое место ставим Бога, а на второе – человека.

Когда мы говорим об обществе людей, то мы на первое место ставим человека. Но церковь – это не человеко-Божеское объединение, а Бого-человеческое.

Таким образом, говоря о церкви, мы говорим о присутствии Бога в тех людях, которые осуществляют Евангелийскую жизнь.

Это о проблеме в видимой организации.

Понятие организации – это очень широкое понятие. Например, умер человек крещеный или некрещеный. Соответственно он будет похоронен по христианским или нехристианским обычаям. Это видимая церковь. Это область, в которой существует реальная церковь.

В католицизме, в отличие от православия уже давно сместились многие акценты, которые привели к драматическим последствиям.

Изначально церковь утверждала истиной только то, во что верили все, всегда и повсюду. Ранее даже решения Вселенских Соборов носили рекомендательный характер. И если решение Вселенского Собора не отвечало принципам изначальной веры, то такие Соборы называли лжесоборами, а их решение – лжерешениями. И такие случаи в истории церкви были. Особенно впечатляющим такой собор был в 754 году, когда 630 епископов приняли решение об отвержении иконопочитания.

Носителем истины принималось все церковное сознание.

В католицизме все сводится к одному человеку, к авторитету одного лица. Однако любой человек может ошибаться. Догматы же католиков гласят, что Папа ошибаться не может. На вопрос почему, они отвечают: «А потому, что он прав». Фактически этим догматом христианство заведено в пропасть, подведено к катастрофе, ибо любой человек это не Бог. Как бы мы не называли Папу: наместник Христа, непогрешимый, безошибочным, он все равно остается только человеком.

Если мы рассмотрим протестантизм, то ситуация окажется не менее драматической. Протестантизм с самого начала поставил все вопросы христианской жизни и веры на почву субъективизма. Они говорят, что только Писание является критерием в понимании христианских истин. На первый взгляд это же великолепно! Давайте оставим все предания – мало ли кто и что скажет? И действительно, даже сами святые отцы часто противоречили друг другу. Только Писание – вот чистый источник!

А если возникает вопрос в понимании Писания? То как быть в этом случае? Каков критерий истины тогда?

Почему существует множество различных христианских течений? Только по одной причине: каждое из них тем и отличается от другого, в т.ч. и от православия, только своим пониманием Писания, своим толкованием самых значительных мест в Писании.

Этот предательский постулат «Только Писание!» и отвержение опыта богопознания, хранимого церковью, приводит к тому, что протестантизм в начале 16 столетия тут же стал распадаться на различные ветви. Сейчас трудно сказать сколько их. В результате сейчас мы пришли к трагической ситуации: там полностью утрачено понятие истины, как таковой. Во Франции 84 % христиан. Из них половина не верят в Христа, как в Бога. Правда, интересно? Треть из них не верят в евхаристию. Почему? Каждый волен верить так, как он хочет. Потому, что нет базы, нет основы веры.

В чем преимущество православного понимания?

Писание действительно можно понимать по-разному. Так где же найти истинное значение?

Давайте задумаемся, кто лучше всех, правильнее всех понимает значение Писания? Наверное, непосредственные ученики апостолов. И что они пишут? По многим вопросам сохранилось до наших дней множество письменных документов. И в этих письменных источниках можно найти истинное толкование Писания. Может быть не так же четко, но очень близко к истине можно найти мысли учеников, которые учились у учеников апостолов. И так далее.

Вот она традиция, вот оно священное предание, которое передается не из уст в уста (т.е. с искажениями), а в виде записей в книгах. В первую очередь нужно обратить внимание на тех, кого церковь с самого раннего времени и по сей день на основании скрупулезного подхода объявила святыми. Это свидетельствует о том, что это не просто искренний, благочестивый человек, но был свят. Под святыми в данном случае понимаются люди, которые достигли действительно реального богообщения и которые уже очень часто говорили не просто свои предположения, а говорили то, что было проверено на опыте общения с Богом. Пересечение многих мнений святых отцов, вот это их согласие являлось всегда для православия самым большим авторитетом в утверждении истины.

Страницы: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *