Ушаковская церковьПравославие 

Приход села Ушакова Сергачского уезда Нижегородской епархии

Село Ушаково в расстоянии от Нижнего Новгорода на 160, от Cеpraча – на 55 и от ближайшей почтовой станции Гагинской – на 15 верст расположено на равнине левого берега реки Ежати, которая протяжением не более 35 верст, берет начало у села Никулина Лукояновского уезда и впадает в р. Пьяну около с. Гагина. Севернее Ушакова в расстоянии от него не более двух верст течет параллельно Ежати с запада на восток река Арать, а в версте от Ушакова в северо-западном направлении река Ежать принимает в себя с левой стороны речку Шнару, от устья которой и сама Ежать с некоторого времени продвинулась почти на полверсты ближе к селу, образовав новое русло. Таким образом Ушаково с трех сторон окружено текучей водой речек Ежати, Шнары и Арати и только на восток пространство на далекое расстояние свободно от водного перереза. Кроме этих речек в пространстве между старым и новым руслом Ежати, а также и южнее старого русла находится множество озер, между которыми замечательны: Долгое, Жерло, Большое и Малое Мочалищи, Черное, Карпиха, Марьино, Полевое и др. Прежде в озерном пространстве росли громадные дубы, но теперь от них остались только гигантские пни, а дубы сменил мелкий кустарник из ивняка, ольхи, калины, черемухи, черной смородины и проч. Сами озера ныне почти все поросли травой осокой, ситником, лопухами. По причине этих зарослей и рыбная ловля в озерах стала затруднительна.
Не смотря на обилие речной воды, Ушаковцы пользуются рекой только для всякого мытья, нужного в хозяйстве, а для собственного употребления берут воду из многочисленных колодцев, вырытых и на улицах и на дворах. Лучшей водой для домашнего употребления считается вода „Быкова” колодца в конце села. Он устроен на сильном роднике, вода в котором отличается особенной мягкостью и приятным вкусом.
Климат в Ушакове, не смотря на обилие воды и болотистую местность, здоровый. Почва различная: в ежатском долу она больше торфяная, а на полях черноземная. Есть, впрочем, и суглинок и супесок. Пути сообщения Ушакова с окрестными селами и деревнями не затруднительны, за исключением весеннего и осеннего времени на низменных местах.
Приход села Ушакова издавна состоял собственно из села и деревень Молчанова, Сунгулова и Дарьина, но в конце 70-х годов Молчаново с построением церкви выделилось в самостоятельный приход.
В Ушакове считается 107 дворов, в Сунгулове – 38 и Дарьине – 23 двора.
Сунгулово отстоит от приходской церкви на 3, а Дарьино на 2 версты. Первая деревня расположена по склону горы, идущей вдоль левого берега р. Арати, а вторая – по обоим берегам оврага, в котором вырыт пруд.
Весь Ушаковский нриход входит в состав Зверевской волости и граничит с востока дер. Вычурками Звер. прихода, с запада – с. Ново-Молчановым и д. Крапивками, с севера – Глушенками и Какиным и юга – землями Зиндера и бр. Гориновых.
Как само село Ушаково, так и его приходские деревни: бывшая Молчаново и настоящие Сунгулово и Дарьино носят названия от тех помещиков-землевладельцев, которые первые населили доселе пустопорожние земли своими крестьянами, переведенными сюда из их старинных Московских вотчин, ибо выговор Ушаковских прихожан чисто Московский на “а“, чем Ушаковцы резко отличаются от окрестных жителей. Таким образом Ушаковский приход по возникновению и образованию своему типа поместной колонизации в покоренной инородческой земле и от самого возникновения своего и до отмены крепостного права был в поместном владении разных владельческих родов.
Ответа на вопрос: когда возник Ушаковский приход не дают ни местное устное предание, ни сохранившиеся церковные документы, которые не восходят ранее 1777 года. Но есть в Ушаковской церкви два памятника, говорящие о сравнительной давности Ушаковского прихода. Памятники эти — напрестольное Евангелие и лицевой Синодик: Евангелие Московского выхода 7156 года Ноября 1 дня в патриаршество Иосифа имеет по листам следующую надпись, по местам срезанную при переплете: „Приложил сию книгу… 7158 году Февраля… Евангелие напрестольное в Арзамасском уезде в селе Ушакове на престол Господа Бога и Спаса нашего… во храм… Чудотворца Николая крестьянин… Иван Никитин рекомый… по себе и своих родителех, а подписал Никольской поп Дмитрий своею многогрешною рукою”. Надпись эта свидетельствует, что два с половиной века назад Ушаковский приход уже существовал. Лицевой Синодик имеет на себе помету 1747 г.
