Site icon Сергач: что надо!

Храмы села Утки Сергачского уезда Нижегородской епархии

Храм Владимирской иконы Божьей Матери в селе Утка

История села Утки (или Троицкого)

О прошлом села Утки вот что известно из храмозданной грамоты Преосвященного Иеронима, Епископа Владимирского и Муромского, от 22 Февраля 1771 года: „В поданном прошлого 1776 года Мая 4 дня от служителя надворного советника Болтина Гаврилы Козмина прошении представлено: в означенном-де селе Троицком, Утка тож, имелась издревле деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, но за переведением-де прежними владельцами из оного жительства бывших в приходе крестьян в разные деревни оная церковь в давних годах запустела. А как-де оная Уткинская земля покупкой опять дошла во владение господину его, то на оной земле поселены паки вновь крестьяне из разных вотчин, которых-де ныне вновь состоит на лицо 76 дворов. К тому-де поблизости к оной деревне Утки имеются две вновь поселенные деревни: первая Александрова, Муратова тож, в которой пятнадцать дворов, вторая Ceprиeва, в коей имеется 62 двора, чего для господин ево жительства тут в деревне Утки, имея по усердию своему принять намерение в оной деревне на способнейшем месте построить вновь деревянную во имя Живоносного Источника Пресвятой Богородицы холодную церковь, кою-де до построения имеет удовольствие имуществом и и всей церковной утварью, и как оную, так и будущих при ней священно-церковнослужителей безнужно содержать будет»…

В обозрении истории образования приходов по Сергачскому уезду за время крепостного права пример подобного рода переселения владельцами крестьян из одной вотчины в другую, или продажи их казне на вывод до последней души и оставлении церквей, на пустырях на запустение и разрушение мы встречаем не впервой — так было в Ветошкине, так было в Лопатине и близком к тому в селе Алексеевском.
Оставленная на запустение Троицкая Уткинская церковь была приписана к селу Кечасову, но, не поддерживаемая и не поправляемая, она постепенно ветшала и разрушалась так, что ко времени покупки Уткинской земли Болтиным в половине ХVIII века от Троицкой церкви не осталось и следа, — „запустела в давних годах“.

На основании той же храмозданной грамоты от 22 Февраля 1771 года можно предполагать, что первая Утка, как село с храмом Св. Троицы образовалась в половине ХVII века. Вторая Утка, возникшая в половине ХVIII века с новопоселенными на ней крестьянами до построения церкви Живоносного Источника была вместе с Муратовым и Сергиевым, приходом к селу Кечасову.
Церковь Живоносного Источника существовала до построения в селе Утки настоящего каменного храма, освященного в 1848 году в честь Владимирской Божьей Матери.

Храм села Утки

Постройка каменного храма, как видно из храмозданной грамоты, разрешена Преосвященным Моисеем, Епископом Нижегородским и Арзамасским в 1822 году по ходатайству помещицы седа Утки Елизаветы Васильевны Приклонской. Кладка храма начата в 1824 году той же помещицей, а по смерти ее продолжена и окончена Евдокией и Александром Михайловичами Приклонскими. В храме предположено было строителями его устроить три иконостаса и три престола:

главный в средине в честь Владимирской Божьей Матери, что празднуется 21 Мая;

по сторонам его — с южной — во имя Архистратига Михаила,

а с северной — во имя Святителя и Чудотворца Николая.

К 1848 году были устроены все три иконостаса, но престол был устроен только в главном алтаре и тогда же освящен в честь Владимирской Божьей Матери. Придельные же престолы не были устроены и освящены, благодаря единственно суеверию строителей, веривших, что как скоро все престолы в строящемся ими храме будут освящены, то строители, не дожив век, должны непременно помереть.
Строители храма так и умерли все трое, не исполнивши своего предположения, но верные своему суеверию. Последний из строителей храма А. Приклонский умер в 1861 году.
Итак, строителями храма при их жизни был устроен один только, почти квадратный, довольно обширный, каменный, с кирпичным полом, холодный храм, без колокольни и теплой трапезной церкви. Недостающее и недоконченное Бог благословил устроить молодому приходскому пастырю О. Павлу Серебровскому, поступившему в Уткинский приход в Марте 1864 года.

