Site icon Сергач: что надо!

Что такое православие?

Понимание этого вопроса важно для каждого: как верующего, так и неверующего. Давайте сравним православие с тем, что православием не является. Ранее этот вопрос стоял иначе: было христианство и было нехристианство. Сейчас ставить знак равенства между христианством и православием – это в корне не верно. Более того, нужно прямо сказать, что православие – это не христианство. Об этом говорит и то, что в США еженедельно возникает новое христианское движение, с которыми православие себя идентифицировать никак не может.

Вера в православии

Самым существенным отличием православия от других христианских течений является священное предание. Священное предание – это опыт богопознания, осуществляемый в конве истории существования церкви.

Так что же такое церковь?

Под церковью многие понимают некое общество людей, объединенных верой, дисциплиной, церковной иерархией и практикой. Но с точки зрения православия – это не совсем то. В православном понимании, в отличие от всех других учений, церковь – это единство Бога, пребывающего в тех людях, которые осуществляют свою жизнь на основе Евангелия. Эта реальность пребывания в едином Боге создает Бого-человеческую организацию. Т.е. мы на первое место ставим Бога, а на второе – человека.

Когда мы говорим об обществе людей, то мы на первое место ставим человека. Но церковь – это не человеко-Божеское объединение, а Бого-человеческое.

Таким образом, говоря о церкви, мы говорим о присутствии Бога в тех людях, которые осуществляют Евангелийскую жизнь.

Это о проблеме в видимой организации.

Понятие организации – это очень широкое понятие. Например, умер человек крещеный или некрещеный. Соответственно он будет похоронен по христианским или нехристианским обычаям. Это видимая церковь. Это область, в которой существует реальная церковь.

В католицизме, в отличие от православия уже давно сместились многие акценты, которые привели к драматическим последствиям.

Изначально церковь утверждала истиной только то, во что верили все, всегда и повсюду. Ранее даже решения Вселенских Соборов носили рекомендательный характер. И если решение Вселенского Собора не отвечало принципам изначальной веры, то такие Соборы называли лжесоборами, а их решение – лжерешениями. И такие случаи в истории церкви были. Особенно впечатляющим такой собор был в 754 году, когда 630 епископов приняли решение об отвержении иконопочитания.

Носителем истины принималось все церковное сознание.

В католицизме все сводится к одному человеку, к авторитету одного лица. Однако любой человек может ошибаться. Догматы же католиков гласят, что Папа ошибаться не может. На вопрос почему, они отвечают: «А потому, что он прав». Фактически этим догматом христианство заведено в пропасть, подведено к катастрофе, ибо любой человек это не Бог. Как бы мы не называли Папу: наместник Христа, непогрешимый, безошибочным, он все равно остается только человеком.

Если мы рассмотрим протестантизм, то ситуация окажется не менее драматической. Протестантизм с самого начала поставил все вопросы христианской жизни и веры на почву субъективизма. Они говорят, что только Писание является критерием в понимании христианских истин. На первый взгляд это же великолепно! Давайте оставим все предания – мало ли кто и что скажет? И действительно, даже сами святые отцы часто противоречили друг другу. Только Писание – вот чистый источник!

А если возникает вопрос в понимании Писания? То как быть в этом случае? Каков критерий истины тогда?

Почему существует множество различных христианских течений? Только по одной причине: каждое из них тем и отличается от другого, в т.ч. и от православия, только своим пониманием Писания, своим толкованием самых значительных мест в Писании.

Этот предательский постулат «Только Писание!» и отвержение опыта богопознания, хранимого церковью, приводит к тому, что протестантизм в начале 16 столетия тут же стал распадаться на различные ветви. Сейчас трудно сказать сколько их. В результате сейчас мы пришли к трагической ситуации: там полностью утрачено понятие истины, как таковой. Во Франции 84 % христиан. Из них половина не верят в Христа, как в Бога. Правда, интересно? Треть из них не верят в евхаристию. Почему? Каждый волен верить так, как он хочет. Потому, что нет базы, нет основы веры.

В чем преимущество православного понимания?

Писание действительно можно понимать по-разному. Так где же найти истинное значение?

Давайте задумаемся, кто лучше всех, правильнее всех понимает значение Писания? Наверное, непосредственные ученики апостолов. И что они пишут? По многим вопросам сохранилось до наших дней множество письменных документов. И в этих письменных источниках можно найти истинное толкование Писания. Может быть не так же четко, но очень близко к истине можно найти мысли учеников, которые учились у учеников апостолов. И так далее.

Вот она традиция, вот оно священное предание, которое передается не из уст в уста (т.е. с искажениями), а в виде записей в книгах. В первую очередь нужно обратить внимание на тех, кого церковь с самого раннего времени и по сей день на основании скрупулезного подхода объявила святыми. Это свидетельствует о том, что это не просто искренний, благочестивый человек, но был свят. Под святыми в данном случае понимаются люди, которые достигли действительно реального богообщения и которые уже очень часто говорили не просто свои предположения, а говорили то, что было проверено на опыте общения с Богом. Пересечение многих мнений святых отцов, вот это их согласие являлось всегда для православия самым большим авторитетом в утверждении истины.

 Познание в православии

Возьмем, к примеру, золотоискателей. Они точно не знали где искать золото. Но они знают пределы, в которых золото можно найти. Этот пример наглядно показывает что такое опыт.

Реально существуют границы, в которых люди могут найти понимание той истины, о которой говорит этот опыт. Мы понимаем, что все те опыты, которые мы исповедуем (которые описаны в книгах) не являются адекватным отражением реальности. Это только пределы, в которых находится истина. Это векторы, указывающие, в каком направлении человек может найти истину. Исаак Сирин писал, что истина познается по силе жития, по силе жизни.

А что по этому поводу говорит евангелие? Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Т.е. чистые сердцем увидят эту первую реальность, первоисточник, саму истину, как таковую. Совершенство чистоты есть с начала богословия. Все подобные мысли происходят от одной идеи, и здесь нет никаких исключений.

Познание догматов обусловлено не интеллектуальным напряжением, не философской подготовленностью, даже не природным талантом и мудростью, с которой рождается человек. Познание догматов связано с другим фактором, на который не обращают внимания ни в науке, ни в искусстве, ни в культуре. Только православие говорит: «Блаженны чистые сердцем».

Что за странный подход? Невиданный и неслыханный!

А дело все в том, что если мы познаем мир, наш разум не может выйти за пределы трехмерного пространства, т.к. он сталкивается с непреодолимыми препятствиями. Это потому, что мы устроены сами трехмерными и потому мы не можем знать, что такое пятимерное пространство.

Но есть другой путь познания реальности. Православие исходит из того, что Бог есть дух. Это нечто иное по сравнению с теми определениями, которые мы находим в области рационального материально-имперического познания.

Постижение духовных реальностей возможно по принципу, который знали еще дохристианские мыслители: подобное познается подобным.

В католицизме и протестантизме ситуация иная. Один кардинал в своем выступлении называл Богоматерь соискупительницей. На вопросы, что это значит? И на каком основании вы так говорите? Он начал извиняться и говорить, что да, действительно, в древности этого не было. Однако должно же идти развитие учения?

В действительности этот кардинал затронул очень важный, принципиальный вопрос: о жертве Христовой. Это уникальное явление, без которого человечество не могло бы обрести потерянного рая. И причем здесь соискупительница, даже если мы говорим о Богоматери?

У католиков познание идет по другому пути. А о протестантизме и говорить не стоит.

Сама соборность – это принцип парламентаризма и более ничего. Если церковное собрание чего-то решает, то это решение принимается. И нет у них другого опыта познания, кроме интеллектуального рассуждения. И в конечном счете большинство у них решает все. Но практика показывает, что большинство не всегда право, что мнение большинства не всегда истина.

