Сергач: что надо!

Приход села Пересекина Сергачского уезда Нижегородской епархии

Село Пересекино отстоит от Нижнего Новгорода на 160 верст, от Сергача на 50 и на 12 верст от ближайшей почтовой станции Черновской. Расположено оно по северному берегу речки Альзи (приток Пьяны) на возвышенной равнине и образует довольно правильную продолговатую площадь, открытую на восток и обрамленную с запада, севера и юга порядками крестьянских построек. В средине северного порядка и при западном конце южного разбиты одна против другой усадьбы местных землевладельцев Белокрыльцевых, окаймленная обширными садами.
С юго-западной стороны село окаймляет сплошной лес, а с прочих сторон на далекое пространство расстилается черноземная равнина полей.
Несмотря на близость речки, сельчане пользуются водой из нее только для некоторых хозяйственных надобностей, а для домашнего обихода берут воду из колодцев и двух прудов в юго-западном склоне к Альзе. Климат в селении здоровый, пути сообщения грунтовые, с окрестными селами и деревнями удобные.
Граничит Пересекино с севера с Покровом, с запада — Ивковым, с юга – деревней Скучихой Молчановского прихода и с востока – с Молчановым.
Древнее название Пересекина „село Ново-Покровское“ дано по устроившемуся в нем храму в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в отличие от соседнего села Покрова. Но это название села теперь уже оставлено даже и в оффициальных документах, а называется село всюду и везде тем именем, какое усвоено поселку при самом его возникновении, до построения в нем храма. Пересекиным же начальный поселок назван потому, по народному преданию, что та площадь, на которой в настоящее время расположено село, тогда была сплошь окружена густым лесом.Чтобы добраться до этой площади с какой угодно стороны потребовалось лес просекать, „пересекать” от этих просек, “пересек”, которые потом обратились в дороги, и самый поселок, основанный здесь, назван “Пересекином”.
Начало образования Пересекина как поселка восходит к последней четверти XVII века, потому что в конце XVII века в Пересекине была уже церковь о двух престолах — в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца, как и в соседнем селе Покрове, которое древнее по своему возникновению Пересекина лет на 50, если принять во внимание то, что в Покрове первая церковь создалась в 40-х годах XVII века, на что есть указание в храмозданной грамоте Преосвященного Платона, Епископа Владимирского, данной помещице села Покрова Княгине Марие Исаевне Гагариной 1749 года.
По типу образования Пересекино принадлежит к группе тех селений в данной местности, которые возникли по воле владельцев-помещиков. В данном случае Пересекино является простым выселком из села Покрова по экономическим соображениям тогдашнего владельца Пересекинских крестьян, каковым был князь Шахаев, в потомстве которого, а потом господ Дмитриевых и, наконец, Белокрыльцевых крестьяне Пересекинские и находились до самого освобождения от крепостного права. А землевладельцами в Пересекине и по cиe время остается род Белокрыльцевых.
Пересекино вначале крайне незначительный выселок и в настоящее время заключающее в себе 670 душ обоего пола. Несмотря на свою малочисленность, существует самостоятельным приходом с конца XVII века, и во все время исключительно только в предедах одного своего села, деревень же приходских никогда не имело ни прежде, ни теперь не имеет.
В архиве церкви села Пересекина сохраняется следующий документ: „ Указ Ея Императорского Величества Самодержицы всероссийския от Синодального члена Преосвященного Иоасафа, Епископа Нижегородского и Адатырского Епархии моей ведомства Ардатовского духовного правления села Перосекина старосте церковному крестьянину Антону Иванову с приходскими людьми. По указу Ея Императорского Величества и по прошению вашему благословляю вам вместо имеющейся в том вашем селе ветхой деревянной церкви Божией во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святителя и Чудотворца Николая построить такую ж новую деревянную церковь на прежнем месте в те ж наименования. И для того повелеваю вам ту ветхую церковь разобрать и новую строить по подобию прочих святых Грекороссийских церквей, и под присмотром приходского священника, которому святый престол разобрав самому обвернуть в чистое полотно и хранить в пристойном месте. И ежели столбцы окажутся впредь ко священнодействию надежными, то их же поставить в новой церкви, а если ветхи, то новый престол устроить в указанную меру, то-есть, чтоб был он в вышину и со доскою аршина шести вершков, в длину аршина осми вершк., а в ширину аршина четырех вершков, а старый зарыть под новый престол. Когда же оная церковь построена и всем церковным благолепием украшена будет, тогда об освящении ея просить вам особого указа с засвидетельствованием церковной ризнице и имущества духовного Правления, о чем вам и учинить посему Ея Императорского Величества указу. Maя 15 дня 1783 года. № 595“.
Храм, разобранный за ветхостью в 1783 году, был первый в Пересекине со времени образования поселка, существовавший в нем не менее ста лет. Второй храм, устроенный на месте первого и освященный в 1785 году в те же наименования Покрова Пресвятой Богородицы и святителя й Чудотворца Николая, существовал в Пересекине менее 50 лет, именно до лета 1827 года, когда в сильную грозу молния ударила в храм и произвела в нем, особенно в алтаре и иконостасе, капитальные повреждения, исправить которые не пожелали ни помещики, ни прихожане, и церковь по распоряжению епархиальной власти была запечатана и назначена к слому, а причту Пересекинскому для священнослужений и требосовершений была отчислена теплая церковь села Молчанова (в нем две церкви) в расстоянии двух верст от Пересекина, куда причт и прихожане Поресекинские и ходили в течение шести лет, пока не была отстроена и освящена (третья по времени) своя приходская церковь.
Эта третья по времени в Пересекине церковь (каменная уже) начата строением еще при существовании второй церкви, именно в 1823 году, местными помещиками: княгиней Анисьей Богдановной Шахаевой и Петром Васильевичем Дмитриевым по благословению Преосвященного Нижегородского Моисея. Через два года от времени основания церковь, довершенная уже до верхних сводов, остановилась постройкой – княгиня Шахаева скончалась, а Петр Васильевич Дмитриев занялся построением себе каменного дома. Но не достроив ни церкви, ни дома, Петр Васильевич тоже скончался и погребен, как и княгиня Анисья Богдановна Шахаева, подле застроенной ими церкви, здания которой по их кончине в течение пяти лет стояли покрытые соломой до времени, пока не взялся за окончание достройки брат умершего И.В. Дмитpиевa Николай Васильевич Дмитриев, который и свершил начинание брата к 1833 году. В этом году церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По кончине своей и Николай Васильевич положен рядом с начинателями постройки храма подле достроенной им церкви.
Этот каменный Покровский храм в Пересекине устроен на возвышенном месте на севере от прежнего, почти в центре села, именно в пространстве между южной оконечностью западного порядка с одной стороны, а с другой – западной оконечности южной усадьбы г. Белокрыльцева, от которой свободного расстояния 50 сажен до храма, а от крестьянского западного порядка – 35 сажен, от северного – 25 сажен, а с южной стороны к р. Альзе местность открытая, построек нет.
Храм существует и по настоящее время в том же виде, в каком был построен первоначально. Только в конце 60-х годов с северной стороны его приделана к нему одноярусная каменная колокольня для четырех небольших колоколов местным землевладельцем Василием Ивановичем Белокрыльцевым. До сего же времени колокола висели на деревянных столбах под тесовой крышей в виде шалаша. В начале 70-х годов на средства церковно-приходского попечительства устроена вокруг церкви деревянная ограда с одними воротами с западной стороны.
Церковь в форме продолговатого креста, в один этаж, однопрестольная и об одной главе с позолоченным на ней крестом. По размерам церковь не большая, в два света. Верхние окна полукруглые, входных дверей три и все растворчатые: западные, северные и южные. Притвора и паперти нет. Трапеза и алтарь с дугообразным сводом. Иконостас в один ярус с иконами живописной работы. По стенам храма нет никаких священных изображений.
