Окрестности ИтмановоПравославие 

Приход Русско-мордовского села Итманова Сергачского уезда Нижегородской епархии

Село Итманово отстоит от Нижнего Новгорода на 140 верст, от Сергача на 60 и от ближайшей почтовой станции (в с. Гагине) на 20 верст. Граничит оно на сквере с селом Аратью Арзамасского уезда, на юге — Молчановым и Глушенками, на западе — Саврасовым и Гавриловым Лукояновского уезда, на востоке — Какиным.
Расположено Итманово в котловине, образуемой окрестными холмами. Посреди села пролегает отлогий вражек, изобилующий родниками, ключи от которых образуют на всем протяжении вражка несколько искусственных прудов, которые устраняют всякий недостаток в воде, несмотря на отсутствие реки. С запада и юго-запада к селу прилегает лес удельного ведомства.
Почва земли суглинистая с тонким слоем чернозема на поверхности, но без удобрений малоплодородная. Грунтовые дороги окрестности хотя не представляют больших неудобств, но в сырое время бывают не привлекательными.
Итманово — большое селение в 365 дворов, жителей в нем свыше 2600 душ, из которых две трети мордвы племени эрзя и треть русских. Есть предание, что основателями Итманова были два мордвина и один русский. До уничтожения крепостного права Итманово принадлежало удельному ведомству.
Итмановский приход, который состоял и состоит исключительно из одного села, по своему возникновению со временен крещению Итмановской мордвы, которое последовало в начале действия конторы новокрещенских дел за время епископства в Нижнем Новгороде незабвенного для инородцев Димитрия Сеченова, бывшего первого управителя новокрещенской конторы. Это подтверждается сохранившимися в Итмановской церкви церковно-богослужебными книгами, которые в силу Высочайше конфирмованного доклада Сената (28 Сентября 1743 г.), по доношению Преосвященного Димитрия Сеченова были высланы в Итмановскую церковь, как скоро она была построена, из конторы новокрещенских дел. Книги эти следующие: Евангелие, Апостол, Устав церковный Служебник, Требник, Триод, Пролог и Шестоднев. На каждой из этих книг имеется следующая надпись по листам: „Сия книга (положим) Шестоднев Ея Императорского Величества казенная выдана из конторы нововрещенских дел в Арзамасский уезд в новокрещенное село Архангельское, Итманово тож, в церковь Божию для отвозу и отдачи в оную церковь выборному новокрещену Алексею Яковлеву Июля 26 дня 1749 года».

