В тюрьму – за веру

Просмотров: 274 Оставить комментарий

Cвященник Леонид Иванович Леонтьев с женой Ниной Сергеевной
Cвященник Леонид Иванович Леонтьев с женой Ниной Сергеевной

Никогда еще в истории России не было таких масштабных и непрерывных гонений на церковь, как в XX веке. Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу – полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви.

Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ленинском письме (“Членам Политбюро. Строго секретно”) от 19 марта 1922 г.: “…изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше” (Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн. 1. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. М. – Новосибирск, “Сибирский хронограф”, 1997 г., стр. 143).
В 1935-1941 гг. шло физическое истребление духовенства и мирян с целью полного уничтожения веры. В результате массовых репрессий арестованным предъявляли самые невероятные обвинения в шпионаже, саботаже, терроре.
Судебное производство было упрощено до крайности. Теперь суд вершат “тройки” – не судебные и, следовательно, не правосудные органы уголовного преследования, действовавшие в 1937–1938 годах на уровне республики, края или области. Судебная тройка состояла из судебной коллегии из 3-х человек: 1-й секретарь обкома, главный прокурор области, начальник областного управления НКВД. Они получают право вынесения смертных приговоров. Секретным постановлением НКВД разрешаются пытки.
30 июля 1937 г. специальным приказом Ежова за №00447 церковники, по определению являющиеся “антисоветским элементом”, поставлены по степени опасности для советского общества на 2-е место, сразу за кулаками. По регионам страны были установлены лимиты представителей контрреволюционных классов, подлежащих репрессиям. Таким образом, в Советской России в государственном масштабе происходило беззаконие: человека репрессировали только за его происхождение, а не за реальные действия.
Священнослужителей просто арестовывали всех подряд: либо по доносам, либо по подозрению в антисоветской деятельности как представителей враждебного класса.
В 1935 г., по данным иеромонаха Дамаскина, в Советской России было 25 тыс. действующих церквей. Большинство из них закрыли в 1937-1938 гг.
К 1939 г. в стране осталось 1277 церквей. Итоговая статистика: за 1935-1936 гг. закрыто около 10 000 церквей, в 1937 г. – 8 000, в 1938 г. перестали действовать более 6 000 храмов (Иеромонах Дамаскин. “Мученики, исповедники и сподвижники благочестия Российской православной церкви XX вв.”, с. 21).
Но храмы закрывали и после этого периода. По современным уточненным данным М.В. Шкаровского, из дореволюционных российских храмов действовало в начале войны примерно 350 – 400 церквей, то есть в период с 1939 по 1941 гг. ежегодно закрывалось 300 – 400 (90% из них не действовали из-за отсутствия священника).
Полностью веру во Христа сломить не удается даже в тех местах, где не осталось храмов. Многие священнослужители уходят в подполье и продолжают тайно поддерживать мирян в их вере.
Иеромонах Дамаскин, основываясь на сведениях А. Яковлева, приводит статистику репрессий по годам:
В 1937 году арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, расстреляно 85 300.
1938 г. – арестовано 28 300 чел., расстреляно 21 500.
1939 г. – арестовано 1 500 чел., расстреляно 900.
1940 г. – арестовано 5 100 чел., расстреляно 1 100.
1941 г. – арестовано 4 000 чел., расстреляно 1 900.
Это время самых страшных испытаний для Русской православной церкви. За всю историю христианства в России не было гонений, которые по своему масштабу сопоставимы с гонениями на Русскую церковь в те годы. Советское государство решило уничтожить религиозную жизнь в стране. Русская православная церковь почти полностью разгромлена. Многие моменты истории засекречены.
Это цифры, а хочется рассказать о человеческих судьбах, окунуться в те страшные годы гонений на Русскую православную церковь.
– Иван Николаевич Никольский родился 8 октября 1868 года в селе Кладбищи Сергачского уезда Нижегородской губернии и происходил из семьи священника. В 1891 году он окончил Нижегородскую Духовную Семинарию и рукоположен во иерея. В 1933 году будущий священномученик был под арестом три с половиной месяца. Последние годы жизни отец Иван служил в Спасо-Преображенской церкви поселка Карповка на окраине города Горького. 6 августа 1937 года арестован вместе с группой священников и мирян города Горького и заключен в городскую тюрьму. Он обвинялся в участии в “контрреволюционной фашистской организации”, будто бы возглавляемой Горьковским митрополитом Феофаном (Туляковым). Виновным себя священник не признал, давать показания на других людей отказался. 21 сентября 1937 года особой тройкой при УНКВД по Горьковской области иерей Иоанн Никольский приговорен к высшей мере наказания. 4 октября он был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище в Горьком. Священномученик Иоанн прославлен в лике святых Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в 2000 году.
– Святицкий Иван Алексеевич родился в 1866 году в Сергачском уезде Нижегородской губернии, служил священником в селе Рождествене. 14 сентября 1928 года был арестован по статье 58–10 УК РСФСР (Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение, или изготовление, или хранение литературы того же содержания влекут за собой лишение свободы на срок не ниже шести месяцев). Приговорен к трем годам ссылки в Чувашскую область. Дальнейшая его судьба неизвестна.
– Смирнов Александр Васильевич родился в 1875 году в Лысковском уезде, с. Княгинине. Священник Смирнов проживал в Сергачском уезде, в селе Старом Ахматове. Арестован 29 июня 1928 года по ст. 58-10 и приговорен к трем годам ссылки в Сибирь.
– Кантов Василий Иванович родился в 1874 году в Нижегородской губернии, селе Танайкове. Был священником в селе Ачка Сергачского уезда. Арестован там же 5 сентября 1937 года и приговорен “тройкой” 26 сентября 1937 г. к расстрелу. Обвинялся по ст. 58-10, 58-11. Приговор приведен в исполнение 13 октября 1937 г.
– Лесин Яков Васильевич родился в 1861 году в Сергачском уезде, селе Кладбищи. Был церковным старостой. Арестован 28 сентября 1937 г. Приговорен 22 октября 1937 года к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор привели в исполнение 10 ноября 1937 г.
– Кочетков Петр Петрович родился в 1899 году в селе Кузьминки Сергачского уезда Нижегородской губернии. Служил священником в Никольской церкви села Пожарки, арестован там же в 1935-1936 году. Скончался в заключении.
– Навозов Петр Николаевич родился в 1893 году в селе Ключеве Сергачского уезда. До 1932 года служил дьяконом при соборе Владимирской иконы Божией Матери в городе Сергаче. Первый раз арестован 26 марта 1932 года. Приговорен к четырем месяцам лишения свободы. Повторно арестован уже как диакон церкви села Ключева 5 сентября 1937 г.. Приговорен “тройкой” 26 сентября 1937 г. к расстрелу. Расстрелян 13 октября 1937 г.
– Зорин Петр Степанович родился в 1877 году в селе Богородском Сергачского уезда. Священник села Кечасова. Был арестован 1 сентября 1930 года и приговорен “тройкой” 28 октября 1930 года по ст.58-10 к трем годам ссылки в Северный край.
– Лабутов Иван Павлович родился в 1905 году в селе Богородском Сергачского уезда, служил диаконом в селе Воскресенском, арестован осенью 1937 года вместе со священником Леонидом Леонтьевым, старостой храма Андреем Лексановым и православным чувашом Симеоном. Погиб в заключении.
– Леонтьев Леонид Иванович родился в 1896 году в Семеновском уезде в деревне Быдреевке. По окончании обучения служил священником в церкви села Воскресенского Сергачского уезда. Арестован 18 ноября 1937 года органами НКВД. Не сломив в себе веру и не отрекшись от креста, перед тем как его уведут, перекрестил матушку и четверых своих сыновей. На что один из служащих НКВД сорвал с него крест и бросил его на землю. 3 декабря 1937 года Леонид Иванович был осужден и приговорен к расстрелу по двум статьям 58-8, 58-11. Приговор приведен в исполнение 11 декабря 1937 года. Позднее священник Леонтьев реабилитирован, причислен к лику святых, но не канонизирован.
В краеведческий музей имени В.А. Громова Олегом Анатольевичем Леонтьевым, внуком священника Леонтьева, был передан тот самый наперсный крест, который всю свою жизнь бережно хранила жена Леонида Ивановича, жизнь которого оборвалась так же внезапно, как и у многих других репрессированных того времени.
Вот так по крупицам раскрываются все ужасы происходящего во времена гонений на Русскую православную церковь. Хочется преклонить голову перед людьми, чьи имена навсегда останутся неизвестны, перед народом, который пал в результате террора и ложных обвинений, и поставить свечу за упокой души их…
(В статье использованы материалы интернет-ресурсов, документы и фотографии из фондов МБУК “Краеведческий музей имени В.А. Громова”).

