Село Ачка в давние времена

Лапти из Ачки не имели себе равныхСело Ачка, что расположено в Сергачском районе Нижегородской области, издавна населенное русскими, получило название по превратившейся ныне в ручеек речке Ачке, или, как раньше писали, Аче, одному из небольших притоков Анды, впадающей в Пьяну. Это название имеет татарское происхождение: слово ачы по-тюркски обозначает «горький» либо «соленый». Судя по всему, село может вести свою историю примерно с XVI века. Заселено Припьянье тогда было очень слабо, поэтому власти некоторое время насильственно выводили великорусских крестьян на поселение в Арзамасский, Алатырский и Курмышский уезды.

В середине XVII века Ачка вместе с половиной Арзамасского и Нижегородского уездов переходит в собственность «царского зятя» — вельможного боярина Бориса Ивановича Морозова. Он организовал в этих местах поташный промысел на экспорт — тогда углекислый калий еще не научились производить химическим способом. Многие ачкинцы, как и жители других сергачских мест вынуждены были работать на поташном производстве в качестве будников и майданщиков.

Потомки будников и майданщиков еще в 1665 году, после смерти боярина Морозова, были переписаны в государственные крестьяне. Мужики царапали тяжелые каменистые земли деревянными сохами с железными лемехами, боронили нечерноземные поля деревянными боронами. Нуждаясь в пашнях, они делали в лесу росчисти, подсушивали срубленные деревья, сжигали их, корчевали пни и начинали распахивать гари. Первые несколько лет на новом участке, удобренном золой от костров, удавалось собирать относительно неплохой урожай ржи, пшеницы, проса, овса, ячменя, репы, которая в тогдашнем рационе занимала место еще неизвестной на Руси картошки. Из бобовых культур ачкинцы уважали горох, чечевицу и вику, из огородных — лук, морковь, капусту, огурцы. Напоминаем, что репа в древности считалась не огородным, а полевым овощем. Ее употребляли в пищу пареной, вареной (в похлебках и кашах), вяленой и даже сырой.

С давних пор каждая крестьянская семья в Ачке имела свой собственный знак — полевую мету, которую применяла для того, чтобы обозначить на местности свои покосы, посевы, лесные делянки. В качестве мет применяли стилизованные изображения бытовых предметов — вил, сапог, грабель, дуги, косы, ухвата, кочерги, сохи. Подходили и природные сюжеты, и геометрические фигуры — луна, елка, треугольник, куриные лапки, колечки. После Первой мировой и Гражданской войн отдельные сельские оригиналы выбрали себе в качестве мет пушки, пулеметы и аэропланы.

В свободное от хлебопашества время ачкинцы в старину занимались вязанием шерстяных носков и варежек, тканьем холстов, валянием самодельной обуви, сапожничесгвом, плотничьим и столярным ремеслами, выделкой овчин, бондарным делом, изготовлением хомутов. В лапотном же ремесле, по свидетельству старожилов, Ачка не имела себе равных на всей сергачской земле. Лапти плели всех сортов. Самые эстетичные «чувашские» предназначались для девиц, «прямые» — для баб, «кривые» — для мужиков.

Источник: Нижегородский рабочий, № 71 от 24.04.09 г.

Записи по теме

Одна мысль о “Село Ачка в давние времена”

  1. Александр Д.

    Родился я на Украине в г. Днепропетровске, а моя Мамуля родом с Ачки. Каждое лето с родителями приезжали на пару месяцев, но их всегда катастрофически не хватало и уезжать ох как не хотелось. Пока обойдешь всех родственников…. А теперь и сестры с братьями выросли и давно уже обзавелись собственными семьями. Как хочется вернутся в это «бесшабашное детство». Вот ни как не соберусь к Родне, а не был там уже лет 12-13. В следующем году уже и Любимой Доченьки идти в школу. Вот наверное соберемся и приедем в гости. Всем ОГРОМНЫЙ ПРИВЕТ с УКРАИНЫ !!!

Комментарии закрыты.