Site icon Сергач: что надо!

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца (с. Мигино)

Поля около Мигино

История села Мигино

Село расположено на отлогости горы, имеющей склоны к востоку и югу. С южной стороны гору огибает речка Черная, впадающая в р. Уронгу в двух верстах от села. Через село пролегала дорога из Сергача в Васильсурск, находящийся в 50 верстах от Мигина. В его окрестностях расположены села: Шеменеевка – к востоку, Сосновка – к югу, Вершинино – к западу и Спасское – к северу.
До обращения церковной и монастырской собственности в государственную и до учреждения монастырских штатов в царствование Екатерины II в 1764 году село Мигино с приходской деревней Борисовкой принадлежало Нижегородскому Благовещенскому монастырю и числилось в Курмышском уезде, после 1764 года оно поступило во владение Коллегии Экономии, и крестьяне вместо монастырских стали называться экономическими.
С учреждением Нижегородского наместничества в 1779 году и образованием в нем уездных городов село было переведено в Княгининский уезд, а когда окончательно было определено, каким городам быть уездными, а каким заштатными, оно причислилось к Васильскому уезду.
Время образования Мигина и Борисовки как поселений восходит к началу XV века. Местность, занимаемая в конце ХIХ века Спасским, Долгим Полем и Мигиным, в конце XIV века принадлежала служилому человеку Савве Зюзину, который в 1399 году «дарствовал эту свою вотчину на поминовение себя и своих родителей Нижегородскому Благовещенскому монастырю».
В синодиках владение отмечено так: «Спасское селище да Мигины поля долгия».
Великий князь Василий Дмитриевич в 1422 году своей грамотой узаконил этот дар за монастырем. Однако из синодика нельзя усмотреть, были ли Мигины поля поселением или пахотной пустошью, но в жалованной грамоте Благовещенскому монастырю об освобождении от пошлин крестьян, поселенных на его землях, данной Великим князем Нижегородским Даниилом Борисовичем в 1417 году, Мигино уже называется селом «со старожильцами в нем и пришлыми в него вновь из других княжеств людьми», первые освобождались от пошлин на 3 года, а последние бессрочно. На долгих полях впоследствии образовалось селение Долгое Поле.
Таким образом, можно с уверенностью говорить на основании грамоты князя, что Мигино образовалось в поселок в первых годах ХY века, а к 1417 превратилось в село с устроенным в нем храмом.

Такое быстрое возникновение сначала поселка, а потом и села объясняется тем, что крестьяне, еще не закрепленные на земле, пользовались правом свободного перехода от одного владельца к другому, при этом селились охотнее на монастырских землях, чем на землях служилых людей. Во времена «монастырщины» Мигино было окружено огромным лиственным лесом (дуб, липа, ясень и др.), из которого строились не только обывательские постройки, но и приходские церкви. Когда же лес поступил во владение крестьянского общества, началось постепенное его истребление из–за беспорядочности крестьянского хозяйства, и к концу ХIХ века остался кустарник, вконец истребляемый крестьянами на топливо, скотом и распахиваемый под пашню.

Мигинская церковь

Если в 1417 году Мигино названо селом, можно предположить, что в нем в то время уже была церковь, которая к 1752 году «весьма обветшала», что побудило прихожан во главе с церковным старостой «бить челом тогдашнему Преосвященному Нижегородскому Вениамину об указе построить новую церковь».
30 октября 1752 года из его домовой казенной конторы дан был указ Ее Императорского Величества за подписью Иоанна, архимандрита Оранского, с печатью Преосвященного церковному старосте мигинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца Константину Петрову о строительстве церкви на том же месте и в то же наименование по правилам и церковным уставам по указу 13 сентября 1734 года:
престол должен быть в высоту 1 аршин 6 вершков, в длину – 1 аршин 8 вершков, в ширину – 1 аршин 4 вершка;
изготовить все необходимое к освящению, чтобы церковные сосуды были серебряные («по нужде оловянные из чистого олова»), алтарные одежды и священнослужительские облачения «имели хотя бы шелковые»;
приобрести книги всего церковного круга, листы в которых должны быть подписаны.
Кроме того, необходимо все имущество описать и прислать описи епархиальным архиереям.
нужно было также указать, сколько имеется пашенной земли и сенных покосов,
сколько в приходе дворов и «душ мужеска пола в наличии».
В указе Преосвященного оговаривалось также, чтобы церковь и придел были построены к концу 1753 года непременно в летнее время, чтобы царские врата были бы посреди, около них справа поставить образ Всемилостивого Спаса, слева – образ Пресвятой Богородицы, а также «иные святые иконы по чину».
За два лета 1752 – 53 годов церковь была построена и подготовлена к освящению, которое последовало в 1755 году, о чем свидетельствовала надпись на деревянном кресте, хранившемся в церкви в конце ХIХ века.
По архитектуре церковь самая примитивная: бревенчатые стены, ни внутри, ни снаружи не обшитые и некрашеные, брусчатые потолки вместо сводов, пирамидальной формы шатры вместо куполов.
В таком виде церковь простояла почти сто лет, и только с 1851 года стала благоукрашаться: под храмовое здание подвели каменный фундамент, шатровые срубы заменили круглыми куполами, крыши покрыли железом и покрасили медянкой, стены снаружи обшили тесом и покрасили белой краской, потолки заменили сводами на колоннах, полы перестелили вновь, иконостасы сделали новые; в теплом трапезном приделе стены и своды оштукатурили и расписали священными изображениями, в холодном главном храме стены обтянули холстом и расписали, каки в трапезе. На месте, где стояла прежняя церковь, саженях в 30–ти на северо–восток от настоящего храма устроили деревянную часовню.