Село Утка на карте Гагинского района

Прибывши в приход, он нашел церковь в самом бедном и жалком положении: ограда сгнила и свалилась, крыша на церкви не крашена, штукатурка
со стен осыпалась, пол выбит ямами, позолота иконостасов полиняла, из утвари — один благословенный крест, один потир, два дискоса и Евангелия и три бедных священнеческих облачения (утварью церковь была бедна потому, что на 24 Ноября 1862 года была неизвестно кем обокрадена).
Бедность и неустроенность церкви с одной стороны, с другой — невежество прихожан смутили О. Серебровского, и он думал-было, не начиная никакого дела по приходу, удалиться из него. Но сознание, что такое удаление позорно и недостойно пастыря, удержало его, и он в надежде на Господа, благословясь приступил к научению народа и благоустройству храма.
Убедить прихожан—крестьян в том, что церковь, где совершается великая Искупительная Жертва, должна быть как евангельская горница убрана, чиста и благоукрашена, оказалось для О. Серебровского делом не трудным. Прихожане в первое же лето служения его у них (1864 г.) oxoтно согласились уплатить мастеру из своих средств за украшение церкви священными изображениями в куполе т по стенам, а также за приготовленние южного придела к освящению, который, с благословения Преосвященного Нектария освящен во имя Архистратига Михаила 11 Октября 1864 года местным Благочинным.
В том же 1864 году О. Серебровский предложил прихожанам прихожанам построить каменную колокольню, а между церковью и колокольней теплую для отправления богослужений в зимнее время трапезную церковь. Соглашаясь строить колокольню, прихожане сначала не хотели строить трапезную церковь, по их мнению не нужную: «Зачем нам теплая церковь, когда деды и отцы наши и мы сами много лет жили без оной“. Но после убеждений в необходимости такой церкви, когда О. Серебровский предложил им устроить ее во имя св. Благоверного Князя Александра Невского — Ангела Государя Императора Александра Николаевича, их Освободителя от крепостной зависимости, благодарный за свое освобождение от крепостной зависимости народ с благодарностью принял это предложение и изъявил полное свое согласие на постройку теплой каменной церкви в честь Ангела Царя Освободителя, обязавшись помогать этому богоугодному делу бесплатной доставкой нужных материалов и двумя хлебными сборами в год.

Обустройство храма

При дружных хлопотах пастыря и пасомых теплый каменный храм и колокольня совершенно были устроены в три лета (1865 — 1867 г.г.). В 1867 году Декабря 3 дня теплый храм был освящен.

Во время постройки теплого каменного храма именно в 1866 году, был освящен придел и с северной стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая.