Автор: Ирина Дудорова, хранитель музея

Источник: газета “Сергачская жизнь” от 28.10.2017

 

Не могу не упомянуть жителей села Кузьминка Сергачского района, пострадавших за веру во время гонений на церковь при советской власти.

Протоиерей Павел Александрович Кротков 27.07.1880 г.р. Служил с 1901 г. Жена Мария. Арестован 17.11.1937 г. Расстрелян 11.12.1937 г.
Когда забирали батюшку, мимо проходил р.Б, Гущин Василий Фёдорович. Возмутился на милиционеров, что они так безжалостно поступают, забирают доброго священника. Арестован, в Сергачской тюрьме убит изуверски 17.11.1937 г. Отомстили за то, что заступился за батюшку. Оклеветали, будто маслом объелся и умер.

Диакон Тимофей Яковлевич Кондратьев, 20.01.1882 г.р. Жена Мария Лавровна, дочь Анастасия; дочь Зинаида; сын Модест. Служил диаконом с 1922 г. Арестован: 6.10.1932 г. 19.02.1933 г. приговорен к 5 г. концл. Дальнейшая судьба не известна. «Книга Памяти» т.З стр.406 Ф.3074,оп.1,ед.хр, 3065 за 1943 г.

Диакон Федор Иванович Кочетков, 1892 г.р., житель с. Кузьминка. Жена Евдокия Алексеевна, дочери Ирина, Антонина, Зинаида, Валентина; сыновья Иван, Виктор, Александр; С 1929 г. – псаломщик. Арестован 06.10.1932 г. Приговорен к 5 г. концлагепя. В 1937г. – диакон. Арестован 17.11.1937 г. Приговорен к Юг. ИТЛ. Умер 24.08.1938г. «Книга Памяти» т.2 стр.389

Церковный староста Баринов Петр Николаевич, 1877 г.р. Жена Мария Егоровна; дочь Прасковья, в 1919 г. был арестован, сидел 3 мес. Арестован: 23.10.1932 г. 19.02.1933г. приговорен к 5 г. концл. Дальнейшая судьба: не известна.

Церковный староста Шуртаков Петр Павлович, 1893 г.р., сыновья Константин, Иван, Василий. Арестован: 5.09.1937 г. 26.09.1937 г. приговорен к ВМН. Расстрелян 13.10.1937 г.

Виновными себя не признали. Их главная вина была в том, что они, веруя Богу, служили Ему в Божием храме даже до мученической смерти.

И ныне молятся они за нас в Царствии Небесном.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *