Сергач: что надо!

Приход села Толбы Сергачского уезда Нижегородской епархии

О селе Толба

Село Толба отстоит от губернского города Нижнего Новгорода на 120 верст, от уездного Сергача на 15 и от ближайшей почтовой станции — Озерской Княгинииского уезда на 10 верст. Расположено оно по обоим берегам незначительной речки Толбы, по имени которой назвался и начальный поселок на ней, разросшийся потом в село Толбу. Левый берег Толбы низменный и болотистый, а правый — возвышенный и сухой. В прежнее время, когда по течению Толбы росли леса, местность около села Толбы, особенно по левую сторону, была сплошь в болотах, а ныне за вырубкой лесов — из болот непересыхающих осталось только одно значительных размеров, примыкающее к селу с западной стороны. В версте от села речка Толба впадает в pеку Ургу. Речной водой толбяне не пользуются, но пользуются водой из родников, которых в селе три, дающих в обилии пресную и мягкую воду.

Озеро Бездонное близ Толбы

Обывательские дома в Толбе построены в две правильные, параллельные одна другой улицы, в средине пересекаемых третьей, по которой пролегает почтовый тракт из Княгинина в Сергач.
Почва земли близ села по западную сторону на месте бывших лесов черноземная, а по восточную — где собственно поля — супесчаная. Проселочные дороги удобны. Климат за осушкой болот — здоровый.
Граничит Толба с северо-востока с селом Шишковердь Васильского уезда, с юго-востока – Мокрым Майданом Ключевскаго прихода, с юго-запада – с Погореловкой Княгининского уезда, с северо-запада – деревнями Большой и Малой Фоминками Покровского прихода Княгининского уезда.
Население Толбы чисто русское. Время возникновения Толбы, как поселка, одновременно с возникновением в Припьянском районе и других подобных же поселков с русским населением, как то: Ключева, Гагина, Кладбищ, Сергача и др., а это время 1550-1625 годы.
По типу образования Толба принадлежит к группе тех русских селений в крае, централизующихся вокруг Сергача, которые образовались здесь в конце XVI и начале XVII века из ссыльно-поселенцев на казенные поташные заводы и беглых из Московской Руси, нашедших в этой местности себе укромный приют.
За возникновение Толбы, как поселка, из ссыльно-поселенцев за время от 1550 по 1625 год говорит то, что Толбяне до переименования их в государственных крестьян писались крестьянами “Казенной Поташной волости”, которая исключительно состояла из селений, основанных ссыльными сюда. Далее: церковно-усадебная земля в Толбе на два аршина представляет насыпь из чернозема, перемешанного в сильной дозе с золой и углем. Это признак того, что здесь в ряду других мест производилась и самая выработка поташа.
Название села и протекающей здесь речки Толба — название, очевидно, не русское, не объяснимое ни от какого коренного русского слова, но дано речке, по которой потом тем жe именем назвался и возникший тут поселок какими-либо инородцами, а какими именно — местная народная память не сохранила предания о том, чтобы здесь когда-то имели жительство те или другие инородцы. С именем Толбы имеется на крайнем Востоке нынешних наших азиатских владений озеро, близ которого возвышается огнедышащая гора, называемая по озеру Толбачинской.
Речка Толба в Сергачском уезде впадает в реку Ургу — название тоже не русское, но тем же именем называется в Монголии главный город (Урга), лежащий в 288 верстах от Кяхты на пути в Пекин.
Далее. В составе сел, образовавшихся по типу Толбы и составлявших “Казенную Поташную волость”, есть село Ачка по речке Аче — названия опять не русские, но очевидно монголо-татарские. У азиатов в ходу растет, называемое, “ачиа”, плоды которого они употребляют в пищу. В глуби наших азиатских владений есть городок Ачинск, названный так по монгольскому корню.
Эти данные дают нам некоторое право заключать, что в некоторой части территории, вошедшей потом в состав “Казенной Поташной волости”, жили когда-то монголо-татарские орды. И если не вскоре по завоевании ими Руси, то, по крайней мере, со времени выделения из Золотой Орды и образования Казанскаго царства. Монголо-татарские орды, живя здесь, и могли дать названия указанным речкам Тол6е и Аче, и эти названия сохранились за ними и до наших дней. А что в данной местности могли жить когда-то монголо-татары, это подтверждается тем, что и в настоящее время Сергачский уезд, как никакой другой из уездов Нижегородской губернии, переполнен татарами.
Толба во все время своего существования была во владении казны: крепостное право не коснулось Толбян. Небольшой, вначале, поселок Толба в настоящее время представляет значительное селение в 373 двора.

