Село Чукалы, Мордовия (ранее - Сергачский уезд)Православие 

История прихода села Чукал Сергачского уезда Нижегородской епархии

В тысяче-приходном составe Нижегородской епархии есть не мало приходов с населением исключительно инородческим, преимущественно мордовского племени, начало образования которых относится главным образом к времени действий „Конторы новокрещенских дел“ (1740—1763 г.) и особенно ко времени епископства на Нижегородской кафедре Димитрия Сеченова (1743—1748), бывшего доселе первым управителем Конторы новокрещенских дел.
Учрежденная 11 Сентября 1740 года для проповеди слова Божия иноверцам инородцам четырех губерний: Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской Контора новокрещенских дел под просвещенным водительством Архимандрита Димитpия Сеченова при благоразумных своих действиях наставила в христианской вере и крестила разных народов иноверцев в продолжение 1741 и 1742 года в Казанской и Нижегородской губерниях 17,362 человека, которые крестились целыми деревнями как мужеского, так и женского пола – все до единого человека.
Донося о первых плодах проповеди иноверцам слова Божия членов новокрещенской Конторы Святейшему Синоду (в 1742 году), Архимандрит Димитрий представлял на благоусмотрение его разные меры, необходимые по местным обстоятельствам и нуждам, для дальнейшего успеха в обращении иноверцев. Так, он представлял Святейшему Синоду, что „весьма нужно в новокрещенских жительствах построить 30 деревянных церквей или более, ибо новокрещённые от русских сел жительство имеют дальнее, от чего многие за дальним от церквей расстоянием, христианских должностей (треб) лишаются”. Святейший Синод утвердил это представление и по Высочайше утвержденному докладу Сената (28 Сентября 1743 г.), разрешено было отпустить из Коллегии Экономии на постройку таких церквей и на покупку Церковной утвари 4,500 рублей. Сверх того, „во избежаниe излишнего казенного расхода вывозить лес, где он имеется, и те церкви строить тех мест и приходов жителям, тако ж и тем, кои и креститься не пожелают. А книги в те церкви отпустить из Московской типографии. А колокола вылить в Екатеринбурге из казенной меди небольшого весу. А церковную разную утварь из находившейся без употребления в мастерской палате, и что отыскаться может и в ведомстве Святейшего Синода“.
Святейший Синод разрешил также определить, согласно с представлением управителя Конторы новокрещенских дел, еще до построения проектированных 30 церквей, к каждым 250 дворам по два священника, по одному дьякону и по три церковника с производством им жалованья: священникам по 60 рублей, хлеба по 60 четвертей, дьяконам по 40 рублей, хлеба по 40 четвертей, церковникам по 30 рублей, хлеба по 30 четвертей на год каждому с тем, чтобы они и в строении оных церквей надлежащий присмотр имели и новокрещенных закону, и детей их грамоте обучали, и всячески тщились в них христианские обычаи вводить. А пока оные церкви отстроятся, хотя при часовнях церковных требы исправляли бы. А жалованья им от поселения их до трех лет как денежное, так и хлебное, хотя вполы против вышеупомянутых определить”.
Таким образом на самых первых порах действий Конторы новокрещенских дел на инородцев Нижегородской епархии было обращено такое же внимание, как и на инородцев епархии Казанской, и управитель Конторы, еще будучи в сане Архимандрита уже многое сделал но обращение инородцев Нижегородской enapxии, которой управлял в то время Епископ Иоанн Дубинский. Но еще болee Димитрий Сеченов приложил трудов к обращению Нижегородских инородцев, когда хиротонисан был в Епископа Нижегородского на место уволенного за болезнью Иоанна. По словам Высокопреосвященнейшего Макария — биографа Нижегородских иepapxoв „Преосвященный Димитрий на Нижегородской кафедры был для инородцев почти тоже, что Питирим для раскольников”. При самом избрании Архимандрита Димитрия Сеченова на кафедру Нижегородскую на него возлагалась надежда, что он “… и при делах крещения иноверных народов трудиться имеет“. Преосвященный Димитрий действительно употреблял все меры к обращению инородцев и успехи его были удивительны. Из табели, составленной по Именному указу 16 Января 1746 года и посланной Преосвященным Димитрием Сеченовым в Святейший Синод, видно, что в это время новокрещенных в Нижегородской епархии считалось 50,430 человек, помещавшихся в 4,981 дворе. Деревень, населенных ими, насчитывалось 132, а церквей при них 74, из которых 36 были устроены, 16 устроились и 22 были прежние церкви, к которым только приписаны новокрещенные деревни.
В период неусыпных трудов Преосвященного Димитрия по обращению инородцев была просвещена св. крещением и Чукальская мордва, для которой в 1744 году был устроен и с благословения Преосвященного Димитрия освящен храм в честь Рождества Христова, и определен причт из двух полных штатов. Так образовался Чукальский приход.
Первоначально Чукальский приход состоял из большого села старых Чукал и двух выселков из него: новых Чукал или Селищ и Андреевки. Bсе прихожане принадлежали к Мордовскому племени Эрзя и до 1797 года назывались дворцовыми казенного ведомства. В 1797 году село Чукалы вместе с крестьянами подарено было Императором Павлом Петровичем Вице-Адмиралу Графу Сергею Ивановичу Плещееву. В 1803 году с. Чукалы перешло во владение Штабс-Капитана Александра Александровича Волкова, в 1811 г. перешло к г. Ломоносову, в 1815 г. к Ипполиту Даниловичу Грязнову, потом к его жене Каролине Семеновне Грязновой, в 1825 году к Графу Николаю Александровичу Протасову, а с 1856 года владела селом и крестьянами до их освобождения жена его Графиня Наталья Дмитриевна Протасова. Крестьяне деревни Селищ в том же 1797 году подарены были Императором Павлом Петровичем некоему Петру Павловичу Званцову и с того времени до самого освобождения в 1861 году находились в крепостной зависимости у гг. Званцовых.
В составе села и двух деревень приход Чукальский существовал до начала XIX столетия, но с наступлением его он начал изменяться в своем составе. Так, в 1802 году деревня Андреевка, как селение Симбирской губернии, отведена к селу Игнатову Симбирской губернии. Взамен Андреевки в 1803 году причислена к Чукальскому приходу деревня Роксажон Лукояновского уезда. В 1823 году в местности Чукальского прихода населены из крестьян казенного ведомства две небольшие деревни: Инелейка и Лисинка—Новые Селищи тож и причислены к Чукальскому приходу. В 1827 году вывезено несколько семейств из деревни Лукьяновки и поселено близ речки Якстуни под назвашем Стрелки. В том же году выселено несколько семейств из Селищ в особый поселок под названием Петровка — в честь бывшего помещика Петра Павловича Званцова. Как Стрелка так и Петровка остались в Чукальском приходе. В 1831 году выселено несколько семейств из с. Чукал в особый выселок. Этот выселок назван деревней Протасовой — в честь Графа Протасова. В 1848 году из села же Чукал выселено еще нисколько семейств в особый выселок под назвашем деревни Милосны. Как Пратасова так и Милосна остались в составе Чукальского прихода.
Таким образом к 1848 году приход Чукальский состоял из следующих девяти селений: села Чукал и деревень: Селищ, Роксажон, Инелейки, Лисинки, Стрелки, Петровки, Протасовой и Милосны.
С 1848 года приход стал уменьшаться: в этом году деревни Инелейка и Лисинка за дальностбю от приходской церкви отошли к с. Михалкину Майдану. В 1866 году деревня Стрелка тоже по причине дальнего расстояния от приходской Чукальской церкви отошла к селу Барахманскому Гарту Симбирской губернии. В 1872 году по желанию и прошению владельца деревни Ceлищ Петра Ивановича Званцова и крестьян деревни Селищ и Петровки Епархиальным Начальством разрешено coopудить в деревне Селищах храм и открыть особый приход. 11 Ноября 1876 года храм в деревне Селищах освящен, причт к сему храму переведен из села Чукал (второй штат), а приход образован из Селищ, Петровки и Роксажон. В Чукальском же приходе остались селения: самое село Чукалы и деревни Протасова и Милосна с одним штатом причта.

