Site icon Сергач: что надо!

Мордовское село Какино Сергачского уезда Нижегородской епархии

Какино, гулянья

История села Какино, крещение поселенцев

На речке Пиле по протяжению большой дороги от Итманова к Гагину издавна расположено Значительное по численности жителей (до 3 тысяч душ) село Какино, населенное исключительно мордовским племенем Эрзя.
В официальных бумагах второй половины XVIII века село Какино писалось селом Николаевским — Какино тож, на том основании, что по просвещении св. крещением Какинской мордвы она до построения в Какине церкви приписана была к Николаевскому храму села Карауловки. Теперь же оно и пишется и называется одним словом „Какино», а по мордовски „Какань-био». Говорят, что это название село получило от имени первоначального жителя его „Какай“ — игрушка. До 1798 года село Какино в церковных документах значится „дворцовым селом Арзамасской округи», а с 1803 года уже Сергачского уезда.
Начало просвещения христианством Какинской мордвы составитель Какинской церковно-приходской летописи священник И.Ф. Добротворский приурочивает ко времени просветительной деятельности обратившегося из язычества в христианство ревнителя православия мордвина Феодора Догады.
Под рубрикой: „Об обращении в христианство Какинской мордвы» он пишет:

„Н. Храмцовский в своем очерке истории Нижегородской губернии (стр. 98 и 99 ч. 1 изд. 1857 г.) говорит: царствование Императрицы Анны Иоанновны памятно в истории Нижегородской просвещением Нижегородских иноверцев. В 1740 году, по имянному указу, для просвещения мордвы, чувашей и черемис выбраны были в Казанской губернии 30 молодых людей из разных сословий, знающих языки тех племен, приготовлены в священно-служители, и посланы просвещать идолопоклонников Нижегородской и Казанской губерний. Кроме этих просветителей, приготовленных заботливым правительством, были еще поборники православия по призванию, которые своим примером и трудами принесли много пользы в деле обращения язычников в христианство. Таков был Федор Догада, мордвин Арзамасского уезда, дворцовой Ясашной волости, деревни Камкинской. В 1731 году Догада принял св. крещение в Московском Богоявленском монастыре, и через 9 лет при Нижегородском Епископе Иоанне, он, как просветитель мордвы, был послан мордовским Камкинским обществом к Императрице Анне Иоанновне „всенижайше просить о том, чтобы повелено было по желанию их просветить светом св. крещения». Нужно ли говорить, как было принято это прошение? — Императрица, кроме других милостей, оказанных новообращающимся, повелела на казенную сумму построить в Камкине церковь, снабдить ее утварью и серебряными сосудами, а также отлить для нее в Москве из казенной меди три колокола в 10 пуд., 5 пуд. и З пуда. В „Истории Нижегородской eпapxии“ А. М. в очерке просветительной деятельности Архиепископа Питирима говорится: „труды Питирима и по обращению язычников в христианство не остались без успеха: в 1731 году крестился мордвин Федор Догада, который после того чрез 9 лет мало по малу успел обратить в христианскую веру всю свою мордовскую деревню Камкино, принадлежавшую к Арзамасскому уезду и сделавшуюся с этого времени селом» (стр. 99). По всей вероятности, — продолжает О. Добротворский, — в вышепоименованных трудах указанные места о Феодоре Догаде надобно относить к нашему селу Какину, а не к деревне Камкинской или Камкину, на том основании, что деревни Камкинской в Нижегородской губернии вовсе нет (см. Алфавитный список селам и деревням Нижегородской губернии, изд. 1885 г.), а есть деревня Камкино, но только не Арзамасского уезда, а Ардатовского, Кременковской волости (ibid), но она до сего времени остается деревней, чего, очевидно, быть не могло после показанных событий. Есть и еще деревня Камкино в Княгининском уезде, Камкинской волости (ibid), но эта деревня исключительно татарская. Соображение это подтверждается еще и тем, что в Какинской церкви до ныне имеются казенные книги и колокол, именно:
1) Напрестольное Евангелие в поллист, печат. в Москве 1745 г.,
2) Служебник,
3) Типикон,
4) Пентикостарион,
5) Евангелие учительное, воскресное.
На всех этих книгах имеются по листам надписи следующего, за малыми исключениями в орфографии, содержания: „Сия книга Ея ИМПЕРАТОРСКАГО Величества казенная, выдана ис конторы новокрещенских дел варзамасской уезд вновокрещенское село Николаевское Какино тож в церковь Божию для отвозу и отдачи во оную церковь выборному Григорию Никитину Июня 26 дня 1749 году».
6) Колокол в 5 пуд. 39 фунт, с надписью на нем: „Лит в Екатеринбурхе 1752 году».
Церковь освящена была в 1754 году.