Из святыни храма особенно досточтима и прихожанами и жителями окрестных селений икона Иверской Божьей Матери, стоящая в киоте за правым клиросом. Принесена эта икона в Пересекино из Серафимо-Понетаевкого монастыря в 1873 году. Со времени принесения этой иконы в храм в продолжение нескольких лет на поклонение ей в Праздничные дни стекается множество богомольцев, даже и из дальних селений, и многие говорят, что они получили от нее исцеления от недугов и болезней и готовы подтвердить истину сию клятвой. Празднования Иверской иконы Богоматери, бывающие 12 Февраля и во вторник св. Пасхи, сопровождаются крестными ходами для молебных пений по домам прихожан.
Утварью и всеми богослужебными принадлежностями церковь снабжена достаточно.
В библиотеке церковной кроме книг собственно богослужебных имеются еще: 10 книг Свящ. Писания, 13 писаний св. Отцов, 13 догматических, 1 полемическое, 8 собеседовательных, 2 литургических, 8 Канонических и 5 нравоучительных.
В архиве церковном кроме вышеприведенного храмозданного указа 1783 г. других древних документов нет. Метрики же, духовные росписи и проч. хранятся только с 1848 года.
Кладбище до построения каменного храма помещалось в церковной ограде, а потом перенесено за ограду на расстояние 60 сажен от храма к югу, но через 30 лет для него отведено новое место за селом в расстоянии от него на 200 сажен к западу, при опушке леса.
Из посещений Нижегородскими Архипастырями Пересекинского храма в приходской памяти сохраняются два: Преосвященного Антония и Преосвященного Иоанникия. В оба приезда Владыки при възде в село были встречены прихожанами с хлебом и солью. Хлеб потом, раздробленный на мелкие частицы, тот и другой Владыка раздавали собственноручно предстоящему в храме народу. Владыка Иоанникий, кроме того, спрашивал мальчиков, близко к нему стоящих, разные молитвы и знающих из них благословлял серебряными крестиками.
По малочисленности Пересекинского прихода при церкви его никогда не было полного штата причта. До реформы причтовых штатов и сокращения приходов по положению от 16 Апреля 1869 года при церкви села Пересекина были: священник, дьячек и пономарь, а по реформе оставлены только священник и псаломщик, которые с 1884 года помещаются в церковно-общественных домах.
Основой содержания причта служила и служит земля, которой в пользовании его состоит (пахотной) 30 десятин. Причтовая земля отстоит от церкви в 850 саженях и вся в одном месте. Почва ее черноземная, дающая урожаи удовлетворительные. В дополнение к содержанию от земли причт до 1884 года производил еще по приходу хлебные сборы и пользовался денежной платой за требы и службы. Но с 1884 года эти дополнительные источники содержания причта по взаимному соглашению причта и прихожан заменены денежным жалованием от прихожан причту в размере 220 рублей, с оставлением за духовенством права брать приношения за требоисправления: молебны, акафисты, панихиды, заупокойные литургии и подобн.
Кроме указанных статей содержания причт в подспорье своему домашнему обиходу занимается скотоводством.
При существовании крепостного права помещики приходские помогали духовенству в его хозяйственных и семейных нуждах деньгами, одеждой, дровами на отопление и лесом на постройки.

Население Пересекинского прихода чисто русское и по исповеданию веры – православное, раскольников нет ни одного. К церкви прихожане усердны, особенно в большом количестве посещают храм Божий в осеннее и зимнее время. Говение, долг исповеди и св. Тайн Причастия исполняют за малыми исключениями, все в Великий пост, а пожилые люди говеют и в другие посты, не редко до трех раз в год. В обычае у прихожан и понедельничать.
Из общественных молитвословий между прихожанами особенной любовью пользуются крестные ходы, сопровождаемые служением молебнов. Кроме положенных церковным уставом крестные ходы в приходе бывают еще:
а) в светлый понедельник после обедни вокруг села;
б) в Вознесение после литургии по улицам села, причем на каждой из околиц служится водосвятный молебен;
в) во время засухи по полям и частно по прилегающему лесу, причем водосвятные молебны служатся, при каждом источнике, лежащем на пути: в полях и в лесу;
г) во дни засева хлебов — озимых и яровых и
д) при выгоне скота на пастбища.
