Site icon Сергач: что надо!

История образования Hoвo-Блaгoвещeнcкогo прихода Сергачского уезда Нижегородской enapxии

Гагинский район

Село Ново-Благовещенское до построения в нем церкви было деревней, которая называлась Новой. Жители его (числом до 700 душ обоего пола) — великоруссы, все православные и занимаются исключительно земледелием. Когда, кем и при каких условиях образована эта деревня никто из настоящих ее обитателей определенного сказать не может. Говорят только, что лет за сто она состояла из одного только порядка домов. Приходом деревня Новая издавна была к церкви села Кошкарова. Несмотря на дальность расстояния от приходской Кошкаровской церкви, Новодеревенцы и в мысли никогда не имели не только выделиться в самостоятельный приход, но даже переписаться в другой более близкий к их деревне приход. Но вот двукратное грозное посещение Божие нивы Новодеревенцев, единственной их кормилицы исторгло у сих последних единодушный обет Богу: построить в свое деревне церковь в предотвращение гнева Божия.

(Примечание: По сказанию летописи села Ново-Благовещенского «церковь в деревне Новой возникла по следующему случаю: в 1862 и 1863 годах по два гола сряду сильный град опустошил поля крестьян и причинил голод. Крестьяне обратились с молитвою к Богу о прекращении бедствия и дали обет построить в своей деревне церковь, если градобитие не повторится».)

Поддерживаемые в своем решении односельцем крестьянином Александром Кузьминым Лысовым, впоследствии первым старостой церковным, а главное, руководимые промыслом Божьим Новодеревенцы на следующий же после вторичного градобития их полей 1864 год приобрели на свои общие и доброхотных дателей средства старую деревянную церковь в селе Кладбищах (в котором 30 июня 1862 года была освящена новая каменная церковь, основанная Архимандритом Мелхиседеком — Духовником Александро-Невской Лавры, уроженцем села Кладбищ) со всею утварью церковной, кроме сосудов и колоколов.

(Примечание: В Летописи села Кладбищ об этой церкви говорится следующее: «Деревянная церковь стояла на юго-запад от настоящего каменного храма саженях в 40, построена была в 1703 году из толстых дубов с такою же колокольнею из священно-жертвенного леса когда-то жившей здесь языческой Мордвы. В шестидесятых годах настоящего столетия живы были старики, которые помнили пеньки после вырубленных дубов и передавали, что деревянная церковь была срублена именно из этих дубов. Для прихода села Кладбищ она за последнее время стала маловместительна, а потому, с построением вместительного каменного храма, как не необходимая, была уступлена в 1864 году крестьянам села Ново-Благовещенского и поставлена там почти в том же виде, только несколько увеличена фронтонами входов. С церковным зданием передан весь иконостас с иконами. В селе Кладбищах на месте св. престола прежней церкви устроена в 1865 году каменная часовня. Деревянный храм был во имя св. Архистратига Божия Михаила».)

Осенью того же года материал церковный был перевезен на место с помощью Кладбищенских крестьян, трудившихся из усердия, и церковь к 1867 году была совершенно готова. В устроении церкви деятельное участие принимали материальными средствами г.г. Болтины, Станкар, Мих. Мих. Дудкин и крестьянин Петр Ив. Андреев, бывший господский староста: он купил на свои деньги и пожертвовал в церковь колокол в 50 пудов весом.
Когда „обетная» церковь, совсем уже готовая, высилась над хижинами Новодеревенцев, среди них возбудилось желание выделиться в самостоятельный приход. Преосвященный Нижегородский Нектарий внял ходатайству Новодеревенцев: определил к их церкви особый причт из священника и псаломщика (за малым числом приходских душ — 800 муж. п.), в обеспечение которого было нарезано усадебной, пахотной и луговой земли 24 сороковых десятины, а мирским приговором положено в дополнение к содержанию причта по 120 мер ржаного и ярового хлеба в форме ежегодного сбора.
В 1867 году устроенная в деревне Новой церковь с благословения Преосвященного Нектария, Епископа Нижегородского и Арзамасского, была освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и с того времени деревня Новая стала именоваться селом Ново-Благовещенским.
В год освящения церкви отведено было и приходское кладбище на ropе недалеко от церкви. Но по оказавшемуся впоследствии неудобству местности близ родников, по ходатайству управляющего имением г.г. Дудкиных В.Я. Незымайлова, с разрешения Епархиального Начальства перенесено далее и в данное время отстоит от церкви почти на версту.
В 1885 году по ходатайству того же В.Я. Незымайлова, с благословения и разрешения Преосвященного Макария на общие с прихожанами и церковью средства устроен при церкви теплый придел во имя св. Василия Великого. В том же году построены для причта мирские дома.
Школы в ceлe никогда не было и нет ее ныне. Религиозное знание и нравственность в прихожанах достойно поддерживаются церковью, что наглядно выражается в исправном посещении ими храма Божия как в праздники, так и в посты, в ежегодном исполнении христианского долга исповеди и причащения св. Тайн, в пожертвованиях и благоукрашении храма. Так, в память коронования ныне благополучно царствующего Государя Императора Александра Александровича на общие средства всех прихожан куплены бронзовые позолоченные хоругви за 225 рублей. На такие же средства устроена церковная ограда, пристроена новая паперть и многое другое. Так что церковь, благодаря религиозно-нравственному развитию прихожан, находится в полном благоустройстве и благолепии.
Во все время существования в селе Ново-Благовещенском церкви, ежегодно, в воспоминание о градобитии, 21 мая в день празднования Владимирской иконы Божьей Матери совершается торжественное Богослужение и крестный ход далеко в поле, где служится благодарственный Господу Богу молебен с коленопреклонением. И, благодарение Богу, градобития с построения церкви на полях Ново-Благовещенцев не было.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 7 от 1 Апреля 1890 года

Exit mobile version