(Примечание: По Высочайше утвержденному докладу Сената (28 Сентября 1743 года) разрешено было отпустить из Коллегии Экономии на постройку в новокрещенских жительствах 30 деревянных церквей и на покупку церковной утвари 4500 руб., а во избежание излишнего казенного расхода вывозить лес, где оный имеется, и те церкви строить тех мест и приходов жителям, а книги в те церкви отпустить из Московской типографии, а колокола вылить в Екатеринбурге из казенной меди не большого весу и проч.)

Правда, от дачи повеления Императрицей о сооружении в Какине церкви до исполнения его в таком случае протекло времени довольно значительно, но этим едва ли можно смущаться, если принять во внимание тогдашние исторические события: смерть Императрицы Анны в 1740 году, смена регентства в царствование младенца Иоанна Антоновича, наконец, воцарение Императрицы Елизаветы Петровны, вследствие чего быть могло, что повеление Императрицы Анны некоторое время находилось без движения. Сверх всего не могла споспешествовать делу и вероятная мешкотность тогдашних распорядков.

(Примечание: Кроме указанных событий и вероятной мешкотности, исполнение повеления Императрицы о построении Какинской церкви могло встретиться на деле с той наглой продерзостью, о которой с великим неудовольствием говорится в имянном указе Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года:

„Нашему Императорскому Величеству от Нашего Святейшаго Синода донесено, и с великим неудовольствием Мы слышать принуждены, что некоторые Наши же верноподданные, кои уже издревле христиане суть, вместо еже бы новокрещенным по долгу христианскому во всяких делах и нуждах их благосклонное призрение и вспоможение и от обид защищение показывать надлежало — их же новокрещенных утесняют и разоряют, а наипаче посылаемые из губернских и воеводских канцелярий в жилища их разсыльщики, чинят им великия и несносныя обиды и грабительства, также от некоторых драгун и солдат, а между тем и от офицеров, коим случается временно в жилищах их иметь квартиры, притеснения и обиды к ним происходить, а именно: (как в Наш Святейший Синод представляет определенный к переселению иноверцев от новокрещеных на другия места, Коллежский Советник Ярцов) истязывают их насильно и сами из-за побой берут всякую живность и npoчиe харчевые себе припасы и лошадям овес и сено безденежно. Их же забирая в противность указов на различныя работы употребляют. Сверх же того, приготовленный на церковное строeниe лес забрав же, употребили на конюшни и лошадям на стойлы, что уже весьма есть безсовестно…. И тако, что Мы но Нашему к Господу Богу и Церкви Его святой усердию созидаем, то из Наших подданных некоторые своими наглыми продерзостями безсовестно разоряют. (Прав. Собес. 1858 г. ч. III, стр. 492-494).)

Далее, местные предания относительно крещения жителей села Какина тоже подтверждают изложенное соображение. Передают, что первоначально для крещения отправлено было из Какина в Арзамас шесть человек возрастных мущин. Это были, вероятно, первые из обращенных Феодором Догадой к вере Христовой. Затем, быть может после того, как Догада своей ревностной проповедью о Христе до того расшатал языческие верования своих односельчан, что они добровольно отправили его в Москву к Императрице просить о крещении их. Присланы были из Арзамаса священники, которые и стали крестить Какинских мордвов массами в речке Пиле, протекающей чрез Какино, а может быть и в том большом пруду, который образуется из этой речки и находится немного выше поворота ее на юг близ первоначальной церкви 1754 года“.

Первая церковь

Первая по крещении мордвов основанная в Какине церковь находилась на возвышенности угла, образуемого речкой Пилой, вытекающей из близ находящегося большого пруда, и вскоре поворачивающей с запада на юг, по левую сторону от дороги из Итманова в Гагино. Построена она была из красного лесу в виде продолговатого четыре-угольника, мерою от западной двери до амвона 12 аршин, с трех-гранным выступом для алтаря. Покрыта была сначала тесом со скатом на четыре стороны и имела на верху фонарь с главой и крестом. Окна были в вышину не более аршина. С северного боку была устроена глухая галлерея и дверь. Со временем на крыше устроен осмериковый купол, окна увеличены, переделана в новом виде колокольня, приделана паперть, и вся церковь покрыта железом. Освящена она была, как сказано уже, в 1754 году. Сломана осенью 1884 года.
Части первоначального иконостаса сей церкви: царские двери и полукруглый верх над ними, северная и южная двери (сплошные, без всяких почти украшений и резьбы) прикреплены к стенам новой каменной церкви на паперти и в галлерее. Теперь на месте первой церкви поставлена часовня, которая и освящена 15 Июля сего 1890 года.