 Жизнь в православии

Понятие жизни в православии происходит на основе идеи о спасении. В принципе, этого никто не отрицает. Но именно тут начинаются различия.

Если речь идет о спасении, то подразумевается какая-то гибель, потеря, утрата. И хотя все христианские течения (православие, католичество и протестантизм) понимают однозначно, что это спасение от греха, интерпретация этого понятия совершенно различно.

Православие обращает внимание на тот важный факт в истории человечества, который свидетельствует о том, что первые люди обладали полнотой святости, т.е. были безгрешны. Они обладали полнотой бытия и напрямую без посредников общались с Богом. Т.е. будучи чистыми и непорочными они, тем не менее, оказались в состоянии падения. Другими словами их состояние было «падательным», они могли пасть. Отсюда возникает величайшей важности вопрос: если спасение будет заключаться в том, чтобы вернуться к тому же состоянию первозданного человека, не повторится ли опять история (видимо, в более усугубленном виде). Задачу христианской жизни, и само спасение православие видит в приобретении человеком «непадательного» состояния.

Сама жертва Христова православием принимается совсем иначе, чем в католичестве и протестантизме. Существуют 3 термина, обозначающие это понятие: искупление, оправдание и спасение.

Искупление

Католицизм – весь в термине искупление. По сути, искупление – это выкуп. Сама жертва Христа католиками понимается как выкуп, который дает Христос Богу-отцу за величайшее оскорбление, которое нанес первый человек Богу в раю. Они даже не видят, каким они делают Бога, если Бог величайшее оскорблен. Т.е. по их понятиям всю историю Бог кипел от гнева до тех пор, пока не насладился крестными страданиями своего сына. Какая-то жуткая концепция. И только увидев своего сына, страдающего на кресте, он удовлетворился и простил вину Адама. Это какой-то кошмар!

Искупление, выкуп – это настрой на эту идею.

В католицизме, где все поставлено на весы выкупа, была создана и существует поныне система торга. Там все прописано: какова цена того или иного греха. Именно поэтому идет непрерывный суд. Если вы спросите, сколько стоит спасение, вам сразу и точно ответят. И как следствие, на Западе уже появились компьютерные духовники. Это когда вы вносите свои данные и ответы на вопросы в определенную форму, и вам точно определяют меру необходимого удовлетворения.

Мы понимаем, что это какая-то ирония. Однако это логическое следствие, к которому приводит сама система подобного рода воззрения на жертву Христа и на то, как эта жертва связана с личностью конкретного христианина.

Оправдание

Здесь еще проще. Протестантизм – это законнорожденное чадо католицизма. Поэтому они развили идею католическую до конца. Если в католицизме снимается вина за грех Адама, то в протестантизме говорится уже не только о первом грехе Адама. Т.е. Христос принес свою жертву за все грехи человеческие. Поэтому каждому верующему грех не вменяется!

Таким образом, мы можем жить так, как хотим, мы свободны от всяких обязанностей. Другими словами, верующему грех в грех не вменяется! Т.е. мы спасаемся не делами, а верою и только верою. Только вера! — вот основной принцип протестантизма.

В протестантизме исповедь уже перестала быть таинством, им она просто не нужна!

Рассуждая так, мы не утверждаем, что католики или протестанты менее нравственны, чем православные. Нет! Мы говорим только о духовности и разделяем понятия духовности и нравственности, т.к. это разные вещи.

Спасение

Существо жертвы Христовой заключается совсем не в удовлетворении претензий Бога к человечеству, не во внешнем оправдании. Суть жертвы Христа заключается в том, что он сам в себе самом исцелил ту природу человеческую, которую он взял.

Масса отцов об этом пишут: нужно исцелить греховность в самом себе.

Это истина православия. И это на самом деле так.

В результате Христос, как бы, стал вторым Адамом. Ибо, как от первого Адама рождаются люди и получают всю полноту жизни и непроизвольно получают греховность. Так и от второго Адама человек получает рождение (но произвольное, осознанное) понимания того, что он в Евангелие видит смысл своей жизни и видит путь достижения этого смысла.