(Примечание: В 1878 году из Чукальского прихода по причине неурожаев и притеснений управляющего Графини Протасовой переселилось добровольно в Сибирь 275 душ обоего пола.)

До закрытия Конторы новокрещенских дел в первые двадцать лет существования Чукальского прихода неизвестно кто были священниками в немъ, имена их и фамилии в преемственном порядке известны только с 1764 года и по настоящее время по обоим штатам. Вот перечень им:
По 1-му штату:
1) 1765—1783 священник Василий Феодоров.
2) 1783—1824 — Лаврентий Гаврилов.
3) 1824—1839 — Петр Иванов.
4) 1839—1848 – Павел Минорин.
5) 1856 по настоящее время — Матвей Листов.

По 2-му штату:
1) 1764—1779 г. священник Афанасий Петров.
2) 1783—1824 — Иван Петров.
3) 1824—1827 — Гавриил Иванов.
4) 1829—1831 — Василий Иванов.
5) 1831—1858 — Феофан Зеленецкий.
6) 1859—1871 — Иоанн Цедринский.
7) 1871 до перевода в Селищи — Иоанн Певницкий.

Храм, современный обращению Чукальской мордвы в христианскую веру, был построен в селе Чукалах однопрестольный, деревянный, из красного лесу на дубовых членах, обитый внутри и совне дубовым тесом с дубовой чешуйчатой кровлей по скале и главой из мелкой дубовой чешуи, окрашенной зеленой краской. Колокольня отдельно в пяти саженях от храма из дубового лесу с обшивкой, кровлей и главой такими же, как и сам храм. Иконостас, как и царские врата, простой работы в гладь. Иконы в иконостасе не высокой ценности иконописные. Утварь, облачения и книги были присланы безденежно от казны и отличались простотой: сосуды, например, и ковчег были оловянные, напрестольный крест один был медный, а другой деревянный; облачения из ситца и бахты.
В 1810—15 годах колокольня была перестроена под одну крышу с храмом, причем чешуйчатая кровля заменена тесовой, а на главах из белой жести. Тогда же под все здание церковное подведен каменный фундамент, а внутри храма иконостас заменен резным столярной работы с колонками, иконы — живописными.
Спустя 50 лет по своем основании храм начал обогащаться церковной утварью значительной ценности. Так, в 1794 году приобретен серебряный ковчег, в 1798 г. — напрестольное Евангелие за 80 руб., у коего лицевая доска сребропозлащенная, а на оборотной средник и угольники тоже сребропозлащенные, в 1813 г. приобретен серебряный крест; в 1819 г. — сребропозлащенный потир; в 1844 г. куплен большой колокол, серебряное кадило и проч. Тогда же на местные иконы Спасителя и Казанской Божьей Матери сделаны сребропозлащенныя ризы с венцом на последней, осыпанным жемчугом с драгоценными по местам камнями. В 1845 году одной прихожанкой пожертвована икона Знамения Божьей Матери в серебряной ризе, в 1863 г. эта риза позлащена, а для самой иконы сделана киота изящной работы.

(Примечание: Эта икона в 1845 году отдана была причтом и старостой церковным в замен денег, недостающих в уплату за колокол крестьянину села Порецкого Симбирской губернии, но им в 1858 году безвозмездно возвращена Чукальскому храму. Крестьянин рассказывал, что при входе в ту комнату, где стояла икона, он всегда ощущал страх и в нем рождалось раскаяние: зачем он взял икону в залог.)

С 1845 года ситцевые и бахтовые облачения уступают место парчевым и бархатным, в пошитии их принимают учaстие Граф и Графиня Протасовы. От Графа же Протасова но завещанию в 1855 году поступил круг богослужебных книг в прочном кожаном и красивом переплете. В 1864 году приобретена плащаница, вышитая по полубархату золотом. В 1871—72 годах исправлены внешние и внутренние ветхости храма заново. Но… 1873 года Мая 6 дня в день воскресный в час по полудни, спустя часа два по совершении литургии храм сгорел. Пожар начался в алтаре: загорелся нижний ярус иконостаса по левую сторону царских врат, при чем успели спасти от огня все церковное имущество даже и колокола. Причина пожара следствием не открыта и виновником неосторожного обращения с огнем никто не признан.