(Примечание: В обычае еще у Пересекинцев служить общий мирской молебен пасхальный при участии всего прихода по окончании хождения с молебнами по домам крестьян. Этот молебен служится на лугу перед церковью, куда при звоне колоколов выносятся из храма все хоругви и иконы.)
Поминовения усопших в родительские субботы Пересекинцы совершают с заметной любовью, но отдельно по новопреставленным заупокойные литургии заказывают очень редко.
Из обетов более других жители с. Пересекина налагают на себя:
а) хождение по святым местам,
б) понедельничанье и
в) кормление нищих по мере средств.
Ходят на поклонение большей частью в Саров, Серафимо-Понетаевский монастырь и в Промзино к 9-му Мая. В качестве приношения святыне жертвуют обычно от трудов своих холст, а домой приносят св. воду, елей, образки, крестики и брошюры духовно-нравственного содержания. Св. водою и елеем пользуют себя во время недугов.
Вдовы, сироты и нищие не оставляются без поддержки состоятельными людьми в приходе, а странники с радушием принимаются всеми: и состоятельными и несостоятельными без различия одинаково. Благодаря присущим Пересекинцам указанным чертам, их религиозно-нравственное состояние в общем удовлетворительно.
Все крестьяне Пересекинского прихода — земледельцы. Земледелие их главное занятие. А так как они при отмене крепостного права вышли не на полный надел, а на дарственную десятину, то за малым количеством своей земли арендуют землю у помещиков в количестве 400 десятин ежегодно, ценою средним числом рублей 12 за десятину.
При отмене крепостного права Пересекинцы согласились получить дарственный надел потому, что ложно были уверены, что землю помещиков им же отдадут в пользование за ничтожную плату, и в течение первых двух лет не арендовали земли, пока нужда в насущном хлебе не образумила их и не рассеяла их ложной веры на дешевое обладание помещичьей землей.
Малоземелье Пересекинских крестьян породило в них отхожие промыслы, но эти отхожие промыслы вредно отозвались на целости семьи и их экономическом благосостоянии: молодежь, поживши на стороне, утратила свои патриархальные черты, повиновение старшим в семье для нее стало тяжело. И вот пошли раздоры и разделы семей, а отсюда — всеобщее обеднение. Те же семьи Пересекинцев, которые пережили кризис сидя дома, сохранили и до сего времени прежний патриархальный быт: в них во всей силе и почтете и послушание к старшим, и взаимное трудолюбие, и общее благоденствие всего дома.
На арендованной земле Пересекинцы засевают рожь, овес, гречу, просо, горох, чечевицу и конопель. Земля преимущественно черноземная и в благоприятное лето дает урожаи довольно xopoшиe, избыток от которых крестьяне продают на ближайших базарах.
До последних неурожайных годов у Пересекинцев было довольно развито скотоводство. Но теперь лишняя скотина осталась только у более или менее зажиточных крестьян.
Занимаются Пересекинцы и пчеловодством: всех пчельников в селе 15 и из них два значительных размеров по 200 ульев. Мельниц ветряных пять и две маслобойни. Почти при каждом доме имеется небольшой плодовый сад для домашнего употребления.
Домашний и общественно-юридический быт Пересекинцев не представляет каких-либо особенностей: он Заурядный.
Умственное развитие Пересекинцев не высокое: их воззрения на мир Божий и явления в нем не вышли еще из рамок апокрифических сказаний далекой старины. До открытия в Октябре 1885 года правильно организованной школы в приходе грамотных было крайне мало. С открытия школы грамотных считается уже в приходе до 15 %.
Из церковно-приходских учреждений, кроме церковно-приходской школы, существует еще церковноприходское попечительство, открытое в Августе 1872 года. Деятельность его направлена на благоукрашение и поддержание местного приходского храма. В 20 лет существования попечительства им два раза был уже ремонтирован храм и со вне и внутри: в 1878 году и 1886 году. Кроме того им же приобретены для храма паникадило и служебные облачения. Средства попечительства составляются из доброхотных пожертвований прихожан и посторонних усердствующих, к которым обращаются члены попечительства за пожертвованиями.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 23 от 1 Декабря 1893 года

Exit mobile version