Часовня в селе Столбищи Пильнинского районаПравославие 

Приход села Столбищ и выделившийся из него Ожгибовский Сергачского уезда Нижегородской епархии

Приход села Столбищ

Столбищенский приход в данное время состоит из одного села, в котором по духовным росписям значится 1000 душ муж. пола и с небольшим столько же женского.
Население прихода чисто русское и изстари принадлежит к сословию крестьян, до 1764 года бывших под владением Нижегородского Благовещенского монастыря, а потом отошедших во владение коллегии экономии, ныне Государственных.
Само село Столбищи раскинуто близ пограничной черты, отделяющей Нижегородскую губернию от Симбирской, почему, местные старожилы объясняют, по преданию, и само название своего села от тех столбов (из белого камня), которые стояли когда-то в виду села на границе губернии. Но такое объяснение названия села не может быть принято на том основании, что столбы на границе губернии могли быть поставлены не ранее 1779 года, когда открыта была Нижегородская губерния, или они могли быть поставлены даже в 1781 году, когда открыта была губерния Симбирская, тогда как село Столбищи много древнее учреждения губерний. Гораздо правдоподобнее другое предание местных старожилов. По их словам, земля в окрестности Столбищ принадлежала Нижегородскому Благовещенскому монастырю, которую обрабатывали по наряду сорок сох Столбищенских крестьян, а далее за монастырской землей во все стороны шли земли разных помещиков и вотчинников. Земля монастырская ограждена была от земель поместных большими столбами, которые были видны издалека и невольно бросались, в глаза при подъезде к Столбищам с какой угодно стороны. От этих-то монастырских столбов назван и сам поселок монастырский (впоследствии село) Столбищами.
Начало образования Столбищенского прихода восходит, по признакам, за половину XVII века. Признаки эти следующие:
1) Приход по храму называется Спасопреображенским. Существующий ныне в Столбищах Спасопреображенский храм –(холодный) построен в 1769 году тщанием и иждивением прихожан с благословения Преосвященного Феофана, Епископа Нижегородского и Алатырского на место обветшавшего тоже Преображенского, стоявшего несколько восточнее нынешнего. Обветшавший к 1769 году храм свободно мог быть построен в начала XVII века.
2) Теплый храм в Столбищах деревянный как и холодный по времени построения неизвестный, типом о двух коньках с черепичной кровлей, посвящен имени святителей Московских Петра, Алексия и Ионы. Стало быть построен и освящен ранее прославления Церковью Митрополита Филиппа.
Храмы в Столбищах стоят не далеко один от другого, по правую сторону – холодный, а по левую – теплый. Между ними отдельно деревянная колокольня. В теплом храме при священнике Михаиле Иваницком (1831—1856) древний иконостас заменен новым, а прежний разобран и продан, черепица на кровле заменена железом, при священнике Василие Богданове (1856—1871) внутри храм был оштукатурен, а при священнике Андрее Никольском расписан по полотну живописными священными изображениями. Холодный храм при священнике Иоанне Иоаннове накренился на бок, —тогда под него были подведены деревянные столбы, а когда последние сгнили, то при священнике Богданове подведен был каменный фундамент. Тогда же иконостас украшен резьбой и позолочен вместе с некоторыми иконами.
Из храмовых икон по древности замечательны:
— в холодном храме — Нерукотворенный образ Спасителя и Тихвинская Божьей Матери,
а в теплом — Неопалимой Купины с прообразами, написанный в селе Мурашкине в 1787 году по обещанию какой-то келейницы.
Как сравнительная древность имеется при Столбищенской церкви св. Евангелие (малое), напечатанное при царях Иоанне и Петре Алексеевичах с благословения Патриарха Иоакима в 1685 году.
До 1844 года — до выделения Ожгибовки с Лисьей Поляной, бывших приходскими деревнями к церкви села Столбищ, в самостоятельный приход причта в Столбищах было два штата, потом один, а ныне — священник, дьякон и псаломщик.
Содержание причт изстари получает только от земли и от требоисправлений. С 1872 года устроены для причта церковно-приходские дома.
В 1871 году в Столбищах открыто церковноприходское училище, в настоящее время содержимое земством. В нем обучается ежегодно 20 — 30 человек.
Столбищенцы отличаются усердием к церкви и ее богослужениям, так что даже в летнее время, несмотря на рабочую пору, за каждым богослужением церковь бывает полна народу, a в зимнее время — до тесноты. Даже и в средние праздники, случающиеся в течение седмицы, молящихся в храме бывает достаточно. Усердие к церкви и ее богослужениям выражается и в том в Столбищенцах, что они, как скоро заслышат благовест, положим, ко всенощной, в летнее время немедленно оставляют свои полевые работы и спешат в церковь. Служение молебнов и даже всенощных бдений на домах по разным, случаям особенно развито в приходе.
Особенную любовь Столбищенцы проявляют к церковному пению. В приходе лет 16 существует хор певчих из любителей крестьян в настоящее
время и руководимый крестьянином, основанный учителем Столбищенского училища Павлом Красовским — знатоком пения. На хор этот в свое время, при посещении Столбищ, обратил внимание Преосвященнейший Иоанникий, ныне Митрополит Киевский, которому пение очень понравилось, и он выразил ему свою похвалу.
Главное занятие Столбищенцев составляет земледелие, которое служит главным средством к существованию, но земельный надел очень мал — немного более полдесятины на душу, поэтому большинство Столбищенцев арендуют свободные помещичьи земли или наделы маломощных, разорявшихся крестьян, не имеющих средств заняться хлебопашеством или поддерживать его. Но так как арендуемые земли очень возвысились в цене, а последние годы вследствие засух были неурожайные, то хозяйство Столбищенцев сильно пошатнулось.
Кроме земледелия многие из Столбищенцев занимаются изделием колес для деревенского употребления. Это ремесло считается очень выгодным, и оно действительно служит важным подспорьем в хозяйственном обиходе крестьян, тем более, что изделия по своей доброте имеют хороший сбыт и славятся далеко в округе. Материал для колес, привозимый с устья Суры, пока еще не очень дорог и потому есть возможность с выгодой продолжать означенное ремесло.
В Столбищах, кроме колесников, есть и другие ремесленники: плотники, печники, пильщики, но они производят работы большей частью на стороне.