Храм в селе Чукалах

Вскоре по уничтожении огнем храма в селе Чукалах, благочинным отведен для Чукальского прихода временно кладбищенский храм в селе Пустошке, куда и перенесено было все ценное имущество, спасенное от огня сгоревшей Чукальской церкви. В селе же Чукалах устроен из караулки молитвенный дом, в котором по просьбе прихожан Высокопреосвященнейшим Иоанникием разрешено исправлять дозволенное богослужение. В то же время мирским приговором избран строителем нового храма управляющий имением графини Протасовой Арзамасский купец Афанасий Пушков, который вследствие долговременного управления Чукальским имением, вкрался в полное доверие мордвов и получил сильное влияние на судьбу и все дела их. Но избранный в строители нового храма Пушков в течение двух лет, не приступал к nocтроению храма, не смотря на имевшийся для сего в значительном количестве лесной материал, приготовленный еще до сгорения храма и значительные денежные средства. Пушков медлил приступить к строению храма хотя под разными предлогами, но в сущности все эти предлоги его сводились к одному недоброжелательству его к духовенству. Пушков решительно настаивал на том, чтобы новый храм был построен на усадьбах священноцерковнослужительских, а для сего причт должен был порубить все свои сады и даже снести свои дома, на что священноцерковнослужители согласиться не желали. В таком положении дело о построении храма продолжалось до 1875 года — до святительского воздействия на Пушкова. Высокопреосвященнейший Иоанникий, обозревая Нижегородскую enapxию в лето 1875 года 21 Июля прибыл в село Чукалы. Из личного объяснения с прихожанами Владыка узнал, что постройка храма в их селе не начинается благодаря избранному ими строителю храма Пушкову, который во что бы то ни стало желает устроить храм непременно на усадьбах священноцерковнослужительских. Убедив прихожан приступить немедленно к постройке храма, Высокопреосвященнейший Иоанникий в тоже время заметил строителю Пушкову, что он не имеет права даже под самым благовидным предлогом отчуждать усадьбы священноцерковнослужителей без их согласия, и благословил строить храм на месте, избранном прихожанами. Прещение и благословение владыки подействовали на Пушкова, и он немедленно озаботился выправкой плана и фасада предположенной деревянной о двух престолах церкви. По получении плана и фасада приступлено было к вырубке срубов для храма.
Эта вырубка продолжалась с Ноября 1875 по Май 1876 года. 8 Мая освящено место для храма и заложен фундамент. В Июне на фундамент уставлены срубы, в Июле — Октябре производилась внешняя и внутренняя отделка храма, в Ноябре и Декабре устроен вчерне иконостас в приделе, иконы и церковная утварь для него употреблены из сгоревшего храма.
10 Января 1877 года прихожане села Чукал решили обратиться с просьбой к Высокопреосвященнейшему Иоанникию благословить совершить освящение придельного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Владыка благословил совершить освящение местному благочинному и освящение совершено 9 Февраля.
Лето 1877 года употреблено на окончательную внешнюю отделку храма, на что израсходованы все имевшиеся денежные средства по постройке храма. Внутреннее устройство в настоящей и позолота иконостаса в придельной церкви отложены до изыскания средств.
С 1879 года прихожане порешили для приобретения денежных средств на окончательную отделку храма брать у землевладельцев работы всем обществом и отчислять на то же дело из общественных сумм все остатки от мирских расходов.
В 1880 году произведена позолота иконостаса в приделе за 175 руб. и сдана столярная и резная работа иконостаса для настоящей крестьянину села Какина И.Г. Радаеву за 600 руб., который в 1881 году ее выполнил. За написание икон для сего иконостаса уплачено живописцу 500 руб., а за позолоту ого 960 руб.
20 Октября 1882 года с разрешения и благословенья Преосвященнейшего Макария храм был освящен в честь Рождества Христова местным благочинным соборно со многими священниками. С 1883 года храм усердием прихожан начал обогащаться ценной утварью.
