Сергач: что надо!

Исторический очерк прихода и церкви во имя Архистратига Божия Михаила с. Козлихи Арзамасского уезда

История села Козлихи

Село Козлиха, Архангельское тож, Арзамасского уезда, IV благочиннического округа Нижегородской eпapxии отстоит от своего губернского города на 150 верст, от уездного 60 верст и на 14 верст от п.-телеграфной конторы в Лукоянове. Местность, занимаемая с. Козлихой в конце XVIII века принадлежала троим помещикам. Сначала она составляла родовую вотчину адмиральши Марии Ионовны Головиной, затем вотчина Головиной перешла (неизвестно, по какому случаю) к камергеру князю Алексею Николаевичу Голицыну, а самая большая часть принадлежала надворному советнику Якову Алексеевичу Бекетову. Князь Голицын владел своей вотчиной до 1808 года, а потом, по рассказам старожилов, недовольный своими крестьянами за неисправный платеж ему душевого оброка, заложил их в казну на 50 лет. И действительно, с 1808 года крестьяне князя Голицына стали писаться в церковных документах крестьянами казенного ведомства. Яков Алексеевич Бекетов владел своей вотчиной до 1791 г.: после его смерти род Бекетовых не прекращался до отпущения крестьян на волю. Последними владельцами из рода г.г. Бекетовых были родные дети статского советника Аполлона Николаевича Бекетова: Дмитрий, Елизавета, Надежда. Екатерина, Любовь и София, которые по смерти своего родителя имение разделили и каждый поселил своих крестьян на доставшемся участке земли, отчего село разделилось на несколько деревень или поселков отделенных друг от друга, самое большее, одной верстой. В настоящее время этих поселков пять. Всем этим поселкам три общих названия:
1) Архангельское – по приходскому храму, освященному во имя Архистратига Божия Михаила,
2) Головино – по фамилии местного помещика Адмирала Головина, и
3) Козлиха, Архангельское тож.
Село расположено на пригорке, скатом на юг, вдоль речки „Кочкоемка”, впадающей в речку “Аратку”. Кроме речки жители пользуются водой из родника, называемого “Окленный”. Он находится в 1/2 версты от храма, около д. Владимировки. Вода родника отличается прозрачностью и мягкостью. В день крещения Господня, 1 Августа и в дни молебствия о дожде на нем совершается водоосвящение. В настоящее время окружающая местность с. Козлихи совершенно безлесная, тогда как 50 лет тому назад д. Владимировка, расположенная в 1/2 версты от села, на полдень, была окружена со всех сторон лесом. Дол, который отделяет в настоящее время село от деревни, был также покрыт лесом и, по причине трясин, считался трудно проходимым. Теперь же на долу нет ни кустика, он стал совершенно сух, только в дождливое лето растет на нем хорошая трава: вода в р. Кочкоемке в летнее время почти вся переводится, почему крестьяне для водопоя скота устраивают на речке плотины.
Почва в Козлихе черноземная, местами встречается суглинок, а вообще хлебородная. Дороги удобные. Климат здоровый.
К приходу села Козлихи издревле были приписаны деревни Березовка и Перемчалки. В настоящее время приход состоит из села и деревень: Березовки, Перемчалок и Владимировки, в которых 236 дворов с населением обоего пола до 2000 человек. Деревня Березовка отстоит от приходской церкви на 5 верст, Перемчалки на 3, Владимировка на полверсты. Расположение села и деревень правильное—систематическое: постройки идут в два порядка от востока к западу. Жители прихода все православные и все русские, за исключением д. Березовки, населенной мордовским племенем „эрзян”. Приход села Козлихи граничит к северу с селом Спасским и д. Красные Выселки, с юга — Чуфаровым и _ Гавриловым, с востока — Ново-Иванцевым и Аратью и с запада — с. Крюковкой и д. Александровкой Лукояновского уезда.
Деревня Березовка получила свое название от окружающего ее березового леса, принадлежащего в настоящее время Удельному ведомству. Возникла она, вероятно, около 1700 г. По рассказам старожилов, первоначально поселилось в эту лесистую местность два—три дома мордвы из с. Нового-Иванцева для пчеловодства и звероловства, а затем основался самостоятельный поселок, крестьяне которого до 1797 года принадлежали Дворцовому ведомству. С 1797 г. д. Березовка перешла во владение Иосифа Григорьевича Кутлубицкого. 1802 года деревня эта преемственно перешла сыну Кутлубицкого, Генерал Лейтенанту Николаю Осиповичу. С 1851 г. до 1860 г. Березовкой владела Юлия Николаевна Станкевич, дочь Николая Осиповича.
Деревня Перемчалки с 1783 г. до 1861 года принадлежала помещикам Киселевым, а именно: поручику Григорию Никифоровичу, а затем его сыну Статскому Советнику Александру Григорьевичу до 1847 г. Перед смертью своей он приказал в духовном завещании всю принадлежащую ему около этой деревни землю в количестве 900 десятин отдать своим крестьянам совершенно безвозмездно, что и исполнила последняя владелица крестьян его супруга, кавалерственная дама Мария Михайловна в 1886 году. Она была известная благотворительница в пользу Палестинского Общества и Красного Креста. Жительство имела в г. Пензе. Бывшие ее крестьяне до сих порт хранят о ней, а равно и ее супруге благодарную память за их заботливость об улучшении их быта.
В 1831 году княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская выселила из Большой Арати Арзамасского уезда 45 дворов с населением 300 душ обоего пола и поселила их в полуверсте от Козлихи на купленной у Бекетовых земле. Переселение крестьян совершилось в день Сретенья Владимирской иконы Божьей Матери, отчего эта деревня получила название Владимировки. Малой же Араткой она называется в сравнении c Большой Аратью и от прежнего места жительства выселенных крестьян. В долу, лежащем между селом и деревней, находится часовня, устроенная над родником.

Храм Архистратига Михаила в селе Козлиха

Приходский храм находится вне села на расстоянии 15 саженей от домов священно-церковнослужителей и занимает местность ровную. По свидетельству храмоосвященной грамоты, данной Преосвященным Павлом, Епископом Владимирским и Муромским, клировых Ведомостей с 1812 года и описи церковного имущества 1802 года, хранящихся в церковном архиве, существующий храм построен был в 1766 году тщанием прихожан и помещика с. Козлихи надворного советника Якова Алексеевича Бекетова: последний был и строителем храма.
Храм построен был вместо прежнего храма, пришедшего в ветхость, на том же самом месте и в честь того же Архистратига Божия Михаила.

(Примечание: До 1759 г. в с. Козлихе было два храма (история основания которых неизвестна). Первый – в честь Архистратига Божия Михаила, второй – рядом с первым в два совместных престола к южной стороне в честь Пресвятой Троицы и Рождества Богородицы. Первый храм за ветхостью был упразднен, а на место его в 1766 г. построен был новый в честь Архангела Михаила. В скором времени и Троице-Рождественский храм за ветхостью тоже был упразднен, из липовых бревен которого была срублена и поставлена не вдали от храма пятистенная богадельня. На месте Св. Престолов поставлены так называемые „голубцы,“ которые неоднократно перестраивались, и до сего дня стоят на одной линии на 4-аршинном расстоянии друг от друга вне церковной ограды. О существовании Троице-Рождественского храма до 1759 года видно из храмозданной грамоты Apxиепископа Владимирского Антония, а об упразднении сего храма передано заштатн. псалом., ныне уже умершим, Ив. Ив. Козлихинским, последний слышал от своего деда, дьячка с. Козлихи Николая Макарова, служившего в с. Козлихе с 1804 г. до 1820 г.)

Строился храм по благословению Высокопреосвященного Антония, Apxиепископа Владимирского с 1759 г. до 1766 г., а освящен по благословению Преосвященного Епископа Владимирского и Муромского Павла в 1766 г. Мая 13 дня неизвестно каким лицом. Этот храм до 1845 г. стоял без поправки, а в том году, по сообщению прихожан и заштатн. псаломщика, ныне уже умершего, Ивана Ив. Козлихинского, храм был ремонтирован: под него утвердили фундамент, так называемый “дубовый чеснок”, а на него нарубили три венца из дубового же леса, а сверху на храме и колокольне нарубили осмерики, вследствие чего храм стал гораздо величественнее и выше. В 1845 г. 1 Июля по благословению Преосвященного Иоанна, Епископа Нижегородского и Арзамасского, храм был снова освящен О. Благочинным Иоанном Страгородским, священником с. Собакина Арзамасского уезда (ныне заштатный соборный Протоиерей г. Арзамаса). Об освящении храма в 1845 г. надпись на восьмиконечном деревянном кресте, окрашенном зеленой краской, гласит следующее: „И. Н. Ц—рь. II—к. Освятися жертвенник Господа и Бога Спаса Нашего Иисуса Христа во храме Архистратига Божия Михаила, при державе Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича, по благословению Преосвященнейшаго Иоанна, Епископа Нижегородского и Арзамасского и Кавалера, в лето от сотворения мира ЗТIIГ, от Рождества же по плоти Бога Слова 1845 г.? индикта Г-го, месяца Июля 1-го дня на память Св. чудотворцев и безсребренников Космы и Дамиана Арзамасской округи Благочинным села Собакина. Священником Иоанном Страгородским в селе Архангельском, Козлихе тож, вотчине Господ Бекетовых и Казеннаго ведомства.”
С 1845 года до 1878 года народонаселение в приходе значительно увеличилось, храм стал тесен, почему причт и прихожане в 1878 году обратились на имя Преосвященнейшего Хрисанфа с просьбой о дозволении расширить трапезу, устроить в ней теплый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а колокольню перестроить с переменой ветхих частей на новые. Июня 28 дня 1878 г. последовал указ Нижегородской Духовной Консистории за № 5391, разрешающей перестройку храма по пояснительной записке архитектора Н. Фельдт. В том же 1878 году Августа 30 дня крестьянин с. Итманова Сергачского уезда Филипп Степанов Симонов заключил договор с прихожанами с. Козлихи о перестройке храма согласно плану и пояснительной записке архитектора Фельдт ценой за 1200 рублей серебром. Перестройка трапезы и колокольни началась осенью 1878 г. и велась под наблюдением местного священника Андрея Яковлева Миловского, а за смертью его окончилась в 1881 г. под наблюдением священника того же села Л.В. Дмитровского (ныне священствующего в с. Пасьянове Арзамасского уезда). 1881 года Ноября 1 дня по благословению Преосвященного Макария освящен был в трапезе престол в честь Рождества Богородицы О. Благочинным священником с. Великого Врага В.И. Богословским в сослужении священников с. Арати О. А.И. Нечаева и местного Л.В. Дмитровского. В таком виде храм стоить до настоящего времени.

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 5 от 1 Марта 1901 года

Exit mobile version