Сергач: что надо!

Приход села Сыченок Сергачского уезда Нижегородской епархии

Село Сыченки расположено при речке Аратке на долине, окруженной лугами, топкими трясинами и лесами, в которых водится множество разнородных птиц и, преимущественно, так называемых, сычей, от имени коих, как говорят сельские старожилы, и само село получило свое название Сычей, Сычи, а позднее „Сыченки “ и до сего дня.
Село Сыченки до 1714 года было приходской деревней к упраздненному ныне селу Малахову, тогда Арзамасского уезда Шатковского стана (что видно из надписи на месячной (Майской) минеи, хранящейся в Сыченской церкви).
Приход Малаховский был очень многолюдный: к нему причислены были три деревни: Ляпня, Сыченки и Глушенки, да и само село Малахово было большое. Но вот в 1693 году деревня Ляпня с построением у себя церкви выделилась в самостоятельный приход. Около того же времени помещики—владельцы села Малахова по известным им причинам развезли до трех частей крестьян из Малахова в другие свои вотчины, находившиеся в губерниях: Kиевской, Воронежской и Смоленской, и церковь в селе Малахове осталась при малом количестве душ. Теперь, с выделением Ляпни и расселением Малаховских крестьян по разным губерниям, самой большой деревней по численности населения в Малаховском приходе стала деревня Сыченки, заключавшая в ce6е более половины всего прихода. Современная описанным событиям Сыченская помещица Акилина Тимофеевна Ушакова, жившая постоянно в своей Сыченской вотчине и отличавшаяся пламенной ревностью к церкви Божьей, решилась воспользоваться численным превосходством своих крестьян в приходе для того, чтобы приходский храм из Малахова был перенесен в Сыченки и тем успокоить как себя, так и своих крестьян от тех неприятностей, какие долго приходилось им выносить от непроходимых и непроезжих, особенно в ненастное время, топких трясин на пути сообщения между Малаховым и Сыченками. В этом своем предприятии она не встретила никаких препятствий со стороны других владельцев—помещиков, так как их тогда на жительство в Малаховском приходе, кроме ее Ушаковой, никого не было и церковь была перенесена в 1714 году. В Малахове же на месте престола поставлена часовня.
Спустя 47 лет перенесенная из Малахова в Сыченки церковь крайне обветшала и Акилина Тимофеевна, будучи уже в преклонных летах, потщилась на собственные средства соорудить на место обветшавшего новый храм, который и освящен во имя Архистратига Божия Михаила в 1761 году. Храм этот (деревянный) существует в селе Сыченках и по настоящее время. До 1835 года он, как по внешнему своему виду, так и по внутреннему убранству оставался без изменения и представлял совершенное подобие простого дома с тем только различием, что поверх тесовой не окрашенной на два ската крыши был утвержден вышиною в полтора аршина тонкий с крестом фонарь. Стены как совне, так и внутри были ни чем не обиты и не крашены, а просто бревенчатые, такие же и потолки внутри вместо купола. Иконостас плотничной работы в два яруса, гладкий, без малейшей резьбы и позолоты, окрашенный темными красками. Подсвечники и лампады были жестяные и деревянные, а служебные ризы священно-служительские — набойчатые ,бахтовые и ситцевые — праздничные. Колокольни не было, а колокола числом пять, весом во всех 30 пудов и 5 ф., висели даже и не на столбах, а на козлах.
В 1835 году церковь на средства и усердием прихожан переустроена и благоукрашена: потолки выломаны и возведен купол, к трапезе пристроена колокольня. Кровля на алтаре и куполе покрыта железом, а на трапезе и колокольне тесом и обе кровли окрашены лазурью. Стены совне обиты тесом и окрашены охрой. Сделан новый иконостас вышиною в 4 яруса, окрашенный лазурью, без резьбы, но с рамками около образов позолоченными по гульфарбе. Тогда же вместо жестяных и деревянных подсвечников и лампад приобретены медно посеребреные, а ризы священнослужительские вместо бахтовых и ситцевых пошиты парчовые.
В 1852 году тесовая крыша на трапезе и колокольне заменена железной и вся кровля церковная вместо мумии окрашена медянкой, а стены внутри и совне – белилами и мелом.
В 1868 году приобретен в 52 пуда колокол.
В 1880 году сооружен новый иконостас с резьбой, позлащенный двойником по гульфарбе, а сам иконостас покрыт кармином.
Со времени открытия прихода причт при Сыченской церкви до 1852 года состоял из 4 членов: священника, дьякона и 2 причетников.
В 1852 году дьяконское место закрыто, а в 1877 году закрыто пономарское место.
С 1886 года причт состоит из священника и дьякона на вакансии псаломщика.
Дома у священнослужителей собственные – на церковной земле. Причт как прежде содержался, так и теперь содержится от 36 десятинной пропорции земли, денежных и хлебных доходов от прихожан без всяких других окладов и пособий, кроме 8 руб. %, получаемых в год по государственному непрерывно-доходному билету с капитала в 200 руб., вложенного в 1859 году на вечные времена в пользу причта Сыченской церкви женой Д.С.С. Маврой Егоровной Быховец „за поминовение души ее и супруга ее Стефана”.
Прихожане села Сыченок по происхождению все без исключения чисто русского племени, по отношении к земле – крестьяне хлебопашцы, по отношению к исповеданию веры- православные (раскольников и сектантов нет). К церкви Божией и к исполнению христианских обязанностей усердны. В обиходной обстановке не богаты по причине малоземельности, что вынуждает некоторых уходить на заработки в низовые губернии, а главное бедны от частых семейных разделов.
В церковно-приходской летописи села Сыченок отмечены два посещения Сыченской церкви Нижегородскими Архипастырями: 1-е – Преосвященным Антонием и 2-е – Высокопреосвященным Иоанникием. Преосвященный Антоний, благословляя народ, поучал его мирной жизни с причтом, а Высокопреосвященный Иоанникий — неуклонному исполнению христианского долга — Исповеди и святого Причастия и закончил архипастырской благодарностью прихожанам за их твердое и неуклонное стояние в вepe православной.
Приход Сыченский от самого образования и до 1869 года состоял из села Сыченок и деревень Малахова, Баженовки и Глушенок, но последняя деревня с построением в ней церкви с 1869 года выделилась в самостоятельный приход.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 4 от 15 Февраля 1891 года

Exit mobile version