Тогда, принимая крещение, он получает в свою душу семя исцеления. Семя – это не яблоня, а только семя. Оно может прорасти и дать плоды, а может лежать годами, и ничего не произойдет. Это как талант, зарытый в землю. И в этом случае крещеный ничем не отличается от некрещеного. Т.е. отличается только тем, что первый зарыл свой талант в землю.

Православие утверждает, что смысл жертвы Христовой в исцелении человеческой природы. Отсюда и задача христианина — не в получении удовлетворения и не в получении оправдания от Бога, а в исцелении человеческой души и тела от страстей, которые мучают человека.

Когда это происходит и на каком пути?

Что является самым главным в православной жизни?

На что направлена вся аскеза, вся христианская жизнь?

 Первое и главное в православии

Что нужно, когда человек болен?

Увидеть болезнь и определить, что это за болезнь. Пока мы не видим и не чувствуем болезнь – беда продолжается, болезнь развивается. Иногда так происходит до тех пор, когда лечить болезнь уже поздно, когда уже все потеряно.

Поэтому задача человеческой жизни с точки зрения православия – увидеть себя и познать себя.

Познание себя – это познание того, что скрыто в нас, все дурное, болезненное, греховное. Другими словами познание себя – это познание своего греха. И в этом вся суть.

Все величайшие подвижники, вся суть аскезы сводилась к первой и глобальной, важнейшей задаче – увидеть себя таким, какой я есть на самом деле.

К сожалению, мы ходим «в розовых очках», мы даже обижаемся, когда нам указывают на наши реальные недостатки. Мы их не видим. А если и видим, то только кое-что.

На самом деле ситуация трагическая. Мы хороши до тех пор, пока нас никто не трогает. Стоит нас тронуть, и мы сможем увидеть, что в действительности есть в нас. За такие поступки окружающих мы должны благодарить их. Мол, до того, как мне не ткнули, я и не знал, что у меня в печенке или селезенке уже болезнь. Спасибо тебе большое за это! Однако мы далеко не так реагируем: Ах, ты такой-сякой! У тебя у самого селезенка больна! Т.е. мы делаем все наоборот.

Вся христианская аскеза заключается в увидении себя таким, какой ты на самом деле. Это главная задача.

Как она достигается?

Только тщательное исполнение заповедей Христовых открывает человеку его немощи, его страсти.

Например, вы пробовали сказать себе, что завтра с утра до вечера я буду жить так, как говорит Евангелие? Если бы человек, хотя бы один день попытался это сделать, он сразу бы увидел в себе нечто такое, о чем даже никогда не подозревал. Внешне я вроде нормальный, здоровый человек, но на самом деле я как паралитик: только сказал себе, что не буду никого осуждать – и сразу осуждаю, только сказал о воздержании – и тут же объелся.

Попробуйте так прожить только один день! Или даже один час! Что это стоит?

Это удивительный рецепт. На этом пути человек приобретает то душевное состояние, которое является трезвым, здоровым. В христианстве такое состояние называется смирением.

Когда человек видит, что на каждом шагу он спотыкается и падает в грязную лужу, то ему трудно задрать нос кверху.

Из этого проистекают вещи не менее серьезные в отношении нашем к другим людям. Я не могу осуждать слепого, будучи сам слепым, хромого, будучи сам хромым и т.д. Не могу! Это только сытый голодному не товарищ, а голодный всегда сочувствует голодному.

В результате я уже другим взглядом смотрю на других людей. Какое осуждение? Мне стыдно об этом говорить, т.к. я сам такой!

Из этого состояния смирения рождается нормальное, здоровое чувство ко всем другим людям. Оно является тем началом, из которого рождается величайшее свойство, величайшее качество души человеческой, которое дает радость и самому человеку и всем его окружающим. Речь идет о начале зарождения, как из семечки, того чувства, которое называется любовью.


Конспект выступления Профессора Московской духовной академии Осипова Алексея Ильича.

Exit mobile version