Site icon Сергач: что надо!

Приход села Субботина Сергачского уезда Нижегородской епархии

Село Субботино

Приход и храм села Субботино

Приход Субботинский образовался со времени построения в Субботине церкви в конце XYII века, именно в 1676 году, и состоял прежде из самого села Субботина и двух деревень — Мансуровок Большой и Малой, или Старой и Новой, так как Малая или Новая Мансуровка выделилась из Старой Мансуровки в самостоятельное общество всего только в 1847 году. Но обе эти деревни и та и другая по неудобству сообщения с Субботинской приходской церковью во время разлива рек Ежати и Пекшати отошли от Субботинского прихода: Старая Мансуровка в 1847 году приписалась к приходу села Ляпни, а Новая в 1877 году к приходу села Панова-Осанова, так что теперь Субботинский приход состоит исключительно из одного села 200 жилых Домов с населением до 1100 душ обоего пола.
Субботино отстоит от Нижнего Новгорода в 150 верстах и от Сергача — в 60. Расположено оно по склону незначительной горы к реке Ежати. Местность вокруг Субботина безлесная, почва земли по одну сторону реки черноземная, а по другую суглинистая.
Храм в селе Субботине стоит внутри села на ровном месте в расстоянии от жилых зданий во все стороны приблизительно на 30 сажень. Храм этот в Субботине тот самый, который построен был в год образования Субботинского прихода, т. е. 1676 г. и только в 1853 году по причине обветшалости, с благословения Преосвященнейшего Иеремии, перестроен, но так, что фасад и план его остались прежние, оставлены даже не тронутыми нисколько рядов стенных бревен. Перестроен собственно верх храма от нижнего ряда окон, затем под пол подведены новые подкладины и перестлан заново сам пол. По благословению того же Преосвященного Иеремии переустроенный храм был вновь освящен 20 Марта 1854 года в прежнее наименование — в честь явления Казанской иконы Богоматери. Колокольня же построена вся из нового леса в том же 1853 году и соединена с церковью папертью.

Храм в селе Субботино


В 1879 году усердием прихожан устроен новый о двух ярусах иконостас, окрашенный кармином, а резьба и колонки на нем покрыты золотом. Храм однопрестольный, деревянный, обнесенный таковой же оградой.
Из святынь Субботинского храма и древностей замечательны:
1) крест напрестольный сребропозлаченный (большой) с частицами мощей: апостола Андрея Первозванного, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, Ефрема Сирина, Феодора Тирона, Андрея Критского, Антипы, Георгия, Александра Невского, Александра Свирского и Гурия и Варсонофия Казанских;
2) такой же крест (малый), унизанный по краям жемчугом. В нем частицы мощей: преподобных Феофана, Пимена многострадального, Никона Игумена, Агапита врача, Сергия послушника, Захарии постника, Моисея Угрина, Николы Статоши и преподобного Еразма;
3) икона Николая Чудотворца в серебряной ризе, на которой вычеканены слова: „Изображение образа святого Николая Чудотворца, что есть в великом Нове-граде на Ерославле дворище. Писан сей образ 1781 году. „Писал сей образ Новгородец посацкой человек Спиридон Кроксов»;
4) икона Знамения Пресвятой Богородицы в серебряной ризе с следующими вычеканенными на ней словами: „Истинное изображение образа сего Пресвятой Богородицы Знамения против чудотворный иконы, что есть в великом Нове-граде на торговой стороне, на Ильине улицы. Писан 1732 году совершися Марта 20 дня. Писал сей образ Спиридон Кроксов“;
5) Триодион (постная), напечатанная „повелением Благочестивейшего Великого Государя нашего, Царя и великого Князя Феодора Алексеевича всея великая и малыя и белыя России Самодержца, благословением в духовном чину отца его и богомольца великого господина святейшего Кир Иоакима Патpиapxa Московского и всея России 1678 года от Р. Христова»;
6) Евангелие напрестольное, напечатанное в царствование Благочестивейшего Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, при святейшем Патриархе Московском и всея России Адриане в 1697 году.
Апостол, Триод цветная, месячная минеи и другие богослужебные книги выхода царствования Царя и Великого Князя Петра Алексеевича в Патриаршее местоблюстительство 1701 — 1707 годов.

Причт храма и прихожане

Составь Субботинского причта в разное время был не одинаков по числу членов. Так, на сколько то известно по церковным документам до 1815 года причт состоял из священника и двоих причетников, а с этого года и по 1855 был еще и дьякон, а далее до 1885 года причт по-прежнему оставался из трех членов; в 1885 году с введением новых причтовых при церквах штатов остались в Субботине священник и псаломщик.
Содержится причт от нарезной земли, денежных доходов за требоисправления и хлебных сборов по приходу. .
Субботинские прихожане хотя и все православные, но не все одинаково усердны к церкви, ее богослужению и уставам, так что и важнейший христианский долг исповеди и святого Причастия многие не исполняют ежегодно, но в тоже время многие из субботинских прихожан понедельничают и даже не едят мяса.
В 1885 году четверо из прихожан открыто отпали в молоканство. Дело было так: два родных брата из субботинских крестьян неграмотные Кузьма и Михаил Ивановы Зимины-Крайновы во время отлучки на сторону жили в Оренбургской губернии у молоканина в работниках и наслушались там молоканских заблуждений. Возвратившись домой в Субботино, они склонили в молоканскую секту своих родных братьев отставных солдат (двоих), едва умеющих читать. С 1886 года эти четыре брата молоканина стали учащенно ходить в село Ветошкино к последователям сродной молоканству Пашковской ереси, а с 1 Марта 1886 года и совсем перебрались в Ветошкино, где и живут при доме Пашкова.
Субботинцы главным образом занимаются земледелием. Кроме своего надела более состоятельные из них арендуют земли у соседних помещиков. Те же из крестьян, которые не в силах арендовать помещичьи земли, в подспорье своему хозяйству каждогодно уходят на заработки на сторону, преимущественно на Волгу и Каму на сплавы, и оттуда расходятся в разные губернии и уезды на подходящие работы.
Некоторые из субботинских крестьян имеют ветряныя мельницы, а некоторые занимаются пчеловодством: есть пчельники до 200 ульев. Общее экономическое состояше крестьян удовлетворительное.

Сообщ. Аполлон Мажаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 9 от 1 Мая 1893 года

Exit mobile version