По церковным документам с конца прошлого века и до отмены крепостного права владельцами:
села Ушакова значатся: Чемезов Евграф Петрович, Киселев Федор Иванович генерал-майор, Ульянина Пераскева Ивановна, Судаков Василий Петрович, Судакова Таисия Афанасьевна, Сабуров Иван Михайлович, Роштёйн Дмитрий Лукоянович, Каратаев Иван Яковлевич, Каратаева Екатерина Дмитриевна, Бекетова Ирина Ивановна и, наконец, г.г. Балашевы;
деревни Сунгулова: Зиновьев Ив. Иванович, Ленивцев Мих. Алексеевич и г-жа Суковкина;
деревни Дарьиной — Ахматова Пелагия Яковлевна, Ахматов Платон Иваныч, Ахматова Евдокия, Меркулов Александр Лукич и г.г. Граве.
Ныне существующий в селе Ушакове храм уже третий с образования прихода. Первый храм — деревянный однопрестольный во имя святителя Николая Чудотворца сгорел в год Пугачевщины; второй – также деревянный и однопрестольный в то же наименование существовал до 1889 года. Храмозданная и храмоосвятительная грамоты на этот храм даны Преосвященным Иеронимом, Епископом Владимирским и
Муромским в 1777 и 1778 годах Ушаковскому священнику Димитрию Никитину с избранными приходскими людьми, которые приходили к Преосвященному с прошением о благословении построить храм и освятить его.
К столетию существования здание храма сильно оселось и накренилось, что побудило Ушаковских прихожан серьезно подумать над этим обстоятельством. Не располагая средствами, Ушаковские прихожане остановились было на мысли переделать церковь по новому плану, употребить в дело годный из нее материал, недостаток же восполнить новым. С мыслью прихожан согласен был и местный священник А.И. Невский. Предварительно ходатайства пред епархиальной властью о перестройке церкви О. Невский обратился за материальной помощью по перестройке храма к местной землевладелице, известной своей благотворительностью, Екатерине Дмитриевне Каратаевой. Соизволяя готовно принять участие в постройке храма, Е.Д. советовала лучше создать каменный храм. Ободренный таким участием священник и прихожане решились строить каменный храм. Архитектором А.Р. Станкевич были составлены план, фасад и смета для будущего храма. Преосвященнейший Макарий разрешил и благословил начатое дело. В весну и лето 1880 года было заготовлено в нарочито устроенных сараях 200,000 кирпича и нанят подрядчик на каменную кладку храмового здания Яков Воинов. 14 Сентября при торжественной молитвенной обстановке совершена закладка храма и до зимы выложены все стены здания на аршин высоты от земли. Все утешали себя надеждой, что при деятельной помощи г-жи
Каратаевой и при малых средствах прихожан храм скоро будет совершен, но… Каратаева скоропостижно скончалась. При известии о смерти Екатерины Дмитриевны сильно упали духом и Ушаковские прихожане и священник, тем более, что по справке оказалось — Е.Д. не оставила после себя никакого завещания и распоряжения об обеспечении Ушаковской церкви. И только после уже наследник Е. Д. Александр Явовлевич Каратаев — деверь ее, зная усердие к Ушаковскому храму почившей, представил в Нижегородский Александровский банк 2000 рублей на вечное время с тем, чтобы 2/3 % с сего капитала шли на церковь и 1/3 % на причт за поминовение усопшей и ее родственников.
