Село Воронцово Гагинского района Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в БолобановеПравославие 

Село Болобоново Сергачcкого уезда Нижегородской епархии

Начало села Болобоново

Первоначальные жители местности, где находится село Болобоново, были, по преданию, мордва. Кроме предания это подтверждают названия некоторых окрестных местностей: Вергизаи – село в трех верстах (от мордовского слова вергиз – волк), Илясиво – луга под деревней Березниками, Ягодном, Саверкеи – озера, Кергут – лес, Кашолатки – овраг около села Ново-Еделева и Мордовское озеро у деревни Березников, близ которого еще не в очень отдаленные времена жили мордва. Даже само название села „Болобоново“ (болобон — болван, грубое неотесанное подобие человека, сделанное из обрубка дерева) указывает на первоначальных жителей его — грубых фетишей, кланявшихся болванам. В настоящем составе Болобоновского прихода нет фетишей, нет и мордвов, а одни только христиане и притом русские. Куда удалилась мордва из Болобонова? Переселилась ли она сама куда, или принуждена была удалиться по каким-либо обстоятельствам, или просто обрусела с принятием христианства при столкновении с великорусским могучим племенем (последнее весьма вероятно) — неизвестно. А известно, по преданию то, что когда уже были в Болобонове xpистиане (предание — память старцев не говорит русские, а христиане), еще существовала языческая мордва за деревней Березниками около озера, что зовется ныне Мордовским. Теперь от жилищ этих мордвов не осталось никаких следов: иногда только крестьяне выпахивают там какие-то клинообразные монеты и бляхи.
О просвещении христианством Болобоновской и окрестной с ней мордвы предание говорит, что она просвещена братией, основанной в половине XVI века царем Иоанном Грозным на Троицкой горе, монастыря. Правда, время принятия христианства Болобоновской мордвой в точности не известно, но конечно христианской она сделалась раньше построения в Болобонове храма. А первый храм был построен в нем в 191 (1683) году, что видно из указа из Владимирской Консистории, выданного Болобоновцам на построение у них деревянной церкви в 1777 году 25 Февраля. Следовательно Болобоновская мордва просветилась христианством или в начале, или много-много в половине XVII столетия.
В 7191 году по благословению святейшего Патриарха Московского и всея России Иоакима для новопросвещенных был построен в селе Болобонове первый деревянный храм и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм этот существовал около ста лет. Из указа Владимирской Консистории от 25 Февраля 1777 г. видно, что храм этот 3 Ноября 1775 года сгорел до тла со всем, что только в нем было, при священниках Мине Васильеве и Григорие Степанове.
На место cгopевшеro храма второй храм, который еще и в настоящее время находится в Болобонове, был пожертвован помещицей вдовой подполковницей Дарьей Алексеевной Кротковой из ее поместья — села Дубенского Курмышского уезда Мурашкинской пятины, где эта деревянная церковь оказалась в излишестве за построением каменного храма. Как указ на дозволение строить церковь, так и грамота на освящение ее были выданы из Владимирской Консистории от Епископа Владимирского и Муромского Иеронима.
Эта церковь была поправляема два раза. Первый раз в 20-х годах был уничтожен коридор, проходивший вокруг церкви, и пристроена паперть, а второй раз в 40-х годах подведены под нее новые пеньки, произведена обшивка тесом, перекрыта крыша, а внутри уничтожены по стенам полки, на которых стояли и ставились иконы, приносимые прихожанами из домов, так называемые “свои образа”. До 60-х годов при этой церкви была и колокольня, стоявшая отдельно, высокая и узкая, качавшаяся во время благовеста и звона. Она с дозволения Епархиального Начальства уронена для обжига кирпичей на построение каменной церкви.

