Село ЧерновскоеПравославие 

Село Черновское Сергачского уезда Нижегородской eпapxии

В глуби Пьянского нагорья в образуемой им ложбине издавна расположено село Черновское, принадлежащее именитому роду господ Ермоловых с. населением чисто русским, говорящим на Московском наречии (а вместо о).
Когда основалось само село с достоверностью сказать нельзя. Может быть оно основалось при Нижегородском князе Борисе Константиновиче (в конце XIV века), которому приписывают славу распространения Нижегородских владений на восток и юг до тех крайних пределов, до каких только простиралось великое княжество Нижегородско-Суздальское, а на сколько далеко тогда меч расширял пределы поземельных владений, настолько же глубоко проникала туда и русская колонизация. Как бы то ни было, но в половине XVII века Черновское было уже селом благоустроенным. В нем было тогда два храма — Покровский и Макарьевский, владел им стольник Дмитрий Михайлович Ермолов. В административном отношении оно входило тогда в состав Арзамасского уезда, а по духовному управлению состояло в ведомстве Владимирской епархии.
От чего и давно ли село Черновское получило такое название неизвестно. Но более древнее его наименование „Покровское“, употребляемое и доселе, вероятно присвоено ему по храму, стоявшему до конца XVII века на том месте, где теперь часовня.
В 1700 году „тщанием господина Ермолова” воздвигнуть каменный храм в честь Нерукотворенного Спасова Образа. Храм этот, по словам стариков, существует теперь далеко не в прежнем виде: прежде он был увенчан пятью главами и весь был каменный. Теперь же глава на нем одна, а купол и половина осмерика наделаны деревянные. Говорят также, что храм был и выше гораздо: на паперть его вело прежде несколько ступеней, но они все уже ушли в землю. Из Пятиглавого в одноглавый храм был переделан в 20-х годах настоящего столетия дочерьми помещика Нила Феодоровича Ермолова Натальей Н. Топорниной, Елизаветой Н. Филатовой и Екатериной Н. Чемодуровой. В это же время и на средства сих же строительниц церковь покрыта была железом. Прежняя же крыша на ней была дубовая пластиновая.

(Примечание: Прежде тесу пиленого мало употреблялось, а бревна просто кололи части на две или же только обтесывали. И эти-то вот расколотые или отесанные бревна употребляли в дело: ими и крыши крыли и полы и потолки настилали.)

