Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Сарга Больше-Болдинского районаПравославие 

Приход села Сарги Сергачского уезда Нижегородской епархии

Село Сарга отстоит от губернского города Нижнего на 180 верст, от уездного Сергача — на 50 и от ближайшей почтовой станции Черновской — на 9 верст. Расположено оно на равнине по правому берегу реки Пьяны в местности низкой и болотистой и по климату не совсем здоровый: тиф и лихорадки здесь обычное явление.
Название села Сарга есть измененное слово „сагра“, которым на местном языке называются топкие, болотистые места, поросшие мелким кустарником (сагры), а то низкое место вдоль реки Пьяны, около которого расположено село Сарга, было некогда сплошь покрыто мелким кустарником на трясинах, по которым с трудом можно было переправляться не только конному, но и пешему человеку. Остатки от этих трясин и болот сохраняются еще и до сего времени в виде котловин, покрытых мхом и растительным перегноем.
Обывательские постройки Саргинских крестьян идут в два порядка по направлению от юго-востока на северо-запад, от северо-востока к юго-западу по гористому склону в крестьянские усадьбы врезалась усадьба землевладельцев Дмитриевых, которая и разделяет село на две почти равные части.
Саргинский приход состоял прежде из самого села и деревень Абрамовой, Родионовой и Михайловой. В 1860 году причислена к Саргинскому приходу еще вновь основанная деревня Александровка из крестьян г. А.П. Новосильцева, переселенных из смежного села Апраксина. Расстояние деревень от приходской церкви: Абрамовой и Родионовки — 2 версты, а Михайловки и Александровки — 4 версты.
Дворов в Сарге 96, в Абрамовой — 54, Родионовке — 23, Михайловке — 48 и Александровке — 36. А всех приходских душ обоего пола 2900.
Приход села Сарги граничит с Севера дер. Загариной Китовского прихода, с юга — дер. Миловкой Чукальского прихода, с востока — дер. Ржедевом Спасского прихода Симбирской епархии, с запада — селом Черновским.
По течению реки Пьяны недалеко от Сарги пролегает Московско-Арзамасско-Симбирский тракт, некогда славный товарным гужевым движением между означенными пунктами. В деревне Абрамовке была лет 20 назад и почтовая станция, но ныне путь этот далеко не имеет уже прежнего оживления, и сама станция в Абрамове упразднена. По этому тракту в пределах Саргинского прихода имеется несколько земляных насыпей со впадинами в средине, свидетельствующих о бывшем здесь когда-то неизвестном поселке.
Все население прихода чисто русское, инородца нет ни одного. По типу образования Саргинский приход принадлежит к разряду тех приходов в крае, которые создались путем поместной владельческой колонизации. Владельцами в Саргинском приходе за время крепостного права были: г.г. Кречетниковы, Чебышевы, Краснопольские и Дмитриевы.
С какого времени образовался Саргинский приход с достоверностью сказать трудно, но по признакам начало его восходит к половине XVII века, царствованию Алексея Михайловича. Признаки эти следующие:
1) настоящая, существующая в Сарге камедная церковь построена в 1766 году, но до нее, по местному народному преданию, в Сарге была уже церковь деревянная, которая стояла там за селом, где ныне часовня и куда ежегодно совершается приходом крестный ход. От построения и до обветшания деревянная церковь могла просуществовать 100 или 115 лет. Благодаря прочности тогдашних строительных материалов и тому обстоятельству, что деревянные церкви в старину строились всегда холодными, без печей;
2) между древностями Саргинского храма первое место занимает св. Евангелие, напечатанное в Московской типографии выхода 1652 года Января 18 дня в осмнадцатое лето царствования Алексея Михайловича.
Ныне существующий Саргинский приходский храм находится, как и первый, вне села, в расстоянии от жилых построек сельчан на 100 сажен, занимает возвышенную местность на усадьбе г.г. Дмитриевых, построен в 1766 году иждивением и старанием господ Кречетниковых. До начала текущего столетия храм был однопрестольный в честь Успения Божьей Матери, с колокольней, соединенной с церковью длинной узкой галереей. Впоследствии, когда сознана была маловместительность этого храма для прихода, построена была вместо галереи широкая трапеза и в ней два придела: по правую и левую стороны (теплые с печами), которые c благословения Преосвященного Вениамина (Краснопевкова) и освящены — по Правую в 1804 году во имя преподобного Варлаама Хутынского, а по левую — в 1805 году во имя святителя и чудотворца Николая. Трапеза и приделы в ней построены иждивением господ Чебышевых.
Строителями храма господами Кречетниковыми и Чебышевыми церковь Саргинская снабжена и утварью довольно ценной и в достаточной степени: начиная от принадлежностей престола и до облачений церковных включительно.