Толбинский приход

По возникновении поселка Толбяне не долго оставались без храма Божия: в 20-х годах XVII столетия у них был уже храм деревянный (холодный) во имя Великомученика Димитрия Селунского, и храм сей, по преданию, существовал до 200 лет, когда 29 Июня 1820 года во время совершения литургии загорелся и сгорел до основания, при чем спасены только антимипс, напрестольные кресты, Евангелее и ковчег.
До 1854 года приход села Толбы состоял только из одного этого села. В 1854 году близ Толбы выстроилась деревня Белая Грива (Рогановка, тоже) из переселенцев соседних казенных сел: Богородского, Кузьминки, Ключева и Ачки, которая и причислена приходом к с. Толбе. Причина образования Рогановки та, что около Толбы имелась земля, принадлежащая участками крестьянам упомянутых четырех сел, которую по дальности расстояния от их жительства им неудобно было обрабатывать. И вот крестьяне этих сел решили: по разверстке и расчету своих земельных угодий выделить соответственный процент населения из своих обществ и отдать ему в общинное владение разрозненные у Толбы участки земли. Этот процент выделенцев и основал Белую Гриву в 85 дворов. В 18б1 году перечислены к приходу села Толбы из прихода села Ключева деревня Малое Ключево (Ягодное, Сычиха). Причиною перечисления послужила дальность разстояния от села Ключева (10 верст) и близость к с. Толбе (2 и 1/2 в.). В Малом Ключеве 42 двора. В настоящее время все население Толбинского прихода простирается до 3150 душ обоего пола.
Приходский храм, ныне существующий в Толбе, о двух престолах: главный – во имя Великомученика Димитрия Солунского и придельный – во имя св. Царевича Димитрия Угличского — каменный с таковою же колокольней. Построен он трудами и иждивением прихожан на месте сгоревшего деревянного по благословению Преосвященного Моисея, при котором в 1824 году, с его же благословения, был освящен и придельный храм, а главный освящен в 1836 году с благословения уже Преосвященного Иоанна.
В основных чертах храм существует в первоначальном виде: он до половины квадратной формы, а верхняя часть имеет вид восьмигранной башни. По плану какого архитектора строился храм и сколько употреблено суммы на его построение, за неимнием при церкви документов, неизвестно. Главный храм холодный, а придельный в трапезе – теплый. Из последующих поделок и поновлений по церкви известны: обновление иконостаса в приделе в 1873 году на средства заштатного диакона села Чугунов Семена Любимцева и крестьян Леонтия и Игнатия Михайловых.
Устройство нового иконостаса в главной церкви в 1878 году на средства местного священника Василия Знаменского и крестьян-прихожан Онуфрия Крайнова, Феодора и Василия Вергизаевых. Устройство балдахина над престолом в холодной церкви в 1881 году на средства тех же лиц, кроме Ф. Вергизаева, исправление повреждений на церкви, произведенных пожаром 20 Мая 1882 года, в котором сгорали глава на церкви, крыша на трапезе, пол и потолок паперти, все полы на колокольне и ограда. Причем пять колоколов с колокольни упали, а один из них даже растопился. На эти исправления употреблено приходских сумм более 1000 рублей.

Церковные святыни, имущество и причт

Из примечательностей. Недавнего, впрочем, приобретения — в Толбинском храме имеются:
1) сребропозлаченный крест с частицами мощей Иoaннa Крестителя и мучеников Кирика и Улиты — родовая святыня Екатерины Петровны Маловой;
2) сребропозлаченный крест с частью Хитона Господня и Животворящаго Креста и частицами мощей: Николая Чудотворца, Димитрия Царевича, Алексия, Ионы и Филиппа Митрополитов Московских – дар проживающего в Москве крестьянина Ярославской губернии Угличского уезда Федора Федоровича Чернышева;
3) серебряный крест, вложенный в золотой больших размеров крест с частью Ризы Господней и частицами мощей: Великомученицы Варвары, Иоанна Многострадального, Николы Святоши, Феодора и Нестора Печерских . Крест осыпан мелкими гранатами и алмазами — дар Леонида Сергеевича Лухманова. Эта примечательная святыня приобретена в Толбинскую церковь прихожанином ее Онуфрием Крайновым и воздета на образ Казанской Божией Матери особыми, имеющимися при крестах, сребропозлаченными цепочками. Самый же образ Казанской Божьей Матери (тоже пожертвованный) в золотой ризе с такими же венцами на Предвечном Младенце и Богоматери и с камнями зеленого, голубого и красного цветов вставлен в ореховый с позолоченной резьбой киот, утвержденный на тумбе по левую сторону царских врат на солее.
Утварью и всеми богослужебными принадлежностями Толбинская, церковь достаточна. Библютека церковная состоит из 119 книг, между которыми, кроме богослужебных, имеются творения святых Отцов, догматические, собеседовательные, полемические, литургические, канонические, нравоучительные и исторические.
В архиве церковном ценных документов, как то: храмозданных и храмоосвятительных грамот, планов с зданний и земель, межевых книг и писцовых выписок не сохранилось, но имеются метрики, исповедные росписи, брачные обыски, клировыя ведомости и приходорасходные книги со времени существующей церкви.
Храм стоит в центре села на возвышении в разстоянии с северозападной стороны от домов причта на 25 сажен, с северовосточной от домов крестьян – на 20, с северовосточной от училища – на 20 и от волостного правления – на 30.