Тогда же устроены были в церкви хоры и произведены другие поправки и переделки. Но в этом переустроенном виде храм существовал недолго. В конце 40-х годов вверху храма образовалась трещина, которая, увеличиваясь с каждым годом, стала угрожать разрушением купола. Причт донес об этом благочинному, который, осмотрев повреждение, приказал убрать из нижнего яруса иконостаса и от клиросов все иконы, хоругви и киоты и поставить их в трапезе той же церкви, а сам храм запечатал. Распоряжение это оказалось благовременным, ибо через два месяца, именно 17 Августа 1852 года, во время всенощного бдения, которое совершалось в Макарьевской церкви, в Спасской купол и до половины осмерик, на котором утверждался купол, рухнули с шумом во внутрь храма. Шум был настолько оглушительный, что даже на присутствовавших в Макарьевском храме за богослужением напала страшная паника, и в первое время никто не решался выйти из церкви узнать, что такое произошло.
Когда от щебня и мусора внутренность храма была освобождена, то оказалось, что алтарь, трапеза и стены в настоящей до половины осмерика целы и прочны, пол же проломлен весь, царские двери и во многих местах иконостас превращены в щепы, хоры все изломаны. При уборке щебня и мусора на южной стороне у стены нашли покрытою доской не большую икону Казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия со вложенными в нее частицами мощей сих святителей, совершенно неповрежденной. До сего времени она висела на столбе, поддерживавшем хоры. Как попала она на то место, где была найдена после разрушения и как сохранилась целой под такой тяжестью (щебня было навалено на этом месте сажени в две вышиной), откуда могла явиться доска, прикрывшая икону, никто из видевших объяснить себе не мог и все отнесли спасение ее к чуду. О всем случившемся причт донес своевременно Преосвященному, прося Его Преосвященство разрешить восстановить разрушенное по прежнему фасаду и плану с заменой лишь кирпича деревом по совету архитектора для легкости, так как разрушение купола произошло вследствие сильного давления на него шеи, отделяющей купол от главы, которая (шея) была очень обширна и внутри набита щебнем и камнем так, что в ней было весу до 1000 пудов. Просимое разрешение было дано и к 1859 году все повреждения были исправлены.
Из икон, находящихся в Спасском храме, преимущественно пред другими почитается в приходе образ Нерукотворенного Спаса. Этот образ написан на большой деке собственноручно одним из господ Ермоловых, именно, Иваном Степановичем Ермоловым, в конце XVII столетия. Образ этот до 40-х годов текущего столетия находился в деревне Ниловке в церковном здании (о нем речь ниже). В 1841 году в Ниловке была продолжительная засуха. Для совершения молебного пения о ниспослании дождя земли жаждущей и окропления св. водой полей Ниловцами был приглашен приходский села Черновского причт. По совершении молебна пред Спасовым образом и окропления полей едва только успели дойти с иконами до деревни, как пролил сильный дождь. Верующие сердца приписали это явление чудному действие Спасова образа, и с того времени он сталь чествоваться особенно в приходе и всегда благоговейно подъемлется во все крестные ходы.
Вскоре после чудодейственного ниспослания дождя по молитве пред Спасовым образом помещица села Черновского Mapия Александровна Топорнина заказала сделать на этот образ фольговую ризу в одном из Арзамасских монастырей, для чего и сам образ был отправлен туда же. А когда был прислан обратно, то поставлен уже не в церковном здании в деревне Ниловке, а в Спасской церкви села Черновского в киоте за правым клиросом.
По древности замечательны в Спасском xpaме иконы Божьей Матери Казанской и Иерусалимской. На обеих этих иконах сребропозлащенные ризы весом до 7 фунтов в каждой. Кроме того убрус на главе Казанской иконы Богоматери убран жемчугом и камнями — дар помещицы Пераскевы Афанасьевны Ермоловой. Но особенно древним считается крест, помещающийся в настоящее время вверху иконостаса под куполом: резное Распятие на нем сделано так искусно, что им восхищалась Императрица Екатерина II, когда была в Черновском.

(Примечание: ) О пребывании Императрицы Екатерины II в Черновском Петр Иванович Топорнин со слов своих предков (по матери) Ермоловых рассказывает следующее: „Императрица Екатерина была у нас в Июне месяце, вскоре после Пугачевского бунта, примерно в 1775 году. Нужно сказать, что бунт этот не обошелся и для Черновского даром, и его посетила шайка бунтовщиков и, между прочим, убила священника на паперти храма тотчас по совершении им литургии за то, что он не оставил службы и не вышел с иконами встретить мятежников. Пред приездом Императр. Екатерины согнаны были в Черновское поселяне из нескольких волостей для устройства дороги. Прибыв в Черновское, Императрица посетила храм, а отсюда отправилась в дом помещика Феодора Ивановича Ермолова. Здесь она обедала (стол, на котором кушала Царица, сохраняется и доныне в доме Ермоловых), играла в шашки, пoжаловала чином капрала Преображенского полка попавшегося на глаза и понравившегося ей сына Ф.И. Ермолова маленького Нила; удивлялась и хвалила искусство хозяев сохранять свежие яблоки, которыми ее почивали в это время года. В Черновском Императрица получила известие о том что, в. к. Павлу Петровичу угрожает оспа, и она поспешила в Петербург”.)

Из вкладов господ Ермоловых замечательны: напрестольный крест и два Евангелия. Крест с частицами мощей: Апостола Андрея, Евангелиста Луки, Архидьякона Стефана, Игнатия Богоносца, Феодора Стратилата и Первомученицы Феклы — серебряный вызолоченный, обложенный по краям жемчугом, сделан на средства стольника Димитрия Михайловича Ермолова в 1693 году. На самом кресте отчеканено: “Лета 7201 Августа в 1-й день построил сей святый крест с мощами стольник Димитрий Михайлович Ермолов по родственнике своем по Стефане Ивановиче Ермолове в Арзамазской уезд в село Черновское во храм Покрова Пресвятыя Богородицы”. Этим же стольником устроено напрестольное Евангелие, на нижней доске переплета которого прикреплена серебряная дощечка, на коей отчеканено: „Лета седмь тысящ девяностого году Сентября в первый день построил сие святое Евангелие ворзамаской уезд в село Черновское в церковь Казанские Пресвятые Богородицы и преподобного отца Maкapия желтоводцкого и унженского столник Дмитрий Михайлов сын Ермолов по своих родителех“. (Должно думать, что год 1582 выставлен мастером ошибочно, потому что в самом Евангелие на первом листе его напечатано: „В типографии царствующаго града Москвы, повелением царя Феодора Алексеевича. Благословением же в духовном чину отца его и богомольца, великаго господина Святейшаго Кир Иоакима, Патриарха Московского и всея России в лето от сотворения мира 7186 от рождества же по плоти Бога Слова 1677 индикта 1, месяца Сентемврия“.
Другое Евангелие замечательно по своей величине (аршин в вышину и 3/4 в ширину) и весу (пуд и 30 ф.), окончено печатанием в 1759 году при Императрице Елизавете Петровне. Евангелие это в зеленом бархатном переплете, на верхней доске его по углам серебряные вытисненные изображения Евангелистов, а в средине – Воскресения Христова. Переплет сделан в 1772 году (год отчеканен).

Макарьевский храм в Черновском деревянный с приделом Казанской Божьей Матери от многопрошедших лет пришел в ветхость, был разломан и с благословения Антония, Apxиепископа Владимирского и Яропольского в 1763—1765 г.г. построен на том же месте каменный с приделом святителя Николая Чудотворца и освящен в 1765 году с благословения Павла, Епископа Владимирского и Муромского. Храм этот построен на средства Прасковьи Афанасьевны Ермоловой. При этом храме колокольня, но она построена гораздо позднее самой церкви, именно, в 20-х годах настоящего столетия. Выстроена она на средства жившей в деревне Дубровках помещицы Натальи Ниловны Топорниной ее крепостным крестьянином Николаем Дорогим. В 1872 году Макарьевская церковь и колокольня были покрыты железом, а до сего времени крыша была тесовая. Потому-ли, что кирпич употреблен был на кладку Макарьевской церкви плохой, или потому, что сложена она неискусною рукой (вероятно, строили ее крепостные П.А. Ермоловой), но только она очень не прочна: штукатурка на стенах ее не держится ни внутри, ни снаружи, кирпич осыпается, поправлять ее приходится почти каждогодно. В 1883 году в Никольском приделе устроен новый иконостас с позолотой, иконы для него переписаны вновь, а в следующем году позолочен иконостас в Спасском храме.
К Спасской церкви села Черновского в 1878 году приписана: Богоявленская церковь села Адашева, в которой причт села Черновского по временам совершает богослужение. Приписана эта церковь потому, что прихожане не нашли у себя средств на содержание самостоятельного причта, так как приход очень малочислен. Церковь в селе Адашеве деревянная, холодная, крыта тёсом, однопрестольная.
В приходской к селу Черновскому деревне Ниловке (прежде носила название Никольское) есть небольшое деревянное здание, в котором хранятся иконы. Близ деревни Ниловки в былое время был Никольский мужской монастырь, а на том месте, где стоит теперь это здание, был монастырский храм. Неизвестно, когда и по какому случаю монастырь этот был закрыт. Всё движимое имущество как из корпусов монастырских, так и из церквей было перевезено в Арзамас, где был основан новый женский монастырь того же имени. Осталось только в Ниловке несколько икон, которые и стоят в означенном здании. Часть земли и угодий досталась тому же Никольскому женскому монастырю, которую он теперь отдает в аренду крестьянам, а часть отписана была в казну. Но Императрица Екатерина II во время своего посещения Черновского пожаловала ее помещику Ф.И. Ермолову. Земля эта потом досталась в наследство помещику Петру Ивановичу Топорнину, но название носит и до сих пор земли Никольской.
В деревне Ниловке еженедельно в пятницу бывает базар, а на 10-й неделе по Пасхе в пятницу каждый год – ярмарка. В четверг накануне 10-й пятницы причт с. Черновского совершает в помянутом церковном здании, а в хорошую погоду и при большом стечении народа вне его всенощное бдение.
Кроме обычно чтимых в приходе праздников, в деревне Дубровках почитается память мучеников Флора и Лавра (18 Августа). В этот день Дубровские крестьяне после литургии поднимают в деревню свою из храма иконы и хоругви и на выгоне близ деревни служится молебен с водосвятьем и окропляется скот, после чего иконы относятся в церковь, а причт совершает молебны по домам с крестом, Евангелием и иконой мучеников. Это празднество в Дубровках установлено в 20-х годах нын. столет. в память чудесного прекращения падежа скота по совершении молебна мученикам в этот день.
Составь причта в с. Черновском до 1878 года был двухштатный, за исключением времени от 1818 по 1840 год, когда штат был один, как один он и теперь, начиная с 1878 года. Продолжительным служением в с. Черновском в сане священника известен Александр Васильевич Эннонский, рукоположенный к церкви с. Черновского Преосвященным Иоанном 17 Сентября 1840 года и уволившийся по прошению за штат 14 Августа 1885 года.
Причт издавна жил и теперь проживает в собственных домах. Жалованья от казны и руги от прихожан не получал и не получает, а содержится от 38 десятинной пропорции земли, денежных и хлебных доходов.
Приходское кладбище за селом на восток от храма открыто давно, потому что вся площадь, занимаемая им, усеяна могилами и редко кому удается найти свежее место. Но это кладбище не первое с открытая прихода. На большой дороге против церкви и близ ограды с северной и западной сторон и теперь еще видны вросшие в землю намогильные камни, которых в прежнее время, говорят старики, было тут много.
В 1863 году в Черновском открыто Волостное Правление, в ведении которого состоят село Черновское с приходскими деревнями: Заистом, Свириным, Усадом, Ниловкой, Дубровками и Малыми Дубровками (Лизынька тож), село Адашево и Акулинино с его приходскими двумя деревнями Лукояновом и Ждановом.
В 1870 году Сергачским земством выстроено и открыто в Черновском образцовое училище народное, в котором каждогодно обучается до 50 человек детей обоего пола. Крестьяне ценят грамотность и в школу отдают детей охотно.
В церковно-приходской летописи с. Черновского отмечены следующие факты:

под 12 Января 1881 года.

„Неурожай прошлого года дает себя чувствовать все более и более, а особенно крестьянам малоземельным, из каковых состоит почти весь приход Черновской церкви. Цены на хлеб стоят высокие: пуд ржаной муки доходит до 1 р. 40 к., чего никто не запомнит из старожилов. Хлебных запасов у крестьян хватило только до Января. Скот голодает, да и того осталось разве только половина — весь распродан на покупку хлеба. Выданные земством ссуды из продовольственного капитала мало приносят пользы по продовольствию, ибо часть ссуды идет на покрытие государственных податей и других повинностей, которые взыскиваются с большой настойчивостью. Оставшиеся же от сего деньги 5 или самое большее 10 рублей, на которые можно купить 7 — 8 пуд. муки, не могут оградить голодающую семью до нового урожая, до которого еще 7 месяцев. На деле выходит, что общества, оставившие запасы продовольствия в зерне, т.е. не обменявшие их на деньги, поступили гораздо практичнее: они берут готовый хлеб, не платя за него таких небывалых цен, и отдадут по урожае тем же хлебом. Нельзя не пожалеть о том, что в такую тяжкую годину пьянство в народе не только не слабеет, но увеличивается: пьют стар и мал, не слушая никаких добрых и полезных советов, и число кабаков все растет: в Черновском открыт вновь еще один, по счету третий.”

Под 3 Марта.

„День ужасной вести доселе на Руси не слыханной: получено известие, которое с быстротою молнии облетело селение — 1 Марта окончил жизнь от руки убийцы ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ!”

Под 16 Марта.

„Народ принимал присягу на подданство ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III в Макарьевской церкви в присутствии Черновского волостного старшины”.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 10 от 15 Мая и № 11 от 1 Июня 1892 года

Записи по теме

вверх