Сергач: что надо!

Приход села Покрова Сергачского уезда Нижегородской епархии

История села Покров

Село Покров расположено по большому Симбирскому тракту в 160 верстах от Нижнего Новгорода и 52 от Сергача при незначительной речке Ляпне, в местности сравнительно невысокой и со всех сторон открытой. С запада на востоке, севере и юге видны приходские деревни: Исупова, Сумарокова, Соболева, Ламакина и Хоненевка и деревни других приходов, смежных с Покровским: Старо-Ахматова, Молчанова, Пересекина и Панова-Осанова, на протяжении до 10 верст.
Когда основался приход села Покрова, данных определить это время пока нет. Первый древнейший документ, хранящийся в Покровской церковной ризнице, относится к 1749 году. Это храмозданная грамота. В этом году по просьбе Покровской помещицы княгини Марии Исаевны Гагариной Преосвященный Платон, Епископ Владимирский, дал позволение и благословение выстроить в селе Покрове вместо сгоревшей деревянной церкви новый храм деревянный же в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Василия Великого. В грамоте сказано так: „…в селе Покровском имелась церковь Божия деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца, которая в 1749 году Июля 20 дня от случившегося в том селе пожарного времени сгорела без остатку. А ныне же княгиня Мария Исаевна Гагарина желает в том селе Покровском вместо объявленной сгоревшей Покровской церкви построить вновь деревянную же того же храма Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца и еще вновь с прибавлением пристроить придел во имя Василия Великого”….
Окончена строением эта церковь в 1756 году. В благословенной грамоте от 1756 года об освящении ее сказано: „…новопостроенную церковь Покровскую с приделами Николая Чудотворца и Василия Великого освятить на новоизданных антиминсах”….
По устройстве и освящении она стояла в Покрове очень недолго — около 20 лет, а потом перевезена была в село Пергалеи Княгининского уезда. Какая причина тому была — неизвестно. Составитель летописи церкви и села Покрова священник Николай Полетаев говорит: “Из того, что разрешение строить каменную церковь в Покрове испрашивал в 1781 году у епархиального начальства Покровский помещик Колычев, можно заключить, что не строительница деревянного храма княгиня Гагарина передала его в Пергалеи, а Колычев передал его туда, когда княгини Гагариной в живых уже не было”.
11 Марта 1781 года от Преосвященного Виктора, Епископа Владимирского и Муромского, последовало на просьбу Покровского помещика секунд-мaйopa Льва Александровича Колычева разрешение строить в селе Покрове каменный храм. „Благословляем в селе Покровском, — пишется в храмозданной грамоте, – на удобном месте церковного погоста, которое бы было не зыбкое и гробами мертвых не заставленное, вновь каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и святого Василия Великого строить наподобие прочих издревле и по ныне святохранимых святых Божьих церквей.”
Храм этот начатый строением в 1781 году — окончен в 1786 году исключительно иждивением Л. А. Колычева при заботливом участии по постройке супруги Колычева Анны Петровны, под непосредственным наблюдением которой производились все работы по церкви, так как сам Колычев вследствие физической немощи (он был без ног и его возили в одноколке) не мог принимать желаемого участия в этом деле.
На сохранившемся храмозданном кресте по освящении Покровского престола сделана следующая надпись: „Освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Покрова Пресв. Богородицы при державе Благочестивейшей, Самодержавнейшей Великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны всея России, при Наследнике Благоверном Государе и Великом Князе Павле Петровиче, при супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Марии Феодоровне, по благословению Преосвященного Виктора Епископа Владимирского и Муромского в лето от воплощения Христа 1786-е месяца Сентября 27 числа на память св. отца Каллистрата и дружины его и преподобного отца нашего Савватия Соловецкого сей храм святил г. Арзамаса Воскресенского собора протопоп Григорий Григорьев”. Подобная же надпись на храмозданных крестах и тем же лицом сделана по освящении приделов Николая Чудотворца и Василия Великого.
Колычевский храм существует в селе Покрове и по сиe время, но только не в первоначальном, а в измененном виде, произведенном в 1821 году помещицами Лавровыми. Видоизменения коснулись главным образом трапезы: узкая и продолговатая с двумя приделами в правой Николая Чудотворца, а в левой Василия Великого трапеза была прежде крайне маловместительна. Лавровы прежние прямые южные и северные стены пробили и сделали их вновь полукруглыми, и трапеза стала много просторнее. Далее Лавровы устроили с разрешения Преосвященного Моисея в трапезе на хорах еще третий придел во имя Святителя Филиппа Московского, согласно завещанию Л. А. Калычева). Тогда же помещицами Лавровыми устроены над входами в церковь с западной, северной и южной сторон фронтоны, поддерживаемые колоннами. Колоннами же обрамлен и алтарь, а вся церковь обнесена кругом каменной оградой с тремя вратами: с запада, севера и юга. В общем наружный вид храма довольно красив и вполне отвечает внутреннему благоустройству его, положенному основателем храма Колычевым, восстановленному в 1821 году Лавровыми и поддерживаемому доныне усердием прихожан и заботами церковного попечительства.

Покровский приход

Покровский приход состоит из села и пяти деревень с населением до 5 тысяч обоего пола при двух штатах причта.
Село Покров принадлежало сначала роду князей Гагариных, потом Колычеву и наконец Лавровым. Последняя из рода Лавровых Пераскева Семеновна, умирая, отпустила крестьян на волю, согласно конечному желанию Л. А. Колычева.
Приходские деревни принадлежали и принадлежат разным помещикам, которые при крепостном праве жили в своих имениях, а теперь никто из них в своих имениях не жительствует.