Из примечательностей Саргинского храма обращают на себя внимание два образа:
1) образ Архистратига Михаила в серебряной ризе весу 9 фунтов, на которой отчеканена следующая надпись: „Образ Архистратига Михаила поставляется в селе Caprе, в церкви Успения Пресвятыя Богородицы, при гробах предков, создателей сего храма, от армии Генерала аншефа, Калужского и Тульского Генерал-Губернатора, в трех малороссийских губерниях правящего ту же должность, расположенных войск Малой России Командира, Орденов Российских: св. Александра Невского и Благоверного Князя Bлaдимиpa большого креста первой степени, Польских: Белого Орла, св. Станислава Голштинского, св. Анны кавалера, Михаила Никитича Кречетникова. Сей образ, яко патрона его, празднуемого в 8-й день Ноября, писан в Киеве 1791 года»;
2) Образ Успения Божьей Матери с мощами, находящийся в иконостасе по левую сторону царских врат, вставлен в большой образ с изображением поддерживающих первый преподобных Антония и Феодосия Печерских — дар рода Кречетниковых с такою надписью на оборотной стороне: „Успение Божией Матери. Принесение сего образа в дом 1734 года, Февраля 22 дня, в день обретения честных мощей, иже во Евгении».
Построенный, благоукрашенный и всем потребным снабженный местными помещиками каменный Саргинский храм ими же и поддерживался исключительно почти до самого освобождения крестьян. Перед временем освобождения крестьян помещики стали охладевать усердием к храму, а по освобождении и совсем перестали заниматься поддержкой и поправкой его. Крестьяне же прихожане, привыкшие при крепостном праве видеть устроителями, украсителями и поправителями храма помещиков и не призываемые тогда к активному участию в строительстве своего приходского храма вообще, и теперь, по освобождении из-под крепостного права, ставши свободными, не могли сразу освоиться со своим правовым положением и принять на себя все заботы по поддержке храма. Между тем приходский Саргинский храм от непризора со временем стал ветшать, тем более, что сырой грунт почвы и отсутствие технических приспособлений к искусственной просушке храмового здания и ранее требовали постоянных поправок. И только благодаря им храм держался и сохранял совне и изнутри благовидность. Теперь же долго не поправляемый храм от почвенной сырости и от стихийных непогод и ветров утратил свою благовидность: штукатурка обвалилась, кирпич разрыхлел и стал осыпаться как песок и даже выпадать.
В Maе месяце 1875 года Саргинский храм посетил во время обозрения епархии Высокопреосвященный Иоанникий. Заметивши сырость в церкви, а с наружных и внутренних стен опавшую штукатурку и осыпающийся как песок кирпич, Владыка высказал прихожанам-крестьянам следующее мудрое замечание: „Займитесь поправкой храма немедленно, иначе церковь будет закрыта и ваш приход присоединен к другому. Приступайте же к делу так: чтобы уничтожить в церкви сырость и сделать ее на будущее время сухой, нужно в ней каменные полы заменить деревянными, а под полом сделать продухи. Наружные же и внутренние стены, обтесавши предварительно до твердого кирпича, выштукатурить вновь». Таковые строговнушительные слова Архипастыря послужили сильным побуждением для прихожан-крестьян заняться самим исправлением своего храма без всякой помощи со стороны местных помещиков, и они с 1876 года занялись этим исправлением, но только не по указанию Владыки, а по собственному разумению, за что и поплатились непроизводительной затратой 1200 рублей приходских сумм. Не располагая средствами за один раз капитально ремонтировать церковь, но в тоже время опасаясь запечатания ее в случае непринятия мер к поправке, крестьяне-прихожане решили произвести штукатурные заплаты на тех местах стен, где штукатурка обвалилась. Но штукатурка не могла долго держаться на просыревших кирпичах и к 1880 году снова обвалилась.
Неудача 1876 года не вразумила крестьян-прихожан: в 1880 году они опять ограничились одними только заплатами, но и с ними к 1883 году повторилось то же, что было с прежним исправлением. Только тогда Саргинцы совместно с церковным попечительством взялись за поправку храма по указанию Владыки Иоанникия. Нанятый на поправку церкви мастер по условию обязывался старую штукатурку сбить, кирпич обтесать до твердого, слабый выбить совсем и заменить новым, каменный пол в холодной (настоящей) церкви выбрать, сквозь стены под полом пробить продухи, вынуть на аршин старый с мелким кирпичом бут и настлать пол деревянный, а в приделах — каменный из белых плит пол перестлать заново. Затем со вне и изнутри стены храма обить сосновым тесом и окрасить белой масляной краской. Железную крышу на церкви перечинить и окрасить медянкой.
