Голова обвязана…

Просмотров: 166 Оставить комментарий

Валерий Павлович Чкалов

В музее авиастроительного завода «Сокол», так теперь называется завод №  21 в Нижнем Новгороде, хранится отчет В. П. Чкалова о полете, который закончился аварией самолета. Пилот в результате получил травму, о чем свидетельствует фотография Чкалова с забинтованной головой.
Подробности того происшествия я много лет назад услышал от Александра Васильевича Белякова. По-моему, в конце шестидесятых или в самом начале семидесятых годов он приехал в Чкаловск один, без Байдукова. Я тогда рассказал Белякову, что живу на поселке завода «Вторчермет» у Московского шоссе, недалеко от испытательного аэродрома авиастроительного завода № 21, и в детстве каждый день ходил в школу и из школы мимо летного поля, обнесенного забором из колючей проволоки. На авиационном заводе с довоенных лет работали и сейчас работают жители соседней деревни Костарихи, отцы и матери моих школьных друзей, от них я слышал, что Чкалов бывал на этом предприятии. И даже, кажется, там работал. Так ли это?
— Конечно, так, — ответил Беляков. — И не только бывал, но и взлетал с этого поля и садился на него, с 1934 года по поручению Поликарпова облетывал здешние самолеты, а потом даже был шеф-пилотом 21-го завода с декабря 1936 года. Это до этого аэродрома Валерий Павлович не дотянул 3 октября 1937 года, хотел приземлиться на шоссе, но ему помешали машины, и пришлось управляемо «падать» в лес… Самое страшное для летчика-испытателя, да и для любого пилота в небе,  — это внезапная остановка мотора на малой высоте. Тут важно не потерять самообладание. Чкалов всегда умел контролировать ситуацию и находил единственно верное решение, даже когда погиб, все успел сделать так, чтобы люди вокруг не пострадали… Между прочим, Валерий называл тот самолет «женским», потому что он предназначался для Валентины Гризодубовой, которую он очень уважал, как все авиаторы страны.
Через много лет в книге, изданной в 1939 году к первой годовщине со дня гибели В.  П.  Чкалова, я прочитал воспоминания А.  В.  Белякова, где он подробно пишет о том, что тогда случилось. Вот эти строки:
…Однажды Валерий испытывал новый одноместный самолет в районе города Горького. Полет на максимальную скорость надо было провести у земли. И вот когда мотору был задан полный газ и самолет, как метеор, проносился вдоль шоссе  — неожиданно послышался сильный треск и отдельные части мотора полетели в разные стороны. Валерий понимал, что через несколько секунд врежется в землю, но твердо держал управление и заставил самолет садиться на густой лес (правда, Чкалов в приведенном нами выше отчете пишет «на мелкий лес». — А.  Ц.). Ему, конечно, было известно, что лес амортизирует удар и часто спасает летчику жизнь.
«Вот уже верхушки деревьев, — рассказывал Валерий. — Подбираю ручку еще на себя… но скорость еще очень велика… Самолет задевает за ветки и переворачивается на спину. Я чувствую, что лечу хвостом вперед и головой вниз… затем снова переворачиваюсь головой вверх…
Ломаются сучья и наклоняются деревья…
Очнулся от сильной боли в затылке, лежу в лесу на земле. Потрогал волосы — рука липнет в крови…»
Самолет разбился вдребезги, а летчик отделался ранением головы и общими ушибами.
Дня четыре ходил Валерий с забинтованной головой, а затем снял повязку, и никто не подумал, что этот человек был на волосок от смерти…
Сделанную тогда свою фотографию с забинтованной головой Чкалов повесил у себя дома над кроватью.

Александр Цирульников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *