Про Чкалова: С вождем на ты

Сталин и Чкалов

Удивительное дело  — рассматривать фотографии выдающегося нижегородского мастера светописи Нисона Михайловича Капелюша, на которых запечатлены рядом Сталин и Чкалов, и видеть, что не Чкалов при Сталине, а скорее наоборот: личность Чкалова довлеет или, во всяком случае, они на равных.
2 мая 1935 года Чкалов на аэродроме познакомился со Сталиным. Того сопровождали Ворошилов и Орджоникидзе. Сталин спросил Чкалова, почему тот не пользуется парашютом, а обычно старается спасти машину?
Чкалов, мысленно предположив, что Сталину известно о его воздушных приключениях от Ворошилова, ответил вождю, что «летает на опытных ценных машинах, которые надо беречь во что бы то ни стало. Легче всего спастись на парашюте. Но, если я брошу самолет, он погибнет, и потребуются три  — пять лет еще, чтобы сделать новый. А за это время конструкция морально устареет. Я, спасая самолет, спасаю свою жизнь…»
И тогда Сталин произнес слова, которые потом были растиражированы во всех изданиях о Чкалове, вышедших до развенчания культа личности «отца народов»: «Ваша жизнь дороже нам любой машины. Надо обязательно пользоваться парашютом, если есть в этом нужда!»
Чкалов продемонстрировал тогда вождям ряд фигур высшего пилотажа, а после посадки вновь беседовал с генсеком. Прощаясь с ним, надеялся, что Сталин поможет ему осуществить мечту о дальнем перелете.
В июне 1936 года в перерыве одного из заседаний в здании ЦК ВКП(б) Чкалов, Байдуков и Беляков обратились к Сталину с просьбой разрешить им совершить полет к Северному полюсу.
Сталин ответил вопросом:
— Зачем лететь обязательно на Северный полюс? Летчикам все представляется нестрашным  — рисковать привыкли. Зачем рисковать без надобности?
— Риска совсем мало, машина хорошая, мотор хороший!
Тут уместно короткое отступление.
В феврале 1994 года в городе Чкаловске отмечалось 90-летие со дня рождения Валерия Павловича. На юбилей приехали Георгий Филиппович Байдуков и летчик-космонавт Георгий Тимофеевич Береговой. Они поднялись по лесенке на площадку к открытой кабине исторического самолета АНТ-25. Это о нем шла речь в разговоре со Сталиным: «Машина хорошая, мотор хороший…»
— Но ведь он всего один! — вырвалось у меня.
И встретился с укоризненным взглядом Байдукова.
— Вас удивляет, что мы на одном моторе отправились в такую дорогу?
Сталин спрашивал Чкалова, не слишком ли велик риск, и услышал в ответ: «Товарищ Сталин, риск, конечно, есть, но при четырех моторах — четыреста процентов риска, а при одном моторе — только сто!»
Валерий Павлович мог себе позволить пошутить со Сталиным!
Георгий Филиппович Байдуков, второй пилот чкаловского экипажа, рассказывал, как во время кремлевского приема Чкалов, обратившись к Сталину на ты, преподнес ему полный бокал водки и предложил выпить на брудершафт. Все присутствовавшие затаили дыхание, Чкалов осушил свой бокал до дна, а Сталин  — лишь пригубил.
Ольга Валерьевна, дочь великого летчика, считает, что это была роковая ошибка отца. Отношение Сталина к Чкалову, говорит она, очень точно передает очень опасный для того времени анекдот, родившийся после гибели Валерия Павловича:
«Сталин читает Пушкина: «Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит одиноко со мной наравне…», потом звонит Берии и говорит: «Лаврентий, убрать орла!»
Вот орла и убрали.
Хотя какие у них могли быть счеты? Один  — всемогущий вождь, второй — просто летчик, на какое-то время ставший известным.

Александр Цирульников

Записи по теме