Построение каменной церкви

Крайняя маловместительность первой церкви в с. Какине, не отвечающая численности прихода, послужила для прихожан побудительной причиной к построению более просторной церкви и более прочной — каменной, основание которой и положено было в 1864 году, при священнике К.Ф. Травине, а в 1872 году при священнике И.Ф. Добротворском она уже по благословению Преосвященнейшего Поликарпа, Епископа Балахнинского, освящена 5 Ноября во имя св. Троицы собором иepeeв в предстоятельстве О. Благочинного священника села Ушакова Александра Невского. Поставлена каменная церковь в 65 саженях от первой церкви на усадьбе причта. Место это по центральности своей найдено более подходящим к построению на оном храма.
Сооружена церковь на средства прихожан при содействии Нижегородской Удельной Конторы, по распоряжению которой заблаговременно собран был с прихожан капитал в 4000 рублей и ею же составлен был план на церковь. Сборщиками на построeниe церкви доставлено не более 2000 руб.

Строил церковь подрядчик из деревни Пасьянова Арзамасского уезда крестьянин Дмитрий Яковлев Соков из своего материала и Соков за постройку и окончательную отделку (без иконостаса) церкви с колокольнею по контракту получил 14,500 рублей. Иконостас с иконами и сплошной позолотой на полимент обошелся в 4000 руб.

План церкви имеет форму продолговатого креста. Длиною она от внутренней западной стены до восточной алтарной 45 аршин, шириною в поперечине креста 27 арш., ширина между параллельными стенами 13 1/2 арш., в притворе храма под колокольней 7 арш.
По упразднении, с построением каменной, первоначальной деревянной церкви, хотя и холодной, но при тесноте помещения от присутствовавшего за богослужением народа несколько согревавшейся даже и в сильные зимние морозы холод новой просторной церкви показался нестерпимым. К тому же жаль было портить полиментовую позолоту великолепного иконостаса потом и инеем, неминуемыми в холодной церкви при большом стечении народа. Bce это побуждало Какинцев позаботиться об устройстве теплого придела.

Нашелся благодетель — приходский крестьянин Иван Григорьевич Радаев, который исключительно почти на свои только средства устроил придел в трапезе храма, причем алтарь был поставлен в средине под аркой, а по обеим сторонам его оставлены проходы в холодную церковь по летам. По западной стене против алтаря устроены поместительные хоры, а сама арка замыкалась на зиму обширной стеклянной ширмой. 8 Ноября 1877 года придельный храм во имя Архистратига Божия Михаила по благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Нижегородского Иоанникия был освящен местным Благочинным священником села Моисеевки Николаем Александровским.

Построение теплого храма

Прошло 7 лет со времени освящения теплого придельного храма и Какинцы решили его упразднить и построить особо второй храм теплый, деревянный, материалами для которого должны были служить
1) первоначальная упраздненная церковь и
2) запасный хлебный магазин.
Строителем храма был тот же И.Г. Радаев, который в три года и устроил его, приложив к готовому материалу до 4000 рублей своих.

Церковь имеет квадратную форму (20X20 арш.) с выступами в 6 аршин для алтаря и притвора. Колокольни нет. План для церкви и фасад составил во всей полноте Какинский мордвин-неграмотный Николай Васильев Морозов, находящейся десятником (распорядителем работ) в числе рабочих строителя церкви, крупного подрядчика по плотничной части Радаева. Архитектор снял только точную копию с этого плана, оставивши мордовский оригинал у себя, и оформил ее, утвердивши надлежащими подписями. Фасад плана составлен в древне-русском стиле. Поставлена церковь в 10 саженях к северу от каменной-холодной, для того, чтобы обнести их обе одной общей оградой. Освящена теплая церковь в 1887 году во имя Архангела Михаила, за неделю до праздника Безплотных сил.
С упразднением теплого придельного храма в каменной церкви на средства И.Г. Радаева с некоторым пособием от церкви и доброхотных дателей, восточные столпы и стены поперечины креста в трапезе обведены сплошным иконостасом с великолепной резьбой стоимостью до 1000 рублей.
В 1882 году при преимущественном содействии и усердии того же И.Г. Радаева взамен разбитого колокола в 103 пуда приобретен новый колокол в 235 пудов, вылитый по заказу на заводе братьев Бакулевых в г. Слободском Вятской губернии.