Восстановление храма во имя Великомученика Димитрия Солунского в селе Толба

Кладбище приходское находится за селом в расстоянии 200 сажен от церкви, занимает пространство в три десятины, окопано канавой и валом. Отведено оно на этом месте после 1823 года, а до этого времени находилось в ограде прежней сгоревшей деревянной церкви. Из лиц, заслуживающих исторической памяти, не лежит никого ни на древнем, ни новом кладбище. Нет на могилах и памятников, заслуживающих внимания.Причта при Толбинской церкви до реформы 1869 года был полный штат, а с 1870 года согласно распоряжению Присутствия по улучшению быта духовенства оставлены только священник и псаломщик. В 1875 году епархиальной властью определен еще диакон на вакансии псаломщика, который в 1885 году утвержден штатным диаконом. Причт с 1872 года помещается в общественных домах, построенных вновь для священника в 1872 году, для диакона – в 1875 году, а для псаломщика – купленный приходом у него же в 1872 году.
Основой содержания Причта служила и служит земля в количестве 83 десятин, дающая при среднем урожае 60 мер с десятины при трехпольной системе. Доходы от треб и разные мелочные сборы по приходу заменены с 1872 года определенной денежной ругой от прихожан в размере 575 рублей в год.
Члены причта, кроме указанных статей содержания, в подспорье своему домашнему обиходу занимаются и скотоводством, и птицеводством, а священник, сверх сего, и пчеловодством.

Толбинские раскольники

В трехтысячном составе Толбинского прихода имеется до 200 душ заведомых раскольников, которые распадаются на толки — Спасово согласие или нетовщину и Перекрещенцев. Раскол в приходе появился в 1826 году, но стал обозначаться в официальных приходских документах только с I860 года. Толбинские раскольники считают православных и последователей других сект еретиками и избегают с ними общения в пище и питии. Особых молелен у раскольников в приходе нет, но собираются они для молитвословий в домах вожаков своих толков. Книги у них обращаются следующие: Толковое Евангелие Феофилакта Болгарского, Кириллова книга, Маргарита, Тактикон Никона Черные Горы, Большой и Малый Катихизис, Потребник — все дониконовской печати, а также — Соловецкая челобитная, Поморские ответы, Житие и страдание Аввакума и проч.
Сильные скрытной пропагандой прежде раскольники успели охладить в православных в приходе усердие к церкви и особенно к иснолнению важнейшего христианского долга — исповеди и св. Тайн Причастия. Православные толбинские прихожане до 1872 года не проявляли ycepдия ни к посещению храма Божия, ни к поминовению церковному умерших, ни к служению молебнов в разных обстоятельствах жизни, ни вообще к делам благочестия, а исповеди и причастия св. Тайн избегали. Все показывало, что они находятся под обаянием раскольнических верований. Но с 1872 года, “Благодарение Богу, – говорит составитель церковно-приходской Толбинской летописи священник О. Знаменский, – год от году число неисполняющих христианский долг исповеди и св. Причастия уменьшается в приходе, и православные при помощи Божией крепнут в Православии так, что пропаганда раскольников не только не имеет более успеха среди православных прихожан, но встречает со стороны их уже и противодействие“. Этот добрый поворот на истинный путь с раскольнического pacnyтья православного населения Толбинского прихода весьма много обязан пастырскому собеседовательному учительству прихожан и в церкви, и в школе, и дома.

Особенности толбинцев

Из нарочитых общественных молитвословий в приходе существуют только крестные ходы в поля по случаю засухи и при выгоне в первый раз по весне скота на пастбища. В первом случае обществом назначается день, в который служится литургия, а затем уже совершается крестный ход в поле к роднику, где, по совершении водосвятного молебна, поля окропляются св. водою. Во втором случае крестный ход направляется на место выгона скота, где служится также водосвятный модебен, а потом прогоняемый скот окропляется св. водою.

Нравственность прихожан стоит не на высокой степени. Но в похвалу Толбинских прихожан надобно указать их нищелюбие: нищим они охотно подают съедобное, особенно часто подают тайную, ночную милостыню за умерших, которая кладется на окно бедных и считается самой действенной, чтобы избавить умершего грешника от вечной смерти в аду.