После построения и освящения новой церкви прежняя стояла в запустении около 10 лет до тех пор, пока благовещенского архимандрита Иону не осенила благая мысль перестроить эту церковь на небольшую теплую для живших на монастырском подворье в Мигине монахов и освятить ее во имя новоявленного чудотворца (1752 год) святителя Дмитрия Ростовского.
Церковный староста Иван Сергеев, выборный Малафей Хрипунов с приходскими людьми согласились с этим и обратились к архимандриту, который просил Преосвященного Нижегородского Феофана способствовать этому начинанию.
По указу Ее Императорского Величества и по резолюции Преосвященства велено было: старую церковь разобрать и с новыми бревнами перестроить, лес, который к строению не годится, употребить на отопление церкви и печение просфор, прежнего престола столбцы и деку зарыть в землю под новым престолом. Но в 1764 году монастырские имения отошли в собственность государства, а село — в ведение Коллегии экономии, и монастырское подворье в нем нарушилось, потому потребность в особом храме отпала, что помешало благому намерению архимандрита Ионы.

Состав причта в селе в разное время был неодинаков по числу его членов. Так в 1786 году было два священника, дьякон, два дьячка и два пономаря; с 1863 года причт состоял из 4 членов, с 1787 – из двоих, а с 1880 из троих – священника, дьякона и псаломщика.
В 1897 году во владении священно–церковнослужителей села издревле находятся 88 десятин пахотной земли. До 1800 года из них 33 десятины обрабатывали на причт прихожане, а с того года обязались вместо обработки выдавать ежегодно причту: 60 четвертей ржи, 15 – пшеницы и гречи, 10 – овса, 5 – гороху, 240 пудов сена или за все деньгами 380 рублей. В 1871 году по причине предложения губернского присутствия по обеспечению быта духовенства было постановлено: выдавать приходскому причту ежегодно вместо хлебных сборов по 270 рублей, а для размещения членов причта приобрести приходские дома и поддерживать их.
Население Мигина по происхождению русское, православного вероисповедания. Оно занималось исключительно земледелием.

Мигинская школа

Епархиальным Училищным Советом в 1892 году было решено выстроить в числе прочих новое школьное помещение для церковно–приходской школы в селе Мигино и выслано в учрежденные строительные комиссии по тысяче рублей на каждую школу.
Крестьяне, оповещенные приходским священником о столь неожиданной для них царской милости, изъявили готовность перевезти лес, купленный в с. Лыскове. Место для постройки школы было выбрано вблизи приходских храмов.
В октябре помещение было готово: светлое, просторное, удобное во всех отношениях, увенчанное на кровле святым крестом, дети с нетерпением ждали, когда же они будут учиться в нем.
Освящение было назначено на 22 ноября. Торжество происходило в таком порядке. Была совершена Божественная литургия заведующим приходской школой священником П. Руновским в сослужении наблюдателя церковных школ 3-го Васильского округа священника с. Сосновки И. Архангельского и священника с. Вешинина Р.Владимирского. Отцом наблюдателем было сказано поучение, в котором проповедник убеждал родителей, по примеру еврейских женщин, приводить своих детей ко Христу – в храм Божий, где «невидимо пребывая, благословляет наших детей Божественный Наставник, и в христианскую школу, где дети через научение Закону Божию могут приобрести познание о Самом Верховном Учителе».
По окончании литургии священнослужители вышли из храма с крестным ходом в новоустроенную школу, где рядами были расставлены ученики и ученицы. Здесь же находились многие из их родителей, а другие богомольцы расположились на церковной площади вокруг училища. Здесь было совершено молебное пение с водосвятием и после пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…» прочитана молитва «Егда кто имать внити в дом нов». После этого совершено окропление святой водой всего училищного здания, провозглашено многолетие Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу, Преосвященнейшему Владимиру, Епископу Нижегородскому и Арзамасскому, всем благотворителям, учителям и учащимся и всем православным христианам.
Законоучителем священником П. Руновским была произнесена речь, в которой он убеждал детей заниматься с должным усердием и старанием в новой школе, «устроенной для них благопопечительным Правительством». Молебное пение закончилось хвалебным славословием: «Тебе Бога хвалим», после чего крестный ход возвратился в церковь при пении тропаря на праздник введения во храм Божией Матери.
На торжество освящения прибыл земский начальник Н. П. Геркен.
На следующий день законоучителем этой школы был отслужен в школе молебен перед началом учебы, после чего состоялся прием учащихся. Всего принято с прежде бывшими учениками 134, из них 91 мальчик и 43 девочки в возрасте не моложе 9 лет.
Учителем школы являлся приходской дьякон В.Петропавловский.
В 1904 году в приходе одна деревня, православных: 1732 мужчины, 1783 женщины, раскольников – 73.
Есть церковно – приходская школа.
Иерей – Павел Васильевич Руновский, 57 лет, окончил семинарию по 1 разряду, в приходе с 1885 года, имеет наперсный крест (1891), орден Св. Анны 3 степени (1897).
Дьяк – В.В.Мизинов, 41 года, окончил духовное училище, в приходе с 1903 года.
Исполняющий должность псаломщика – Н.Флеров, в приходе с 1903 года.
Церковный староста – П.А.Богаткин (1897).

Exit mobile version