В 1861 году вследствие распоряжения Enapxиального Начальства священноцерковнослужителями села Чукал открыто в собственных домах пять училищ под названием церковно-приходских. В этих училищах обучалось каждогодно до 50 мальчиков. Обучением занимались священноцерковнослужители безмездно, за что в 1865 году священники М. Листов и И. Цедринский и дьячек И. Маков получили благодарность от Епархиального Начальства. В 1868 году все эти училища упразднены, вместо них открыто училище от земства, но здания училищного не было устроено, а обучение производилось при Волостном Правлении в особой комнате. Обучали: священник, дьякон и дьячек с платой от земства 50 руб. в год.
В 1873 году открыто в селе Чукалах инородческое училище от Министерства Народного Просвещения. Здание для училища основано 8 Июля, а 22 Октября освящено по обряду христианской Церкви и 23 числа началось учение. Законоучителем в оное определен местный священник Мат. Листов, а учителем Ник. Порф. Кочуновский. „Нужно заметить, – говорит по поводу открытия этого училища составитель Церковно-приходской Летописи священник Мат. Листов, – что благодетельное распоряжение правительства об устройстве в инородческих селениях особых народных школ от Министерства Народного Просвещения весьма благовременно приведено в исполнение в нашем приходе. Дело в том, что прихожане наши и прежде мало расположенные к посещению храма Божия со времени сгорения Чукальской церкви еще в меньшем против прежнего количества стали ходить к богослужениям, не говоря про отведенный для нашего прихода храм в селе Пустошке, но и в Чукальский молитвенный дом, более и более стали охладевать ко всему религиозно-нравственному, к исполнению религиозных обрядов и других дел христианского благочестия, но усердно стали исполнять обряды языческого культа. Училище — это влиятельная сила, ослабляющая закоренелые, грубые обычаи народа, суеверные и полуязыческие обряды инородцев”.
С освящением придельного храма в 1877 году и главного в 1882 году Чукальцы, хотя и стали усерднее посещать храм Божий и исполнять религиозные обряды по уставу Православной Церкви, например, поминать усопших и молебствовать на полях, но не оставляют и своих языческих вакханалий.
20 Февраля 1764 года последовало закрытие Конторы новокрещенских дел. С закрытием ее миновало время льгот новокрещеным: они в правах были сравнены со всеми другими им подобными подданными, им велено было наравне с государственными крестьянами состоять в ведении губернских, провинциальных и воеводских канцелярий и в случае притеснений и обид искать удовлетворения на общих основаниях в местах, определенных законом. Тогда и инородческие приходы поставлены были в одни условия с приходами русскими. Жалованье, какое давалось священноцерковнослужителям в инородческих приходах хотя вполы из доходов Коллегии Экономии до закрытия новокрещенской конторы, теперь отменено и духовенство оставлено на содержании прихожан. Так было и в Чукальском приходе, пока не последовало при генеральном размежевании земель нарезки земли и на содержание причтов в инородческих приходах. Со времени пожалования Чукальской и Селищенской мордвы во владениe помещиков средства содержания Чукальского причта улучшились: помещики до самого освобождения крестьян жертвовали духовенству дровяной лес для отопления и корм для скота в таком количестве, что весьма обеспечивали причт относительно отопления и прокормления скота.
15 Марта 1872 года в присутствии Мирового Посредника и местного благочинного между причтом села Чукал и прихожанами последовало соглашение относительно замены некоторых средств содержания причта новыми. По сему соглашению положено: священноцерковнослужителям пользоваться по-прежнему доходами от службы и треб и землей, но хлебные сборы отменить, а взамен их назначить от прихожан на оба штата причта 528 рублей с производством уплаты в два срока: 15 Декабря и 15 Марта. Тогда же последовало согласие прихожан купить для священника и причетника дома в течение четырех лет.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 17 от 1 Сентября 1890 года и № 18 от 15 Сентября 1890 года

Записи по теме

вверх