Село Глушонки Гагинского районаПравославие 

Приход села Глушенок Сергачского уезда Нижегородской епархии

Глушенки в 5 верстах от Сыченок расположены в глухой, лесной и болотистой местности. По этой глуши дано название и поселку, образовавшемуся здесь в конце XVII века из переведенцев из-под г. Тулы, переселенных сюда по воле господской. Глушенцы по происхождению русские, но говорят наречием, отличным от Нижегородского: они в выговоре употребляют вместо ч—ц и на оборот — вместо ы — и и на оборот. Например: вместо дочь говорят доцъ, вместо печь — пец, вместо царь — чарь и проч.
В Глушенках с давних времен была устроена поместительная часовня, в которой Сыченским причтом отправлялись разные молебствия, особенно во время крестных ходов из приходского храма в Глушенки. Сюда же в часовню сходились накануне праздников и в самые праздники Глушенские старики и старухи и старые девы—грамотницы на богомолье. Читали акафисты Спасителю и Божьей Матери и пели разные церковные песнопения и ирмосы. Эта часовня существует в Глушенках и по настоящее время в недалеком расстоянии от церкви.
Отличаясь глубокой религиозностью и усердием к церкви Божьей, Глушенцы вскоре по освобождении своем от крепостной зависимости решили от благодарного сердца соорудить у себя в деревне храм. Это pешение особенно деятельно поддерживал Глушенский крестьянин Андрей Михайлов Тараканов, избранный обществом в строителя храма, а впоследствии и первый церковный староста построенной церкви.
26 Июня 1866 года Преосвященный Нектарий благословил и разрешил Глушенскому обществу устроить у себя церковь. Не располагая при своей малочисленности (350 душ м. п.) и сравнительной бедности на столько средствами, чтобы построить новую церковь, Глушенцы решили приобрести готовую старую церковь в селе Новом-Ахматове. Ново-Ахматовцы охотно уступили Глушенцам свою старую церковь, так как в ней с 1864 года, — с освящения новой церкви — редко, когда совершалось богослужение, а по ветхости она требовала поддержки и капитальной ремонтировки.
В течение полутора года Глушенцы усердно трудились по перевозке, постановке и убранству npиобретенной церкви так, что к началу 1868 года она была совершенно готова к освящению, которое и совершено к духовной радости Глушенцев с благословения Преосвященного Нектария благочинным села Ушакова священником Александром Невским во имя Архистратига Божия Михаила. Церковь устроена деревянная, на каменном фундаменте, крыши покрыты железом и окрашены медянкой, внешние стены обиты тесом и окрашены красной краской, а карнизы белилами. Но и после освящения храма Глушенцы не переставали благоукрашать и благоустроять свою церковь. В период времени от 1873 по 1885 год при старосте церковном Филиппе Федорове и главным образом благодаря его старанию стены храма внутри обиты холстом и окрашены в алтаре и настоящей зеленой охрой, а в трапезе — желтой. Прежний иконостас, приобретенный вместе с церковью в Н.Ахматове, сменен новым, приобретенным в селе Арати, с рубчатыми колоннами и мелкой резьбой, с резными царскими вратами. Он в 1884—85 г.г. вызолочен на полименте червонным золотом по красному фону, а старый иконостас поставлен в часовне. Сделаны фольговые ризы на иконы, куплен трисвечник за престол, два больших подсвечника к местным иконам и несколько малых лампад, напрестольный крест, плащаница, расшитая золотом по малиновому бархату, обогащена служебная ризница и приобретен колокол в 50 пудов.
По штату при Глушенской церкви положено быть священнику и псаломщику, но до Июля 1869 года, пока производилась нарезка земли для причта и строились общественные дома для членов его, Глушенская церковь считалась приписной к Сыченской, и Глушенским приходом продолжал управлять Сыченский причт.
22 Июля 1869 года был рукоположен во священника к Михаило-Архангельской церкви села Глушенок дьякон Арзамасской Владимирской церкви Василий Ал. Салганский, а в псаломщики определен тогда-же Арсений Глебский. С этого времени Глущенки стали самостоятельным приходом.
В период действий правительственных мер по сокращению приходов Глушенский приход по своей малосоставности был причислен к селу Итманову с удержашем, впрочем, собственного причта. С прекращением же этих мер, по решению Свят. Синода, с 1885 года и по настоящее время Глушенский приход числится самостоятельным при составе причта из священника и псаломщика.
Причт содержится от 30-ти десятинной пропорции пахотной и 3-х десятинной усадебной и сенокосной земли и жалованья от прихожан вместо сборов натурой и денежной платы за требы в размере 235 рублей.
Глушенцы к церкви и вообще к делам благочестия усердны. Раскольников можду ними нет, нет и наклонности к расколу. Многие из прихожан встают на клирос в праздничные и воскресные дни и поют стройно. Храм наполняется богомольцами до тесноты. Благотворительность развита в приходе до желанной степени: более состоятельные помогают своим ближним и бедным всегда и ни в чем не отказывают, помогают и хлебом и деньгами. Суеверий и предрассудков в народе не заметно, не слышно и омерзительного сквернословия, благодаря отсутствию в селе Глушенках питейного заведения — его как прежде не было, так нет и теперь. Но нет в Глушенках и школы и Глушенцы отдают своих детей на обучение в село Итманово, а некоторые обучаются дома у своих родственников—грамотных.
По освобождении из крепостной зависимости Глушенцы до 1878 года были временно-обязанными г. Маркову, а с 1878 года числятся крестьянами собственниками. Но так как надел земли очень не велик: 1 1/2 десятины на душу во всех полях, то средства к жизни от земли недостаточны для содержания, что вынуждает Глушенцев искать заработков на стороне — они обыкновенно уходят на заработки в низовые губернии: Оренбургскую и Самарскую для пастбища гуртов. Но и при этом стороннем восполнении средств бытовая жизнь Глушенцев не из завидных. Более состоятельно живут те из них, которые имеют мельницы-ветрянки и маслобойные заводы, которых в селе девять. На этих заводах работают с осени по уборке хлеба и до весны и отправляют масло (преимущественно конопляное) на сельские базары в Гагино, Арать и др.
В приходе Глушенском, кроме установленных Церковью крестных ходов, существует местный — в день Вознесения Господня для освящения полей. Бывают и чрезвычайные крестные ходы по особым случаям, напр, во время засухи, во время падежа скота и подобных несчастных случаях.
В Глушенской церкви особенно чтимых икон нет, нет и замечательных древностью ни икон, ни сосудов, ни риз и проч.
В 1876 году Глушенскую церковь и приход удостоил своим посещением Высокопреосвященнейший Иоанникий и выразил свое архипастырское благоведение Гдушенцам за их преданность православной вере и Церкви.
За 20 лет существования Глушенского прихода им управляет уже четвертый священник: О. Салганского заместил Ал. Золотов, О. Золотова — И. Недешев, О. Недешева с 8 Февраля 1886 года О. Владимир Кенарский — составитель церковно-приходской летописи села Глушенок.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 4 от 15 Февраля 1891 года

Записи по теме