Как строили каменную церковь в Болобоново

В 1859 году на Вознесение посетил Болобоново Преосвященнейший Антоний. Он заметил, что церковь тесна и ветха, почему предложил прихожанам (а их в то время было 1872 души обоего пола) или выстроить новую церковь, или же расширить эту. Крестьяне стали отказываться по той причине, что они бедны и им не на что не только выстроить новую церковь, но даже и старую поправить. Владыка сказал им, что нужно лишь начать, а там Господь поможет им в построении храма. А между тем причту сообщил, что на их церковь положен капитал в 14 тысяч их покойным помещиком отставным штаб-ротмистром Алексеем Степановичем Рaxмановым.
Алексей Степанович Рахманов был помещиком в Болобоновском приходе в начале текущего столетия не позже 20-х годов. Еще при жизни своей он выстроил два храма в своих поместья, а на третий — на Болобоновский оставил капиталь, но в какой сумме — не известно. После его смерти имение его перешло во владение его родственникам. Так как детей у него не было, а Болобоновский приход, за исключением деревни Еделева, поступил во владение его племяннику Алексею Феодоровичу Рахманову. Последний почему-то капитал, определенный его покойным дядей на построение храма , не объявивши никому, держал у себя до 1856 года. В этом же году означенный капитал, уже в количестве 14,285 руб. 71 коп. был препровожден в Нижегородскую Духовную Консисторию, которая и положила его в Нижегородский Приказ Общественного Призрения 6 Июня 1856 года. Билет на этот капитал за № 3015 хранился в Консистории до 1860 года и о существовании как капитала, так и билета до сообщения о том Преосвященным Антонием причту было неизвестно. Архиерейское предложение побудило крестьян подумать о построении церкви, особенно же ободрила их весть о капитале, положенном на этот предмет их помещиком. И вот решились они приняться за построение церкви. Сначала выбрали строителя-крестьянина д. Воронцова Акима Иванова. Затем определили место для нового храма — рядом с деревянным с правой стороны от него, на что были согласны все, как Воронцовские, так Еделевские и Березенские. Но вскоре Березенские крестьяне заявили, что они строить церковь за старой, на избранном месте, не согласны, а желают ее выстроить или в поле между Болобоновым и Березниками, или же даже в самых Березниках. В противном случае они отказываются участвовать в постройке. Их сторону приняли и Еделевские крестьяне. Болобоновские же и Воронцовские, а также и духовенство не соглашались на строение церкви около или в Березниках. Уступить не хотела ни та, ни другая сторона и начался в Болобоновском приходе как бы „великий раскол”.

Ново-Еделевский храм

Между тем дело о месте построения церкви разрешилось так, как никто не ожидал. Жертвуя деньги на построение церкви покойный Алексей Степанович указал в завещании и место будущего храма между Воронцовым и Болобоновым, обозначив на плане собственной рукой это место крестом. На этом месте и начали строить каменную церковь с весны 1861 года. Березенские и Еделевские остались недовольны, таким оборотом дела и, не принимая никакого участия в строении церкви, решились через уполномоченных хлопотать перед Епархиальным Начальством о том, чтобы им дозволено было старую Болобоновскую церковь взять себе со всем ее церковным имуществом, т.е. церковной землей, утварью, колоколами, книгами и проч., но хлопоты их не имели успеха.
В это время в деревне Еделевой жил отставной унтер-офицер Филипп Иванов Демин. Когда Березенцам и Еделевцам было отказано в ходатайстве взять из Болобонова деревянную церковь Ф.И. Демин на сходе предложил Еделевским крестьянам выстроить им церковь на свои средства, требуя от них выполнения только двух условий: чтобы они вырезали землю для будущего причта и чтобы их были подводы по перевозке строительного материала. Еделевцы сначала усомнились, потому что Демин богатством не славился, но потом согласились на его предложение. Приглашал Демин к участию в построении церкви и Березенских, предлагал даже выстроить церковь в их деревне, — требовал от них только подвод, но Березенские из боязни как бы их не одолели подводами, от предложения Демина отказались.
Таким образом Березенские отклонились и от Еделевской церкви и на свою Болобоновскую не давали ни подвод, ни средств, за что несут yпрек и до сих пор от Болобоновских и Воронцовских крестьян.

Березники Гагинского района

Между тем в деревне Еделевой иждивением и заботами Демина церковь была выстроена и с благословения Преосвященнейшего Филарета в 1871 году освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом св. Крестителя Господня Иоанна. В 1872 году к Еделевской церкви был определен особый причт, и таким образом составился отдельный приход “Ново-Еделевский”.

(Примечание: Ново-Еделевским приход назван в отличие от Еделевского, издавна существующего в том же Сергачском уезде. Строитель церкви Ф.И. Демин 8 Мая 1874 года померь и погребен в ограде выстроенной им церкви, против придельного престола Иоанна Предтечи. С того времени попечение о церкви приняла нa себя родная его дочь Нижегородская мещанка П.Ф. Демина, которая, за внутреннюю и внешнюю отделку с позолотой иконостасов в 1885 году получила в 1886 году благословение Свят. Синода.)

Не смотря на выделение Еделевцев и отказ Березенцев от участия в построении каменного храма в Болобонове, храм этот в 1866 году был окончен и в Воскресенье перед Покровом был освящен главный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1869 году освящены и придельные престолы в трапезе: с правой стороны – во имя Николая Чудотворца, с левой – во имя св. мученицы-царицы Александры. При построении храма, когда особенно трудно приходилось Болобоновцам и Воронцовцам, к ним являлись на помощь по просьбам строителя и священника Мих. Пет. Твердова иноприходные крестьяне из окрестных сел и деревень: Панова-Леонтьева, Юрьева, Николаевки, Инкина и др.
Но Березенские с 1882 года снова принялись за хлопоты о перенесении в их деревню старой Болобоновской церкви. Но Епархиальным Начальством им разрешено строить новую церковь, а взять бесплатно и перевести к себе из Болобонова старую церковь не дозволено.
А между тем эта старая церковь, не ремонтированная с сороковых годов, благодаря приходской распре, пришла в ветхость и с каждым годом все более и более обваливается. На предложение о ремонтировке ее Болобоновское и Воронцовское общества отказываются, указывая на то, что их трудами выстроен каменный храм, а Березенское общество после подобных предложений начинает новые хлопоты о перевозке ее к себе, а от поправки на месте отказывается.

Приход села Болобоново

С самого образования Болобоновского прихода и до 1777 года сведений о его составе нет. В 1777 году при построении второго по времени храма в Болобонове считалось приходских дворов 215. Из метрических книг за 1781 год (древнее этих книг не сохранилось при церкви никаких документов) видно, что приход села Болобонова состоял собственно из села и деревень Березников и Еделевой. По упразднении Троицкого погоста к Болобоновскому приходу отошла деревня Воронцово.

(Примечание: У Воронцовских крестьян и доныне сохранился обычай праздновать 26 Июня в честь Тихвинской иконы Божьей Матери,
прежде бывшей в Троицком монастыре, в настоящее же время находящейся в селе Ветошконе. В этот день почти поголовно, за исключением только старых да больных, которым нет возможности ехать, все уезжают в Ветошкино на ярмарку, а после нее дня по три празднуют еще и в деревне Воронцове.)

Потом в 1841 году из деревни Березников было выселено 12 домов в поле. Этот выселок по имени помещика Алексея Ф Рахманова был прозван Алексеевкой, но вследствие недостатка в воде в выселке он в 1855 году был перенесен обратно в деревню Березники особой улицей, которая называется Алексеевской. В 1872 году из деревни Еделевой образовался особый приход “Ново-Еделевский”.
Из указа 1777 года на построение второго храма видно, что село Болобоново первоначально находилось в ведении Московских Патриархов, но до какого времени – сведений нет. Затем в 1777 году мы видим его принадлежащим к Владимирской епархии Арзамасскому уезду. В 1781 году, как значится на метрической книге, оно было Нижегородской епархии Нижегородского наместничества Сергачской округи ведомства Арзамасского духовного правления. С 1795 года село Болобоново почти с каждым годом переменяет уезды, округа и духовные правления. Так, в 1795. году оно было Сегачской округи и Сергачского духовного правления, в 1797 г. — Нижегородской епархии Перевозской округи ведомства Сергачского дух. правления, в 1798 г. — Перевозской округи и Перевозского дух. правления, в 1799 г. — Арзамасской округи
Арзамасского дух. правления, в ведомстве которого и находилось до 1803 года, с 1803 – 5 г было Сергачского уезда ведомства Арзамасского дух правления, с 1806 по 1818 г. – Сергачского уезда Арзамасского дух правления. Ныне село Болобоново Нижегородской епархии Сергач. уезда 3-го благочиния.