При таких обстоятельствах дело по построению церкви потянулось медленно; два—три года оно велось так: приготовят не много материала, произведут его в дело, кое-как рассчитают мастеров занятыми у кого-либо деньгами и так до другого года. Грустно было смотреть на такое вялое исполнение грандиозного сооружения. Особенно грустил священник. И чтобы как-нибудь ускорить дело, он пожертвовал в него и свои скудные сбережения до 300 рублей. В это время Господь обратил сердце на доброе дело построения храма Ушаковского крестьянина Герасима Фед. Сурнина, человека довольно зажиточного: он прежде был бурмистром, а потом занимался коммерцией и арендованием помещичьих земель. Наследников у него кроме дочери, выданной за зажиточного крестьянина, не было. Этот-то Сурнин и взялся за дело продолжения стройки храма. Снова закипела работа и храм близок был уже к окончательному устройству, как постигло Ушаковских прихожан новое искушение от Господа: Сурнин весной 1887 г. умер, оставив на церковное строение только 300 рублей, так как остальной ого капитал был в оборотах, а дела остались неликвидированными. Но теперь Ушаковские прихожане были уже в лучшем положении, чем при смерти Е.Д. Каратаевой: оставалось не многое до достройки храма. И вот они, собрав по 50 коп. с приходской души, с Божьей помощью докончили внешнее строение храма. 24 Сентября 1887 года был положен последний камень. Той же осенью возведена крыша на церкви и водружены кресты. 1888 и начало 1889 года были употреблены на внутреннюю отделку храма, и, наконец, в том же 1889 году храм был освящен – главный престол в настоящей в честь святой Троицы, а придельный — в трапезе во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Из годного материала упраздненной старой деревянной церкви предположено построить здание для церковно-приходской школы, которой до сего времени в Ушаковском приходе не было.
Ушаковский храм утварью достаточен, но примечательностей в нем нет, кроме упомянутых Евангелия и Синодика. В церковной библиотеке книг догматического, канонического, гомилетического и религиозно-нравственного содержания не много: в архиве хранятся:
храмозданная и освятительная грамоты 1777— 78 гг.;
план писцовой земли, доставленный 11 Сентября 1819 года старшим землемером Максимовым и утвержденный чертежным директором Палибиным;
метрические книги с 1781 года;
росписные с 1799 и
приходо-расходные с 1823 года.
Из церковных документов конца прошлого века и последующего времени видно, что причт при Ушаковской церкви был всегда одноштатный, за исключением небольшого промежутка времени от 1841 по 1860 год, когда в приходе было два священника, из которых А.И. Невский, умерший в 1885 году (на долго оставил по себе добрую память и в приходе, как пастырь, и в благочинии, как умелый, гуманный администратор.
Дома у причта были всегда, как и теперь, собственные. Главным источником содержания причта служила и служит земля, состоящая из 14 десятин пахотной и 36 сенокосной. Земля эта писцовая, но до начала текущего столетия в пользовании причта была еще и „церковная земля”, оказавшаяся впоследствии поместной и перешедшая потому в поместное владение и пользование. Писцовая земля — пахотная черноземная, а сенокосная — торфяная, поросшая мелким кустарником, и потому малодоходная. Другим источником дохода как самой церкви, так и ее причта служит вечный 2000-й вклад Е.Д. Каратаевой, с которого пользуется церковь, а 1/3 % – причт за поминовение рода Каратаевых. Последним источником дохода служит даяние прихожан за требоисправления.
Население ушаковского прихода чисто русское и по исповеданию веры — православное, за исключением трех лиц Спасова согласия. Но эти лица не имеют влияния даже на членов своих семейств. Правда, и из числа православных многие придерживаются старых, якобы, обрядов: молятся двуперстно, медные иконы предпочитают писанным на досках, а из последних предпочитают иконы старинные и особенно те, на коих есть двоеперстие. Впрочем это не мешает им ходить в церковь и вообще исполнять обязанности христианина по православному. К церкви прихожане усердны, долг исповеди и св. тайн причастия исполняют в Великий пост, некоторые в Успенский и на Усекновение главы Предтечи. В обычае у прихожан понедельничать и воздерживаться от мясной пищи.
Из крестохождений, кроме пасхального и в храмовый праздник 6 Декабря из дома в дом, несколько раз совершаются на источники по случаю бездождий или в благодарность за ниспослание дождя. Во время бездождия ходят крестным ходом к Свято-Духовской часовне, устроенной на водном Источнике в расстоянии 1/2 версты от села к западу на земле г. Ульянина. Прежде в Духов день у часовни было большое гулянье и собиралась ярмарка, но землевладелец Ульянин, хотя и брал с торговцев известную плату за места, вследствие порчи гуляющими и торговцами посевов и лугов, отменил эти сборища на своей земле, и они теперь происходят в самом селе, а плата с торговцев идет в пользу церкви.