Причт с 1786 года содержится главным образом от земли, которой по “писцовой книге” у церкви Покрова состоит: пашенной – 46 десятин, сенного покосу – 4 десятины, под поселением, огородами, гуменниками и коноплянниками – 2 десятины 1552 сажени, под церковью и кладбищем – 1200, под дорогами – 1200, под речкою и врогом – 500 сажен; а всего всех угодий – 53 десятины 2052 кв. сажени. Луговая земля ныне тоже распахана под хлебные посевы.
Кроме содержания от земли причт еще имеет определенный доход в % с шести непрерывно-доходных билетов в количестве 88 руб. 16 коп. и переходящий доход от требоисправлений.
Самое первое сведение о священноцерковнослужителях села Покрова по церковным документам встречается в писцовой книге на церковную землю. В этой книге упоминается: “поп Никита Антонов, церковный дьячек Ив. Антонов, пономарь Аф. Григорьев и просвирница Дарьица Феодорова“. С 1809 года в селе Покрове священствовали: Егор Степанов. Семен Афанасьев, Павел Гр. Весилицкий, Николай Ив. Лавров, Александр Ив. Лузин, Василий Егоров, Порфирий Ал. Вознесенский, Александр Вас. Малицкий, Алексей Петр. Соколов, Николай Павл. Веселицкий, Валериан Ал. Лавров. В настоящее время священствуют: Николай Дмитриевич Полетаев и Павел Алексеевич Яковлев.

Прихожане как при крепостном праве, так и по выходе на волю живут земледелием и не отличаются зажиточностью, но те из прихожан, которые за малым наделом земли уходят на заработки на Волгу, еще беднее крестьян домоседов—землевладельцев.
Небогатые бытовой обстановкой — Покровские прихожане богаты верою, преданностью Церкви, любовью к храму и уважением к священному сану. Так, во всяком обстоятельстве своей жизни, выходящем из ряда обыкновенных, они верою видят посещение Божие и молитвами Церкви стараются или предотвратить это посещение, если оно грозное, или увековечить, если оно милующее. Так в холерный 1858 год, когда болезнь эта посетила приходскую деревню Хоненевку, обыватели оной установили навсегда совершать в деревне крестный ход 16 Августа и служить в каждом доме молебен пред Нерукотворным Спасовым образом. В 1866 году в деревне Исупове открылась большая смертность на детей до 12-летнего возраста. Исуповцы дали обет брать из церкви св. иконы в деревню ежегодно 22 Октября и служить по домам молебны Казанской Божьей Матери. В 1874 году в деревне Ламакине открылся падеж на рогатый скот. Ламакинцы дали обет служить каждогодно молебны по домам священномученику Власию на 2-й неделе Великого поста. В 1878 году Покровские крестьяне дали обет вечно служить по домам молебны 28 Октября в день великомученицы Пераскевы в память того, что помещица Пераскева Лаврова отпустила их со всеми угодьями, еще до уничтожения крепостного права на волю.
Пред храмовым праздником Покрова Пресвятой Богородицы храмовая икона обносится по всему приходу с давнего времени, причем в каждом приходском доме служится молебен Покрову Богородицы.
Чуждые расколу Покровские прихожане с любовью ходят в храм Божий, охотно слушают беседы и наставления священника и всегда с уважением относятся к нему, как своему духовному отцу. Долг исповеди и св. Причастия исполняют ежегодно, а некоторые и не один раз в год. Об умерших родных заказывают заупокойные литургии и служат часто панихиды. Приходский храм свой поддерживают в должном благолепии: в период времени с 1880 но 18S4 год позолочены в церкви все четыре иконостаса, на местные иконы (кисти знаменитого живописца Ступина) сделаны медно-серебряные ризы, реставрирована стенная живопись, приобретены новые хоругвии и проч.
В приходе села Покрова имеются две школы: а) земская, открытая в 1876 году в селе, содержимая земством, и б) церковно-приходская, открытая в 1884 году в деревне Ломакине приходским священником Н. Д. Полетаевым, и им содержимая.
На старом приходском кладбище в местности бывшей Гагаринской церкви уцелело несколько памятников тех помещиков, которые владели Покровскими крестьянами. Среди них обращают на себя внимание три памятника Лавровых и один князей Гагариных. Памятники над Лавровыми Елизаветой и Анной Сем., поставленные их младшей сестрой Пераскевой, мраморные и с приличными надписями, а над самой Пераскевой Семеновной, поставленный Покровскими крестьянами в благодарность за отпуск их на волю простой кирпичный, оправленный белилами. На могиле князей Гагариных в настоящее время поставлен незатейливый памятник, сооруженный из остатков старого и то на церковную сумму. На нем не сделано никакой надписи, и если бы не старожилы, помнящие, как из остатков старого строился новый, то невозможно бы было подумать, что под ним покоятся тела именитых князей Гагариных. Прежний же Гагаринский памятник был довольно большой, в форме усыпальницы—часовни, в которой служились панихиды.
В церковно-приходской летописи отмечен следующий факт. В 1842 году в праздник Богоявления за литургией во время малого входа кому-то из стоявших на хорах представилось, что верхняя церковь св. Филиппа валится. В испуге он заявляет об этом громко на всю церковь и производит в предстоящих ужасное смятение. Все моментально устремились к выходу, но выйти никому не удалось , потому что входная дверь отворялась внутрь, а не наружу и напором была придавлена так, что нельзя было отворить ее и на вершок. В таком положении народ, не зная куда даваться, бросился в алтарь и даже через царские двери, причем были потревожены со своих мест и св. престолы. И хотя Филипповская церковь удержалась на своем месте, но, тем не менее, после сего велено было вместе с освящением церкви подставить под хоровую церковь столбы, которых и утверждено четыре из толстого дуба.

Сообщ. Аполлон Можаровский.

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 22 от 15 Ноября 1892 года

Exit mobile version