Прихожане села Болобоново

В 4-х верстах от Болобонова на земле, принадлежащей ныне купцу гор. Княгинина Карпову в лесу на роднике стоит часовня, в которую на Вознесение бывает из Бобобоновского храма крестный ход. По какому поводу и когда построена эта часовня — не известно. Прежде ее посещали из дальних мест особенно больные, но получали ли исцеления – не известно и записей о том при церкви нет. Вода в роднике чистая и приятная на вкус, бьет сильно. До сороковых годов была около часовни на Вознесенье и ярмарка, куда съезжались торговцы, и происходило гуляние с неизбежными грубыми увеселениями, почему бурмистр Трофим Ваганов хотел было сломать и порушить и саму часовню. Но в ночь накануне назначенной сломки было ему, по преданию, какое-то видение, и он отменил решение, ограничившись только переводом ярмарки от часовни в д. Березники.
Кроме крестного хода на Вознесенье в часовню, бывает еще крестный ход на поля 13 Июня, установленный по случаю сильного града, который побил весь хлеб в Болобоновском приходе. Нарочитые молебства бывают 8 и 10 Июля в Березниках и 15 и 16 Августа в Болобонове и Воронцове по случаю моровой язвы, бывшей на рогатый скот в 40-х годах.
Главное занятие жителей Болобоновского прихода хлебопашество, но почти 2/3 мужчин от Марта до Ноября не бывают дома: они служат на баржах, пароходах и плотах на Волге, а некоторые в страду уходят жать в Самарскую ryбepнию. В зимнее время на особых заводах валяют крестьянское сукно, которое набирают по окрестности, а также скупают золу, из которой вываривают поташ. Женщины во
время осени, зимы и весны прядут коноплю на так называемые „фунты”, которые и продают на Тихвинской ярмарке в Ветошкине, а часть отправляют в Астрахань. Из этой пряжи вяжут бредни, невода и другие подобные рыболовные принадлежности.
Из благочистивых обычаев Болобоновских прихожан заслуживает упоминания обычай начинать осенний и весенний посев заказной обедней и молебствиями на полях, по окончании которых священнику подносится ковш ржи с просьбой открыть посев, и священник рассевает рожь на четыре стороны.
В религиозной практике Болобоновских прихожан употребляется своеобразный способ „отмаливания“ мертворожденного. Если где в семействе родится мертвый младенец, то семейные покупают несколько дюжин медных маленьких крестиков и отдают их по церквам, дюжины по две и по три на церковь. Одновременно с этим подают в течение шести недель милостыню по бедным.
До 1886 года во всем Болобоновском приходе не было ни одной школы. В 1885 году, когда священником было предложено прихожанам завести школу, Болобоновские и Воронцовские крестьяне отказались словесно, а Березенские даже ответили на предложение бумагой: „…училища открывать не согласны и новостей священнику никаких не заводить”.

Причт села Болобоново

Относительно причта села Болобонова сведений до 1775 года при церкви нет никаких. С 1775 по 1794 год в селе Болобонове было по два священника, но был ли при каждом из них особый штат — неизвестно. С 1794 по 1841 год был один штат причта, с 1841 по 1872 год – два штата. В 1872 году по причине выделения деревни Еделевой в самостоятельный приход, второй штат в Болобонове нарушен.
С 1877 года в селе Болобонове положено быть одному священнику и одному псаломщику, в 1885 году положено быть и дьякону. Зa сто десять лет в преемственном перечне Болобоновских священноиереев не встречается лиц заметных во внешнем положении. С 1883 года при Покровской церкви села Болобонова священствует Иоанн Алексеевич Воскресенский (из студентов Семинарии, составитель церковно-приходской Летописи села Болобонова).
При церкви села Болобонова в пользовании причта имеется 33 десятины и 39 кв. сажен земли, на которую план и межевая книга составлены в 1786 году.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 8 от 15 Апреля 1891 года

Записи по теме

вверх