Итманово

Итманову со времени построения церкви дано было еще наименование Архангельского по храму, но последнее название не удержалось в употреблении.
Архангельский храм современный крещению мордвы и образованию самого прихода сгорел в 1832 году от оставленной непогашенной свечи. Теперь на месте его стоит часовня. Ныне существующий в Итманове храм (деревянный, холодный) куплен готовым по распоряжению и на средства Удела в селе Атенгееве и освящен в 1833 году по благословению Епископа Нижегородского Амвросия Морева священником Ильей Лиловым. Храм поставлен на ровной местности посреди села и находится в расстоянии от домов причта на 10 сажень, от домов поселян на 45, от училища на 150 и от волостного правления на 200 сажень. Он имеет форму равностороннего креста, совне обшит тесом, а внутри оштукатурен.
Из достопримечательностей в храме, кроме указанных Елизаветинских книг, имеются еще напрестольный серебряный крест, современный построению первого храма, затем св. антиминс, священнодействованный Иоасафом, Епископом Нижегородским в 1783 году, да уцелевшее резное из дерева изображение Спасителя в темнице.
В окрестностях села, на север по направлению к Арати, до последнего времени сохранялся памятник мордовской языческой старины —кладбище, но в данное время оно распахано под пашню.
Причт церковный в данное время состоит из трех членов: священника, дьякона и псаломщика, но с основания прихода и до 1840 года втечение почти ста лет состоял из полного штата, а с 1840 и по 1873 год — даже из двух штатов. В содержании причт обеспечен нарезной землей в количестве 36 десятин и пользуется кружечными доходами и добровольным хлебным сбором по приходу. Живут члены причта изначала в собственных домах на церковной усадебной земле.
До крестьянской реформы 1861 года удельное ведомство отпускало всем священно-церковнослужителям села Итманова безмездно дрова для отопления, жаловало рыбой из своих, тогда богатейших прудов, давало достаточное количество лугов. Заботливость о духовенстве Удел простирал до того, что выдавал рясы и подрясники на новоселье.
Житье-бытье самих Итмановцев, когда они были под ведением Удела, было гораздо лучше, чем теперь. Тогда хлебные магазины были всегда полны хлеба. Кромe того, существовал запасный капитал, из которого под небольшие проценты выдавались ссуды крестьянам, на которые они поддерживали свои почему-либо пошатнувшиеся хозяйства. Теперь же магазины пусты, а при отсутствии ссуд многие хозяйства у Итмановцев приходят в упадок. Избы у них незатейливые, деревянные, крытые большей частью соломой, меньше тесом, а дворы исключительно у всех соломой. Но почти при каждой крестьянской усадьбе имеется небольшой садик для домашнего обихода.
Одежда и обувь у Итмановцев обыкновенная: кафтан, полушубок, редко поддевка суконная или казинетовая. Тулупы и чапаны имеются не у всех. Обувь — лапти, у немногих и сапоги. Женщины носят кумачные и ситцевые сарафаны и матерчатые поддевки. Это pyccкие и молодые мордовки, а старухи-мордовки не расстаются со своим национальным костюмом. Последние на голове носят «сороку» — возвышенный головной убор, на себя надевают «покай“ — узкую рубаху с узорчатыми шерстяными вышивками на шее, груди, рукавах и подоле. Цвет вышивок — красный, синий и желтый вперемежку. Сзади носят «каркс“ — шитый широкий пояс с шерстяными подвесками, а иногда и с тонкими круглыми бляхами.
Главное занятие Итмановцев земледелие, но у многих нет лошадей: на 365 дворов в ceле лошадей менее 300, а коров нет у очень многих. Кустарных промыслов Итмановцы не знают никаких. Половина способного к работам люда отходит на сторону: большая часть работать на Волгу, часть — плотничать, другие — в степи пасти гурты, иные — в работники, а иные — без определенной цели — туда, где попадется подходящая работа.
Десятая часть из них приходит домой с хорошим заработком от 75 до 200 рублей, половине достает на покупку хлеба до нова и на уплату повинностей, а многие приносят домой от 10 до 30 рублей за все лето. Есть и такие, что бросают дома, жену и детей на произвол судьбы, а сами домой ни денег не шлют, ни глаз не кажут лет по пяти и более.
Зажиточных хлебом или деньгами крестьян в Итманове один-два дома. Вообще экономический быт Итмановцев весьма незавидный. Кроме недорода хлебов главными причинами экономического упадка у Итмановцев являются семейные разделы и пьянство, и даже не столько последнее, сколько первое, т. е. разделы.
Семейно-общественный быт Итмановцев представляется в следующих чертах: семьей управляет отец, дед, дядя и т. п., вообще старший в доме и, смотря по личности правителя, известный и порядок в доме. Наймиты-работники (у кого иногда бывают) пользуются в доме одинаковым почетом с младшими членами семьи, но, впрочем, это часто зависит от личности хозяина и самого работника.
Общественные дела решаются всем миром и, когда дело касается раздела угодий, порядок на сходе образцовый, а когда чуется в перспективе мирская попойка, например, при сдаче арендных мирских статей, тогда порядка на сходе не бывает.
По исповеданию веры хотя Итмановцы и все православные, но не особенно усердны к церкви. В летние праздники храм посещается немногими: мужчины работают, а женщины уходят в лес за ягодами или за грибами, или погулять. С осени число посетителей храма увеличивается, тем более, что к этому времени возвращаются сельчане с отхожих промыслов. Женский пол усерднее мужчин к церкви и исправнее их исполняет христианский долг исповеди и св. Причастия, особенно старушки, из которых многие говеют во все посты и даже понедельничают.
Некоторые ходят по обещанию в Саровскую пустынь и Понетаевский монастырь.
Некоторые из Итмановских стариков-мордвов еще помнят их мордовское языческое кладбище, которое было вместе и местом их молений—мольбищ. Помнят и то, как ходили туда для мольбищ и поминок их деды и бабки, хотя были уже и крещены.
Брачные и похоронные обряды у Итмановских мордвов почти одинаковы с русскими. Брачную особенность у мордвов составляет обычай засватывать невесту за год, за два и более до свадьбы и за этот промежуток времени сватья относятся друг к другу уже по родственному.
Общий уровень умственного развития Итмановцев не высок. Взрослых грамотных в Итманове около 5 % мужского населения, а из женщин едва ли найдется и десяток грамотных, хотя училище в Итманове существует уже свыше 50 лет, именно с 1841 года, открытое еще Уделом и ныне обращенное в начальную земскую школу. В последнее время число учащихся в школе бывает до 70 в год и между ними несколько девочек. К школе Итмановцы относятся сочувственно и расходуют на нее из своих средств до 90 рублей в год. Особенно Итмановцы дорожат религиозным обучением своих детей. Радость великая бывает родителям, если их дети научатся молитвам и, особенно, если могут участвовать в чтении и пении при церковном богослужении.
На мир Божий Итмановцы смотрят верующими глазами, как на дело рук Божьих, и все явления природы почитают происходящими по воле Божьей.
В приключающихся болезнях Итмановцы доверчиво и охотно обращаются за помощью к врачу или фельдшеру. Но так как больница от Итманова в расстоянии 50 верст, то по-неволе иной раз больному приходится довольствоваться домашними средствами из скудной сведениями народной медицины. Наприм. при головных болях и простуд первое лекарство — водка с солью или перец, уксус и глина к шее или ступням. Женщины не редко обращаются к знахаркам.
Многие болезни Итмановцы приписывают «глазу». Сглазить — значит кто-нибудь с завистью или злобой посмотрел на человека или скотину, от чего им и „попритчилось», т.е. приключилась та или другая болезнь. Из болезней в Итманове не прекращается глазная у мордовок. Эта болезнь является с одной стороны как бы наследственной, а с другой поддерживается крайне неряшливой обстановкой и отсутствием мало-мальски сносных гигиенических условий мордовских жилищ.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 16 от 15 Августа 1894 года

Записи по теме