Движимые верой, многие из Ушаковских прихожан совершают паломничество в Саров, Понетаевку, Дивеево, Арзамас и др. наиболее же в Саров и Понетаевку со времени явления там чудотворной иконы Знамение Божьей Матери. Из Сарова обыкновенно приносят землицы с могилы О. Серафима, св. воды, а из Понетаевки – елея из лампадки пред чудотворной иконой и крестики.
Все крестьяне Ушаковского прихода земледельцы. Земледелие — их исключительное занятие; все другие работы допускаются лишь на столько, на сколько они необходимы в хозяйстве. А так как земельный надел крестьян невелик, то они арендуют земли у помещиков. Некоторые же из крестьян по накупили себе земель у помещиков в собственность единолично или обществом.
Виды засеваемых хлебов: рожь, пшеница, овес, полба, греча, конопель, горох, чечевица, просо, лен и редко ячмень.
Избытки от урожая продают на базарах в Гагине, Маресеве, Арати, Лукоянове, а некоторые более предприимчивые возят хлеб и далее — в Арзамас, Лысково, Починки и даже в Нижний.
Скотоводство у Ушаковских прихожан сравнительно в хорошем состоянии благодаря обилию лугов и пастбищ. Некоторые занимаются пчеловодством. Пчеловодов в приходе до 15, имеющих ветряные мельницы — 20. В зимнее время некоторые занимаются битьем конопляного масла, другие — перепродажей хлебных продуктов, все же остальные, кроме обычных дел по дому, ни чем не занимаются в зиму.
Внешний быт Ушаковских прихожан обыкновенный, он ни чем не отличается от быта велико-русского крестьянина среднего достатка земледельческой полосы.
Социально-юридический быт Ушаковских прихожан патриархально-общественный: в доме главной властью пользуется старший член семьи, будь то отец, мать, дядя, или старший брат. Он распоряжается всем хозяйством и ведает все по дому. Делами же общественными управляет мир-сход.
В умственном отношении Ушаковские прихожане значительно развитее окрестных жителей, благодаря отсутствию над ними крепостного гнета, так как они кроме оброка при крепостном праве не знали и не правили никакой барщины: помещики их никогда не жили в районе Ушаковского прихода и управление крестьянами всецело сосредоточено было в руках бурмистров, лиц, выбранных из среды самих же крестьян.
Грамотность в приходе мало развита, благодаря долгому отсутствию правильной школы.
Болезни, по взгляду многих ушаковских прихожан, бывают или „с ветру“, или с „глазу”. Одним из самых распространенных способов лечения болезней с ветру и с глазу есть заговор непосредственный, или же через какой-нибудь наговоренный предмет, как то: воду, соль, хлеб, водку и проч. Занимаются этим больше женщины. Там же, где причина болезни очевидна, например, при простуде, ушибе и т.п., лечат уже не заговорами, а разными снадобьями из всевозможных настоев, скипидаром, дегтем и т.п.
Большим доверием пользуются у Ушаковских прихожан так называемые ворожеи. Случится ли у кого какое несчастье, например, покража — идут к ворожее, долго нет известий от далеко живущих родных — опять к ней и проч. в этом роде. Словом, ворожба сильно держится между ушаковцами.
Не чужды ушаковские прихожане и различных суеверий: верят и в домовых, и в водяных, и в леших, но сами представления о них у них смутные. Суеверным обрядам при различных семейных событиях: свадьбах, родинах, крестинах, похоронах и проч. особенного значения не придают, но держатся их и исполняют по унаследованной старине. Гадания, какие практикуются у ушаковцев, общеупотребительные у великорусских крестьян, как и приметы. Например, родится малютка в сорочке будет счастлив; жених увидится с невестой в день брака до свадебного поезда — жить будут плохо; птица на окно сядет — к известию или письму и проч.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 15 от 1 Августа 1893 года

Записи по теме

вверх