Исправления эти, стоившие приходу и церковному Попечительству свыше 2000 рублей, закончены были только в 1887 году. За время этих исправлений по предложению церковноприходскому попечительству местного священника О. Иоанна Виноградова устроен был в 1884 году в главной Успенской церкви новый в три яруса иконостас с резными царскими вратами и вновь написанными живописью иконами стоимостью в 700 рублей. В настоящее время твердость стен храма, по видимому, обеспечена уже на более продолжительное время, а сам храм, благодаря капитальной ремонтировке его, принял наружный и внутренний вид благолепный, вполне отвечающий дому Божью.
Библиотека при Саргинской церкви очень недостаточна: кроме круга церковно-богослужебных книг в ней есть еще три книги житий святых св. Димитрия Ростовского, четыре книги Пролога, поучения протоиереев: Путятина, Романова и Бандакова и сборник „Сеятель».
В архиве церковном документы церковно-приходской жизни не восходят ранее 1810 года: с этого года хранятся метрические книги, а исповедные росписи и клировые ведомости имеются только с 1847 года.
Состав причта при Саргинской церкви от начала образования прихода и до 1869 года был полный одноштатный, с 1869 года по положению о сокращении приходов и причтовых штатов в Сарге оставлено два члена причта — священник и псаломщик, а спустя 20 лет восстановлена вакансия дьякона.
Основой содержания причта всегда служила земля, которой имеется в нарезке 33 десятины сверх двух десятин земли усадебной, на которой расположены дома священно-церковнослужителей — до 1869 года их собственные, а после окупленные приходом — общественные. Пособием к содержанию от земли всегда служила плата за требы и мелочной сбор по приходу зерновым хлебом, пенькой и т. п. Последний сбор с 1869 года, согласно постановлению Нижегородского Губернского Присутствия по обеспечению быта православного духовенства особым приговором прихожан заменен денежным взносом в пользу причта в размере 180 рублей в год.
По живым рассказам стареющихся представителей Саргинского прихода члены причта до реформы 1869 года по недостатку средств содержания сами наравне с крестьянами занимались хлебопашеством: пахали, жали, косили, молотили и проч., а потому и в домашнем быту мало чем отличались от крестьян.
Население Саргинского прихода все православное. Кроме проявленной с 1876 года заботливости о поддержании и благоукрашении своего приходского храма, Саргинцы усердно посещают церковные богослужения, строго исполняют установленные Церковью посты, а в святую Четыредесятницу все непременно говеют и, по исповеди, сподобляются принятия св. Христовых Тайн, а больные прибегают к напутствованию во всякое время; к нищим милостивы. В Пасху и во дни Христовых праздников — Успения Божьей Матери, св. Николая Чудотворца и Препод. Варлаама Хутынского все прихожане без исключения принимают в свои дома святые иконы для молебных пений.
Главное занятие Саргинских прихожан — земледелие, но так как земельный надел их не велик, да и сама земля худого качества, то они арендуют землю у помещиков и других землевладельцев иногда за высокую цену, смотря по качеству земли и расположению ее от селений. На покрытие арендной платы и на расходы по другим статьям хозяйства излишний хлеб сбывается большей частью в Лысково. Скотоводство у Саргинских прихожан ведется плохо за недостатком пастбищ. Ремесел и других занятий у них не развито никаких.
Умственное развитие Саргинских прихожан вообще не высокое: из умеющих читать и писать свыше 25-летнего возраста во всем приходе можно насчитать не более десятка; ниже этого возраста из мужчин большая часть грамотные, учившиеся в школе, или научившиеся читать и писать от своих сотоварищей. Книгами по преимуществу религиозного содержания многие из грамотных пользуются из приходской сельской школы, содержимой земством. Здание для этой школы (деревянное, довольно поместительное, крытое тесом) построено старанием местного священника О. Виноградова в 1875 году частью на его собственные средства, a частью на средства им же собранные от доброхотных жертвователей, сочувствующих народному образованию, между которыми первое место принадлежит Молчановскому землевладельцу Ф.В. Климову. На устройство школьного здания затрачено всего около 600 рублей. Сверх учебных пособий земством ассигнуется на Саргинскую школу 275 рублей, из них 200 р, — жалованье учителю, 50 р. — законоучителю и 25 р. — на отопление и наем сторожа. Обучаются в школе мальчики и девочки, курс 3-годичный. Школа оказывает доброе влияние на учащихся, а через них содействует исправлению нравов и в целом составе прихода. С открытия школы храм Божий за богослужениями оглашается чтением и пением учащихся.
При Саргинской церкви с 1877 года существует церковно-приходское попечительство, проявившее свою деятельность особенно за время поправки приходского хpaмa. Состоит оно из 14 человек членов под председательством местного священника.
В церковноприходской Саргинской летописи отмечены два посещения церкви Нижегородскими Архипастырями: в 1860 году Преосвященным Антонием и в 1875 году Высокопреосвященнейшим Иоанником и случай в 1867 году удара молнии, от которого явились щели на правой стороне колокольни и в западном углу самой церкви.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 17 от 1 Сентября 1898 года

Записи по теме