Приход села Ожгибовки

Остатки храма в селе Ожгибовке Пильнинского района
Храм в селе Ожгибовка Пильнинского района

В приходской к селу Столбищам деревне Ожгибовке, расположенной у самой границы Симбирской губернии, церковь (каменная) была застроена еще в 1825 году, но постройка ее двигалась медленно, так что к открытию самостоятельного Ожгибовского прихода в Декабре (17) 1843 года были готовы и освящены только придельные престолы: правый – во имя св. Василия Парийского, а левый – во имя св. Софии и трех ее дочерей— Веры, Надежды и Любви.
Начата построением Ожгибовская церковь местным владельцем помещиком титул. сов. Василием Петровичем Бобоедовым, его собственным иждивением и по собственному почину. В 1859 году освящен и главный храм в честь Живоначальной Троицы, довершенный своим устройством детьми Василия Петровича Гавриилом и Пелагеей Васильев. Бобоедовыми.
Приход Ожгибовский образован из Ожгибовки Сергачского уезда, деревни Лисьей Поляны Васильского уезда и деревни Ощерихи Курмышского уезда Симбирской губернии.
Причта при учреждении прихода положен полный штат, а по Положению 1869 г. о сокращении штатов оставлены только священник и псаломщик, с 1885 года восстановлена вакансия дьяконская.
На содержание причта нарезано земли усадебной, пашенной и сенокосной 36 десятин 2 кв. сажени. Для священника устроен прихожанами приличный со всеми службами дом, но дьякон и псаломщик живут в собственных домах, построенных на церковно-усадебной земле. Ни жалованья, ни руги причт ниоткуда не получает, но в дополнение к средствам, получаемым от земли, пользуется еще от требоисправлений деньгами и хлебом.
Прихожане все православные, раскольников или склонных к расколу нет между ними. Усердно ходят в церковь. Долг исповеди и св. Причастия исполняют все, за малыми исключениями по отлучкам на сторонние заработки.
Средства к жизни прихожане снискивают от земледелия, но по причине недостаточности у них земли достатки их скудны.
Имея незначительный надел земли, но в тоже время смотря на него как на основу своей экономической жизни, Ожгибовские прихожане тем усерднее стараются освятить начало своих полевых трудов и потом в течение лета не раз поднимать св. иконы для крестохождений по полям и молебных пений во время безведрия, засухи и т.п. Существуют и определенные крестные ходы из года в год в Лисьей Поляне в неделю Всех Святых и в Ощерихе 23 Июня, установленные во избавление от градобития.
В церковной Летописи села Ожгибовки отмечены два случая крупных пожертвований на украшение местной церкви:
1) от крестьянина Ивана Костина 500 р. и
2) от Нижегородского мещанина Василия Петрова 100 рублей.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 5 от 1 Марта 1893 года

Записи по теме

вверх