Приход села Какино

С самого образования прихода и до настоящего времени он состоит из одного только села Какина, приписных деревень к нему не было и нет. По первым сохранившимся церковным документам за 1782 год видно, что количество народонаселения в Какине было 470 душ м. п. и 475 ж. п., а через сто лет оно возросло до 1220 м. п. и 1350 ж. п. Прихожане — мордва-эрзя. Между коренными жителями есть несколько семей, поселенных из других мест в период действий Конторы новокрещенских дел. В домашнем быту все Какинцы говорят по мордовски, даже русские женщины, вышедшие замуж в мордовские семьи до того освоились с мордовщиной, что стали скорее мордовками, чем русскими, приучая и детей своих говорить только по-мордовски. В сношениях с другими мужчины довольно правильно говорят по русски, особенно те, которые занимаются отхожими промыслами. Женщины же говорят по-русски плохо, но русскую речь понимают довольно хорошо. Половина, приблизительно, Какинских женщин доныне носят свои мордовские костюмы и убранство волос.
По исповеданию веры все жители села Какина православные, раскола нет, молятся треперстно. Христианский долг Исповеди и св. Причастия исполняют довольно усердно, но к посещению богослужений особой ревности не имеют. Это объясняется отчасти, говорит О. Добротворский, плохим пониманием ими церковно-богослужебного языка, а более — теснотой прежней древней церкви, вследствие чего весьма мноrиe принуждены бывали стоять вне церкви под открытым небом и летом и зимой, что неблагоприятно действовало на их усердие к посещению богослужений. С построением новой каменной церкви число присутствующих за богослужением стало увеличиваться. С устройством же теплой церкви — и того более. В период срочных сельских полевых работ: посева, жнитва, возки снопов — посещению богослужений весьма много препятствует помочи, т.е. работы многих приглашенных в пользу одного домохозяина, производящиеся исключительно только в праздничные дни.
От языческой мифологии у Какинских мордвов остались только одни названия божеств, как-то:
„Паз“ — Бог, слово соответствующее понятие о Всевышнем Боге Господе;
„кудонь-чакинь паз“ — домовой, дневной бог;
„кардайс-сярко“ — злой домовой;
„вирьява* — леший;
„ведь-ава“ — водяной.
Но значения этих божеств никто ныне вполне объяснить не может. Язычество проглядывает у мордвов еще в некоторых обычаях и обрядах, особенно при погребении и поминовении усопших и при брачных торжествах.

Из суеверий особенно крепко держится вера в ворожбу и имеются специальные ворожеи, к которым обращаются мноrиe и pyccкиe.
Какинская мордва отличается смышленостью и даровитостью и на сотню верст кругом славится разным мастерством. Между ними много портных, шьющих всякого рода одежду: и крестьянскую, и барскую, и поповскую; много механиков, строящих сельскохозяйственные машины: молотилки, веялки, дранки, мельницы, чесалки шерсти и проч., и особенно много плотников.

В настоящее время в Какине имеются 17 ветряных мельниц, 3 шерстобойные машины-чесалки, 6 дранок дикуши и пшена, 4 маслобойни. Усердно занимаются Какинцы и пчеловодством: имеется у них до 27 пчельников от 10 и до 700 ульев. В прежнее время, когда не было запрещения от Удельной Конторы иметь пчельники в лесу, пчеловодство у них было развито несравненно значительнее.

(Примечание: У язычников мордвов был особый бог покровитель пчеловодства, которого они называли „нешке-паз“ (нешке-улей) и которому приносили в жертву мед и воск. По принятии же хрисианства, когда они увидали, что христиане перед образами ставят свечи, некоторые из мордвы олицетворили в Нешке-Паз Господа Иисуса Христа и в молитвенвом обращении к Нему называют Его „Нешке-Паз.)

С 26 Сентября 1873 года открыто в Какине на средства Министерства Народного Просвещения сельское инородческое училище. Каждогодно обучается в училище до 60 учеников и в том числе около 10 бывает девочек. В школу поступают совершенно охотно, так что многим приходится отказывать в принятии за недостатком помещения. Но ходят на уроки не совсем исправно, потому что отцы грамоту считают как бы роскошью. И когда ребята нужны бывают дома, то оставляют их у себя. В прежнее время, при подвластности Уделу, мальчики и частью девочки обучались грамоте у членов причта в их домах с платою по 3 рубля за выучку чтению и письму.
С 1882 года для духовно-нравственного просвещения прихожан открыты священником вне-богослужебные беседы в церкви.
С самого основания прихода в селе Какине имелся один штат причта. Только в 1841 году определен был второй священник, но через 8 лет второй штат закрыт. С 1868 года по штату положено быть в Какине одному священнику и одному псаломщику, а с 1885 года прибавлен еще дьякон.
Причт ни жалованья, ни руги не получает, а содержится от земли (38 д.), платы за требы и сборов натурой. Живет в собственных домах.
Священниками в Какине преемственно были: Афанасий Васильев, Иаков Григорьев, Тимофей Пет. Алякринский, Андрей Фед. Поспелов, Николай Геор. Малицкий, Константин Феод. Травин, Василий Ант. Поспелов и с 15 Августа 1865 г. по настоящее время Иоанн Феодорович Добротворский.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 23 от 1 Декабря 1890 год и № 24 от 15 Декабря 1890 года

Exit mobile version