Сергач: что надо!

История образования прихода села Юрьева Сергачского yездa Нижегородской епархии

На расстоянии двух верст от исторической „Троицкой Горы“, на низменном левом берегу реки Пьяны, в очень красивой и живописной местности, на некотором возвышении над широкой долиной реки высятся своими ярко горящими (на солнце) крестами два храма, — то храмы села Юрьева. Они в средине села не в далеком друг от друга расстоянии. Один храм в честь Обновления храма Воскресения Христова —каменный, другой, саженях в полутораста от первого, – во имя св. Николая Чудотворца — деревянный. Особенно величественный вид представляет из себя каменный храм, как по значительной высоте, так и по архитектуре.
Обширная площадь, на которой построены оба храма, разделяет все село на две почти равные половины. Все село состоит из двух длинных версты в полторы порядков: один порядок тянется длинной лентой к северу от каменного храма, а другой — к югу от деревянного храма. На восток от каменного храма разбит небольшой парк, в котором красуется большой деревянный дом владелицы села С.А. Клодт. На запад от храма находится другой (большой) парк, состоящий большей частью из березовых дерев. Прямо против колокольни в глубь парка тянется длинная березовая аллея. К югу от каменного храма высится деревянный, а за ним – другая половина села. Близ деревянного храма к западу от него саженях в 20 живет причт в своих домах на церковной земле.
С площади, если немного отойти от каменного храма, на далекое расстояние по течению реки Пьяны открывается прекрасный вид на окрестности. Как только оканчивается возвышенное место, на котором расположены храмы, тотчас начинается низменная равнина, по которой не далее четверти версты от храмов протекает река Пьяна. Вся эта обширная равнина в большое водополье покрывается водой и делается наподобие обширного озера.
В версте от Юрьева, по ту же левую сторону реки Пьяны, на которой расположено и село Юрьево, на ровном низменном месте разбиты приходские к селу Юрьеву деревни: Усово и Курбатово.
Приход села Юрьева существует с конца XVI века. Начало его возникновения и образования связывается с историей основания Царем Иоанном Васильевичем Грозным на „Троицкой горе“ Троицкого монастыря в благодарную память чудесного явления ему Богоматери во время ночлега у безымянной горы (впоследствии Троицкой) в походе под Казань.
В известном сказании о „Троицкой горе“ распространенном во множестве списков у грамотных жителей близлежащих к Троицкой ropе селений об основании Юрьева и первого храма в нем говорится следующее: „Недалеко от „Троицкой горы“,на которой в поход на Казань Царь Иоанн Васильевич имел дневку и сподобился упомянутого чудесного видения, находилась близ „Совьих гор“ татарская деревня „Пара“, в которой вместе с родичами жил один татарин по имени Бахметка — красивый собой и мужественный. Царь взял его с собою под Казань в качестве переводчика. При взятии Казани царский переводчик Бахметка отличился особенною храбростью и Царь полюбил его. Бахметка принял св. крещение. Сам Царь был ему восприемником и назвал его Юрием, а по отчеству, в честь себя, Ивановичем, вместо прежняго имени „Бахметка” повелел ему называться по фамилии Бахметевым. При этом „на крест“ подарил ему землю близ реки Суры — село Знаменское с деревнями. После Юрий Иванович Бахметев служил при Царe стольником. Сын Юрия Ивановича по имени также Юрий заседал в царской думе и за свою усердную службу пожалован был угодьями по реке Пьяне близ Троицкого монастыря. Приехавши сюда, он рассмотрел места, годные для поселения, и понравилось ему особенно одно место близ Пьяны, которое он и стал заселять жителями. Образовалась деревня, которую он и назвал
своим именем „Юрьевом”. После он участвовал в разных походах, а по окончании их, поселившись в Юрьеве, построил в нем храм во имя Воскресения Христова с приделом во имя св. Евангелиста Иоанна Богослова. И стало то село именоваться Юрьево-Воскресенское.
(Примечание: На картах Нижегородской губернии село Юрьево называется Воскресенским, но как сами Юрьевцы, так и окрестные жители знают село под именем Юрьева, а Воскресенским его не называют.)
У Юрия Юрьевича был сын Иван — слепец от рождения. По смерти как отец, так и сын, были похоронены при созданной ими церкви”.
