Site icon Сергач: что надо!

Приход села Ивкова Сергачского уезда Нижегородской епархии

Село Ивково Гагинского района Нижегородской области

Село Ивково отстоит от губернского города Нижнего Новгорода на 180 верст, от уездного Сергача на 60 и от ближайшей почтовой станции на 15 верст. Расположено оно в долине, по которой протекает ручей с устроенными на нем запрудами. Сельчане из этих запруд пользуются водой для скота и разных хозяйственных потребностей, а для себя употребляют воду из колодцев.
Окружающая Ивково местность болотистая, покрытая кустарниками. Почва земли глинистая, но есть и чернозем. Климат умеренный. Грунтовые дороги не особенно затруднительны.
Граничит Ивково с севера с Девичьими Горами Лукояновского уезда, с юга с Ляпней, с востока с Пересекиным и с запада с Маресевым.
Название свое Ивково получило по преданию от множества громадных ив, растущих и по сие время по рытвинам и низменностям селения.
Население Ивкова русское, но между Ивковцами есть не мало с татарским типом лица. Происхождение их народное предание приписывает сближению русских с татарами, жившими лет 200 назад в северо-восточной стороне от Ивкова по отлогостям гор. Такого происхождения ивковские татаро-руссы не отрицают и сами.
Время возникновения Ивкова как поселка с точностью неизвестно, но как село оно существует с небольшим сорок лет. В 1846 году Ивковский помещик генерал Николай Николаевич Анненков по завещанию своей матери с разрешения Свят. Синода и по благословению Преосвященного Нижегородского Иоанна заложил в Ивкове храм, который через пять лет был совершенно готов как внешней, так и внутренней отделкой и всем Потребным для богослужения строителем снабжен. Освящение храма состоялось в 1851 году по благословению Преосвященного Иеремии благочинным священником села Маресева О. Василием Языковым. Тогда же со стороны помещика в обеспечении содержания будущего причта нарезано земли пахотной и луговой 33 десятины и усадебной 1 1/2 дес., а для временного проживания причта отведены помещения во флигелях господского дома.
С определения в Ивково первого со времени освящения церкви священника Евгения Писарева в 1852 году открылся и самостоятельный Ивковский приход. Тогда же к Ивкову была отчислена от Девичье-Горского прихода при его разделении деревня Пекшать Лукояновского уезда, а в 1866 году по ходатайству г-жи Юферовой была присоединена к Ивкову еще деревня (сельцо) Уда, населенная мордвой-эрзя, отчисленная от прихода села Пичингуш Лукояновского уезда. Число дворов в Ивкове 80, в Пекшати 47 и в Уде 137, а всего населения в Ивковском приходе м. п. 904 души и ж. п. 885.

Храм в Ивкове построен в центре села на возвышенном полуострове, окруженном с востока, севера и запада припруженной водой, почему и ограда храмовая устроена только с южной стороны, которой площадь церковная соприкасается с площадью селения.
Расстояннием храм от жилых домов поселян на 28 сажен, от школы на 5 и от волостного правления на 1/4 версты. Зданием деревянный на каменном фундаменте с таковой же колокольней в три яруса. Высота храма 16 сажен, длина 12 1/2 и ширина 5 сажен. Кровля на нем железная. Престолов три: главный во имя Живоначальной Троицы, а придельные в трапезе но правую сторону — во имя святителя Николая, а по левую в память обновления храма — Воскресения Христова.
На зиму в трапезе уставляется железная печь.
Утварью и всеми богослужебными принадлежностями Ивковский храм не богат, но все, что имеется в нем, — вклад строителя Н. Н. Анненкова.
Библиотека церковная заведена с 1866 года и постепенно пополняется с каждым годом особенно книгами гомилетического содержания. В архиве церковном кроме метрик, духовных росписей, клировых ведомостей, брачных обысков и приходо-расходных книг со времени образования прихода, других документов нет никаких.
Кладбище приходское отмежевано при самом открытии прихода на полуверстном расстоянии от церкви в квадратную десятину. Оно окопано рвом и ограждено валом.
Причт при Ивковской церкви с открытия прихода и до «положения» о причтовых штатах 1869 года состоял из священника и двоих причетников, потом из священника и псаломщика, а с отменой помянутого „положения“ учреждена в 1885 году вакансия дьякона.
Кроме земли причт содержится от доброхотных даяний прихожан за требы.
Земля при трехпольной системе дает средним числом до 300 мер, а доброхотных даяний получается в год крайне ограниченное количество. Так что в общем содержание причта малодостаточно.
По освобождении крестьян члены причта вынуждены были выселиться из господских флигелей и построить собственные дома, которые, несмотря на правительственное распоряжение о приобретении церковью общественных домов причтам, в Ивкове остаются неокупленными у причта обществом прихожан и по сие время.
Население Ивковского прихода, хотя и все православное, кроме одной семьи в деревне Пекшати Спасова согласия, но тайно весь приход заражен духом раскола. Этот дух раскола поддерживается в приходе начетчицами, старыми девами-келейницами. Ивковцы усердно соблюдают посты, выражая говение в строгом воздержании от запрещенной пищи и добровольном пощении по понедельникам втечение круглого года в так называемые постные недели. Неохотно принимая в храмовые праздники в свои дома храмовые иконы для служения молебнов, Ивковцы считают необходимым и полезным делом служить общественные молебны на полях по разным нуждам земледелия.
Поминовение усопших по церковному чину совершают не многие, а большей частью ограничивают это поминовение кормлением нищей братии и чтением Псалтири какой-нибудь начетчицей-келейницей.
Экономический быт Ивковцев не завидный: Ивковцы вышли на дарственный надел, а потому за недостатком своей земли вынуждены арендовать ее у землевладельцев, или работать «исполу». Пастбищ, лугов и лесов в их наделе нет, от того и скотоводство у них еле держится. Из отхожих промыслов у них развито плотничество и батрачество. Дома у Ивковцев деревянные и при каждом почти имеется сад. У некоторых домохозяев в садах стоит по несколеко ульев пчел. В приходе имеется 10 ветряных мельниц и две круподранки, принадлежащие крестьянам.
Сооциально-юридический быт Ивковцев одинаков с другими подобными же селениями.
Грамотность в приходе мало развита, благодаря отсутствию правильноорганизованной школы. Школа грамоты открыта в 1887 году местным дьяконом в церковной караулке на 6 мальчиков, да в деревне Уде занимается обучением мальчиков отставной солдат.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 24 от 15 Декабря 1893 года

Exit mobile version