Умственное развитие Толбинских прихожан не высокое. До открытия в 1884 г. училища грамотных в приходе было всего 124 человека, между которыми большая половина умели только читать славянскую печать. Училище в селе Толбе устроено благодаря стараниям местного священника О. Знаменского и благодаря просвещенному сочувствию к народному образованю Председателя Сергачской Уездной Земской Управы Александра Ивановича Епифанова и члена Управы г. Высокосова. Открытие училища состоялось 10 Декабря 1884 года. Желающих обучаться заявилось так много, что здание училища не могло вместить всех: на первый раз принято было 45 мальчиков и 6 девочек. Школа при учителе и законоучителе содержится уездным земством, курс учения трехгодичный.
Толбииский приход состоит исключительно из крестьян-земледельцев, земельный надел которых — 4 десятины на душу пашни, кроме лугов и лесных угодий. Но и при этом сравнительно достаточном земельном владении Толбяне посемейно арендуют еще земли у соседних землевладельцев от 7 до 15 рублей за десятину. Засевают рожь, овес, ячмень, гречу, горох, просо, чечевицу и лен. Избыток от урожая сбывают в Лысково и Нижний Новгород. Скотоводство ведут изрядное, пастбища привольные. Лет 25 назад, когда Толбу окружали в обилии леса, ныне повырубленные значительно, процветало в приходе пчеловодство. Оно продолжается и теперь, но далеко не в тех размерах: и ныне пчельников в приходе имеется до 60. Число не малое, но самые-то пчельники числом ульев малы: самый большой в 50 ульев, а другие есть и в 10 ульев, тогда как прежде пчельник в 50 ульев считался малым.
В приходе 8 ветряных мельниц и 3 водяных на р. Урге, 4 круподранки и 2 маслобойных завода, принадлежащее крестьянам. Между прихожанами человек до 20 занимаются в довольно крупных размерах скупкой и перепродажей хлеба; 14 человек подобным жe образом ведут торговлю скотом. Есть между прихожанами торговцы красным товаром и мелочным. Из ремесл в приходе развиты: лесопильное, плотницкое, портняжное и сапожное. Кустарный характер носит изготовление саней. В зиму крестьяне занимаются и извозом. В общем экономический быт Толбинских прихожан достаточный, но в домашнем обиходе они не возвышаются над своими событиями других селений.

В общественном быту за миром Толбинские прихожане признают решающее значение. Важнейшим актом в “Mиpy” всегда, является периодичееки повторяемый поредел земли по наличию душ мужского пола (женский пол не имеет права на пользование землей, даже вдова с детьми жен. пола). Находясь в общественном пользовании, принадлежа “Mиpy”, земля чрез известное число лет переделяется, причем при увеличении количества душ размер прежнего душевого участка уменьшается пропорщонально увеличению количества душ и, наоборот, увеличивается в соответствии от чего-либо происшедшаго уменьшения количества душ. При этом переделе всякому хорошему хозяину желательно удержать за собой прежниe участки земли в полях (увеличенные или уменьшенные — это дело другое), как выхоленные им, а плохие хозяева всячески усиливаются отделаться от истощенных ими участков и получить удобренные чужими руками участки.

Различные гадания и разного рода ворожба давно покинуты Толбинскими прихожанами, а если и осталось что, то это оставшееся составляет уже только святочное развлечение молодежи без значения и смысла, а о прежних специальных ворожеях, которые привораживали и воров открывали, лет 25 и помину нет. Приметы же в роде таракан, выползающих из дому, — к пожару, остаются в полной силе. Наряду с ворожеями потеряли в приходе авторитет и знахари с знахарками, прежде пользовавшие всякую болезнь, приключившуюся “с ветру” или “с глазу”, известными им одним наговорами и разными снадобьями. Теперь в приходе только немногие старики и старухи суеверно стоят на своем, что болезни с ветру и глазу насылаются злыми людьми чрез нечистую силу и что болезни могут быть и использованы исключительно только наговорами знахарей или знахарок. Прочие же прихожане охотно соглашаются с тем, что большая часть болезней приключается от их собственного небрежия о своем здоровье, что злые люди тут ни причем, и за пользованием от этих болезней обращаются уже не к знахарям и знахаркам, а к представителям научной медицины. Этой перемене во взгляде прихожан на происхождение болезней и на способы их лечения они много обязаны своему приходскому священнику О. Знаменскому, который путем убеждения и более чем двадцатилетним врачеванием несложных болезней по лечебнику Лоевского успел разорять в них суеверный взгляд на происхождение болезней и предубеждений против научной медицины.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 19 от 1 Октября и № 20 от 15 Октября 1893 года

Exit mobile version