Так повествует „сказание“ о начале рода Бахметевых, об основании Юрьева и создании первого храма в нем.
(Примечание: Род Бахметевых владел поместьем в селе Юрьеве начиная с Юрия Юрьевича долгое время. По церковным документам, начиная с 1781 года (документов церковных ранее этого года нет) видно, что поместьем села Юрьева одной частью владел Сержант Григорий Алексеевич Бахметев, а другой большей частью села и приходской к селу Юрьеву деревней Усовом владел Капитан гвардии Григорий Иванович Бахметев. В 1795 году от Григория Алексеевича имение перешло в женскую линию к Анне Сергеевне по мужу Чемодановой, а в 1818 году к зятю ее Генерал-Лейтенанту Александру Ивановичу Михайловскому-Данилевскому, который владел имением до 1842 года, а потом продал Князю Алексею Сергеевичу Голицыну, сыну дочери Григория Ивановича Бахметева Натальи Григорьевны, который, так. об. стал владеть всей вотчиной села Юрьева один. Но все это большое родовое имение сын Князя Алексея Голицына Петр прожил и продал в 1855 году дворянину Штабс-Капитану Алексею Павловичу Козлову, а он отдал его в приданое за дочерью Софьей, которая вышла за Генерал-Лейтенанта Влад. Анд. Клодт. Такова судьба имения Бахметевых.)
Храм воздвигнутый Юрием Юрьевичем существовал до 1714 года. Теперь на месте алтаря этого храма стоит каменный столп, покрытый железом в ограде современного деревянного храма на северо-запад от паперти. Вот все, что известно из дальней, старины касательно прихода села Юрьева и первого храма в нем.
В 1714 году на месте обветшавшего храма был построен другой, тоже деревянный с тремя престолами: главный – в честь Воскресения Христова, придельные — во имя Божьей Матери (Казанской) и святителя Николая Мирликийского. Этот второй храм существовал до 1829 года. Когда этот храм стал приходить в окончательную ветхость, то Юрьевский помещик Князь Алексей Сергеевич Голицын, которому имение по наследству досталось от Бахметевых по матери, задумал построить новый каменный храм. Он избрал для постройки храма новое прекрасное место на площади против своего дома. С 1826 года началась постройка храма и продолжалась до 1829 года. Новопостроенный храм освящен был во имя Обновления храма Воскресения Христова, а обветшавший деревянный был тогда же разрушен, и только каменный столп, выведенный на месте алтаря, свидетельствовал о месте прежнего храма.
Прошло 30 лет со времени разрушения храма постройки 1714 года и „на месте свят“ стали показываться горящие огоньки наподобие того, как бы горели церковные свечи. Очевидцы такого необычайного знамения стали поговаривать, что нехорошо это место оставлять в запустении, а следует быть тут храму. И вот из среды прихожан нашелся один избранник, крестьянин Егор Цырулев, который и выстроил на этом месте деревянный храм во имя Святителя и Чудотворна Николая Мирликийского, большей частью на приобретенные им самим средства, снабдив его всем необходимым для церкви от креста и чаши и до колоколов включительно. Это было в 1866 году, а в 1880 г. раб Божий Георгий скончался.
Все прихожане села Юрьева издревле православные и принадлежат к крестьянскому сословию, занимаются земледелием и заработками на хуторах соседних землевладельцев.
Причт пользуется 84 десятинами пахотной земли и 6 десятинами и 744 квадр. саженями лугов. Луговая земля отведена причту строителем каменного храма Князем А.С. Голицыным, который, как строитель храма, похоронен 26 Июля 1848 года под левым углом храма в нарочито сделанном для сего склепе.
(Примечание: О Князе А.С. Голицыне сохранилось предание, живым носителем которого является столетний старец из крестьян села Юрьева Платон Степанов, венчавшийся в церкви построeния 1714 года, что Князь Голицын, построивши каменный храм и снабдивши его всем необходимым по достоинству, распоряжался в нем как хозяин в доме, и ризницу даже держал у себя во дворе в особом помещении, и при ней приставлен был особенный ризничий, который, по усмотрению Князя, выдавал на службу ту или другую ризу. Им же заведен был при церкви хор певчих. Причт держал в большом подчинении себе и неугодных ему удалял из прихода. Крестьян держал в полнейшей строгости.)

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 5 от 1 Марта 1890 года

Exit mobile version