За такое устройство приходского храма прихожане седа Утки на полном приходском сходе благодарили своего пастыря поднесением ему через волостного старшину образом Благоверного Великого Князя Александра Невского, о чем прихожанами был составлен приговор, подписанный и землевладельцами-помещиками и представлен Высокопреосвященному Нижегородскому епископу Нектарию. После этого, когда О. Серебровский явился к Владыке с прошением о разрешении освятить вновь устроенную теплую каменную трапезную церковь, Владыка изъявил ему свою Архипастырскую благодарность, сказав, между прочим: „Во время своей архиерейской службы я встречаю первого такого священника. Дай Бог, чтобы более было таковых».
В 1868 году стараниями О. Серебровского были вновь окрашены и вызолочены иконостасы в холодной три и в теплой один. В том же году во время ярмарки был куплен благовестный колокол в 84 пуда, а в 1872 году он же разбитый был обменен на 104-х пудовой колокол.
В 1870 году на настоящей церкви была поправлена штукатурка, а теплая трапезная церковь и колокольня извне были оштукатурены вновь. В том же году были вновь окрашены на церквах и колокольне крыши медянкой.
В 1875 и 1876 гг. на все иконы в главном иконостасе настоящей церкви были сделаны медные посребрения риз.
В 1879 и 1880 гг. вокруг церкви устроена каменная ограда с двумя зданиями на южном и северном углах ее с западной стороны, ограда покрыта железом, а здания на время тесом.
В 1882 году ограда и здания отштукатурены, тогда же поправлена штукатурка и на церквах.
В 1881 году 12 Апреля в день св. Пасхи после литургии по предложению О. Серебровского полным собранием прихожан положено устроить, а в 1883 году в теплой трапезной церкви при входе в настоящую церковь устроена арка в виде иконостаса, на верху в средине арки поставлен образ св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в 1 1/2 аршина длины и 1 аршин ширины, а по сторонам этого образа и в прочих местах этого иконостаса помещены изображения тех святых, во дни которых были покушения на драгоценную жизнь покойного Государя Императора Александра Николаевича во свидетельство: «Да будет этот иконостас вечным памятником благодарности горсти Его подданных Ему — Царю Освободителю, приявшему мученическую кончину за благо народа своего от руки злодея 1 Марта 1881 года».
В 1886 году в настоящей церкви кирпичный пол, выбитый ямами, заменен алебастровым, обелена внутри трапезная церковь и переложены каменные крыльца.
В 1871 году, с разрешения Преосвященного Филарета, среди села над колодцем устроена полубревенчатая часовня. В эту часовню каждогодно 21 Мая в престольный праздник бывает крестный ход, а до построения часовни этот крестный ход направлялся прямо к колодцу. Причиною установления этого крестного хода была засуха. Народное предание об этом гласит следующее: В давние времена долгое время весной не было дождя. Уткинцы с крестным ходом совершали молебные пения о даровании дождя на всех колодцах, имеющихся у них в полях, но дождя не было. Наконец решили попросить Господа о даровании дождя у колодца, что среди села. В назначенный для сего день, а это был день 21 Мая, после литурии был совершен крестный ход на избранное место, где в присутствии всех прихожан был отслужен молебен о даровании дождя и молитва была услышана Господом: дождь был ниспослан. Это событие ознаменовано Уткинцами установлением каждогодного крестного хода в 21 день Мая на этот колодец, а впоследствии (в 1871 году) и построением упомянутой часовни. Это же событие побудило строителей существующего каменного храма освятить его в честь Божьей Матери Владимирской ее иконы, празднуемой 21 Мая.

В церкви села Утки нет ничего замечательного: ни древности, ни драгоценностей, кроме небольшого серебряного без пробы креста с мощами. Крест этот в длину имеет 3 вершка, а в ширину 2 вершка, вызолочен. У Уткинских прихожан он в большом почитании: многие из них в болезнях разного рода служат св. Кресту молебны с водоосвящением и получают исцеление, употребляя освященную воду в питье и помазание. На лицевой стороне этого креста вычеканено: В верхнем конце глава Господа Саваофа, пониже ее — шестокрылый херувим, под которым на кресте Распятый Господь Иисус Христос, а на концах средней поперечины креста — Божья Матерь и Иоанн Богослов. На обороте же креста в некотором углублении имеется вычеканенная надпись с перечнем имен святых, мощи которых вложены в кресте: „Мощи Гурия, Варсонофия и Германа Казанских, Феофана постника, Евстратия мученика, преподобного Сысоя великого…» (Имен прочих святых нет возможности разобрать).
С какого времени этот крест находится в Уткинской церкви — из документов неизвестно. Предание же гласит, что крест со святыми мощами положен был на крыльце церкви села Утки неизвестными помещиками, проезжавшими мимо Уткинского храма в год Пугачевщины и скрывавшимися от преследования клевретов злодея Пугачева.

В 1886 году в приходской к селу Утке деревне Муратовке, с которой соединена и деревня Ceprиево, с разрешения Епархиального Начальства, последовавшего 4 Февраля 1884 года, построена вновь деревянная на каменном фундаменте церковь и освящена во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя Архистратига Михаила. Церковь эта построена одним богатым той деревни крестьянином Михаилом Егоровым Щербаковым.
В том же 1886 году с освящешем церкви Муратовка с Сергиевым выделились от Утки в самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика, для которых построены общественные дома и нарезано земли 33 десятины, взамен пользования которой общество дает причту 520 рублей.
В Муратовке имеется земское народное училище.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 8 от 16 Апреля 1892 года.

Exit mobile version