Что такое православие?

 Жизнь в православии

Понятие жизни в православии происходит на основе идеи о спасении. В принципе, этого никто не отрицает. Но именно тут начинаются различия.

Если речь идет о спасении, то подразумевается какая-то гибель, потеря, утрата. И хотя все христианские течения (православие, католичество и протестантизм) понимают однозначно, что это спасение от греха, интерпретация этого понятия совершенно различно.

Православие обращает внимание на тот важный факт в истории человечества, который свидетельствует о том, что первые люди обладали полнотой святости, т.е. были безгрешны. Они обладали полнотой бытия и напрямую без посредников общались с Богом. Т.е. будучи чистыми и непорочными они, тем не менее, оказались в состоянии падения. Другими словами их состояние было «падательным», они могли пасть. Отсюда возникает величайшей важности вопрос: если спасение будет заключаться в том, чтобы вернуться к тому же состоянию первозданного человека, не повторится ли опять история (видимо, в более усугубленном виде). Задачу христианской жизни, и само спасение православие видит в приобретении человеком «непадательного» состояния.

Сама жертва Христова православием принимается совсем иначе, чем в католичестве и протестантизме. Существуют 3 термина, обозначающие это понятие: искупление, оправдание и спасение.

Искупление

Католицизм – весь в термине искупление. По сути, искупление – это выкуп. Сама жертва Христа католиками понимается как выкуп, который дает Христос Богу-отцу за величайшее оскорбление, которое нанес первый человек Богу в раю. Они даже не видят, каким они делают Бога, если Бог величайшее оскорблен. Т.е. по их понятиям всю историю Бог кипел от гнева до тех пор, пока не насладился крестными страданиями своего сына. Какая-то жуткая концепция. И только увидев своего сына, страдающего на кресте, он удовлетворился и простил вину Адама. Это какой-то кошмар!

Искупление, выкуп – это настрой на эту идею.

В католицизме, где все поставлено на весы выкупа, была создана и существует поныне система торга. Там все прописано: какова цена того или иного греха. Именно поэтому идет непрерывный суд. Если вы спросите, сколько стоит спасение, вам сразу и точно ответят. И как следствие, на Западе уже появились компьютерные духовники. Это когда вы вносите свои данные и ответы на вопросы в определенную форму, и вам точно определяют меру необходимого удовлетворения.

Мы понимаем, что это какая-то ирония. Однако это логическое следствие, к которому приводит сама система подобного рода воззрения на жертву Христа и на то, как эта жертва связана с личностью конкретного христианина.

Оправдание

Здесь еще проще. Протестантизм – это законнорожденное чадо католицизма. Поэтому они развили идею католическую до конца. Если в католицизме снимается вина за грех Адама, то в протестантизме говорится уже не только о первом грехе Адама. Т.е. Христос принес свою жертву за все грехи человеческие. Поэтому каждому верующему грех не вменяется!

Таким образом, мы можем жить так, как хотим, мы свободны от всяких обязанностей. Другими словами, верующему грех в грех не вменяется! Т.е. мы спасаемся не делами, а верою и только верою. Только вера! — вот основной принцип протестантизма.

В протестантизме исповедь уже перестала быть таинством, им она просто не нужна!

Рассуждая так, мы не утверждаем, что католики или протестанты менее нравственны, чем православные. Нет! Мы говорим только о духовности и разделяем понятия духовности и нравственности, т.к. это разные вещи.

Спасение

Существо жертвы Христовой заключается совсем не в удовлетворении претензий Бога к человечеству, не во внешнем оправдании. Суть жертвы Христа заключается в том, что он сам в себе самом исцелил ту природу человеческую, которую он взял.

Масса отцов об этом пишут: нужно исцелить греховность в самом себе.

Это истина православия. И это на самом деле так.

В результате Христос, как бы, стал вторым Адамом. Ибо, как от первого Адама рождаются люди и получают всю полноту жизни и непроизвольно получают греховность. Так и от второго Адама человек получает рождение (но произвольное, осознанное) понимания того, что он в Евангелие видит смысл своей жизни и видит путь достижения этого смысла.

Тогда, принимая крещение, он получает в свою душу семя исцеления. Семя – это не яблоня, а только семя. Оно может прорасти и дать плоды, а может лежать годами, и ничего не произойдет. Это как талант, зарытый в землю. И в этом случае крещеный ничем не отличается от некрещеного. Т.е. отличается только тем, что первый зарыл свой талант в землю.

Православие утверждает, что смысл жертвы Христовой в исцелении человеческой природы. Отсюда и задача христианина — не в получении удовлетворения и не в получении оправдания от Бога, а в исцелении человеческой души и тела от страстей, которые мучают человека.

Когда это происходит и на каком пути?

Что является самым главным в православной жизни?

На что направлена вся аскеза, вся христианская жизнь?

Записи по теме