Еще о медвежьем промысле сергачан

Просмотров: 78 Оставить комментарий

Как известно, на гербе Сергача изображен медведь. Это связано с промыслом, которым до конца 19 века промышляли многие сергачане.

Медвежья потехаМедвежья комедия – любимое народное увеселенье.

Такие представленья устраивались во время народных гуляний, на ярмарках.

Власти, хоть и не жаловали такие забавы, не редко сами наслаждались медвежьими представлениями. В частности, в 1570 году Иван Грозный приглашал сергачей с медведями на собственную свадьбу с Марфой Собакиной.

И это несмотря на то, что в 1551 г. царь Иван VI поставил вопрос перед церковниками о запрете обычая как обычая поганых (так обычно называли на Руси иноверцев), «кормяща и хранища медведей и ины некая животная на глумление и на прельщение простейших человек».

Эта народная забава несколько раз упоминалась в “домострое”, осуждающем ее как одно из “бесовских угодий”, “богомерзких дел”. Но, не смотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей.

Язычество связывало медведя с плодородием и благополучием, чем? Видимо, и обусловлен живой интерес и уважение к нему со стороны народа. Наши предки считали медведя магическим зверем: если он обойдет вокруг избы, то он отведёт от неё пожар, впустившему в дом вожака с медведем и в чьём сарае останется медвежий помёт, гарантировано финансовое благополучие.

Поводыри давали почтительно-шутливые имена учёным медведям: Михайло Иваныч, господин Топтыгин и т.п. У всех охотников, занимавшихся медвежьим промыслом, было поверие, запрещавшее произносить имя зверя, чтобы он не рассердился и не задрал охотника.

Медведей звали “хозяин”, “косолапый”, “суседушко”.

С раннего возраста медвежатники обучали медведей ходить. Многие делали это так: под передние лапы продевали цепь, а в лапы давали палку, и медвежонок вынужден был вставать на задние лапы. При этом его стегали прутиком и водили. Так медвежонок учился ходить.

Был и другой, менее гуманный способ способ. Медведя сажали в клетку с металлическим дном, которую наполовину опускали в яму. При этом под дно клетки укладывали хворост и поджигали. В результате пол клетки нагревался отчего медведь вынужден был передние лапы, которые в отличие от задних, на которые обуты лапти, поднимать. Так медведь учился вставать на задние лапы. Когда огонь усиливался, медведь начинал переступать с лапы на лапу, т.е. «плясать». Для выработки условного рефлекса поводырь в это время бил в бубен, а потом давал морковку или другое лакомство. Такое обучение проводилось в течение до двух месяцев. В результате, заслышав бубен, медведь сам пускался впляс на задних лапах.

Д.А. Ровинский описывает одну из медвежьих комедий:

“- Ну-тка, Мишенька, поклонись честным господам да покажи-ка свою науку, чему тебя в школе пономарь учил, каким разумом наградил. И как красны девицы-молодицы белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.

– Миша садится на землю, трёт себе одной лапой морду, а другой вертит перед рылом кукиш – это значит девица в зеркало смотрится.

– А как, Миша, малые дети лазят горох воровать?

– Миша ползёт на брюхе в сторону.

– А ну-ка, Михайло Иваныч, представьте, как поп Мартын к заутрени спеша идёт, на костыль упирается, тихо вперед подвигается?

И как поп Мартын от заутрени домой гонит, что и попадья его не догонит?

И как старый Терентьич из избы в сени пробирается, к молодой снохе подбирается?

Мишка семенит и путается ногами…

В конце представления мишка держа в лапах шляпу обходит толпу, собирая свои копейки.”

А вот еще одно описание таких утех:

“Марьиванна – старенькая, взъерошенная… Рядом со старенькой Марьиванной – её внук, такой же взлохмаченный, растерянный.

– А ну, покажи, как девки за водой ходят, – кричит в самое ухо поводырь.

И Марьиванна с медвежьей грацией закидывает кнутовище за шею и медленно, лениво раскачивается. А маленький внук…награждённый кем-то целым литром молока, тянет его прямо из горлышка…”

Медвежья потеха с козойТипичным персонажем в представлениях с медведями была “коза бодатая”, которую, как правило, изображал сын поводыря, на которого надевали мешок с прикрепленной к нему козлиной головой с рогами.

К голове обычно приделывался деревянный язык, хлопая котороым издавали громкий шум. Коза плясала вокруг медведя, дразнила его и колола деревянным языком. Медведь же сердился на нее, устрашающе рычал, вставал на задние лапы и кружился вокруг вожака. Так они «танцевали». После танцев вожак давал медведю в лапы шляпу и тот обходил публику и собирал честно заработанные копейки.

Не редко артистов (и медведя и хозяина) угощали водкой. После этого они, изображая пьяных, боролись.

Смешно выглядели медведи, когда пародировали судей, когда, держа палку (лук), натягивали воображаемую тетиву и «стреляли» из лука, когда ходили, словно солдаты, с палкой (ружьями) на плече и т.д.

Очень забавляло всех, когда кто-то отваживался поздороваться с медведем за лапу, или даже покататься на нем, когда угощали косолапого пивом. При этом медведь осторожно брал кружку, с удовольствием выпивал пиво и аккуратно возвращал тару.

Медведь, этот «хозяин леса», похожий на добродушного ребенка, не мог не растопить сердца зрителей, охотно благодаривших артистов за доставленное удовольствие.

Медвежья утеха показывалась во время различных праздников. Так ряженые часто ходили с медведями по дворам во время Святок. При этом медведь становился главной фигурой этих потех.

Медвежий промысел в Сергачском уезде Нижегородской губернии описывали П.И.Мельников-Печерский, С.В.Максимов, А.С.Гациский и др. В частности, П.П.Семенов заметил, что этот промысел был популярен у жителей Ключева, Кладбищ, Ендовищ, Шубина, Грибанова и Пицы. Он также отмечал, что поводыри медведей зарабатывали чистыми до 70 руб. (видимо, речь шла о месячном доходе).

Орлов А.М. подчеркивает, что часто медведей водили и татары Сергачского уезда, в частности, в таких селах, как Андреевка, Камкино, Ключищи, Собачий Остров.

Со временем медвежий промысел становился все более разнообразным – поводыри заставляли медведя изображать тещу, парильщика в бане и многое другое.

К тридцатым годам 20-го века медвежья утеха уступила место цирковым представлениям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *