Site icon Сергач: что надо!

Село Алексеевское Сергачского уезда Нижегородской епархии

Храм Казанской иноны Божьей Матери в селе Алексеевское (проект)

Село Алексеевское получило свое название от имени святителя Алексия Митрополита Московского и всея России Чудотворца.
Бывший землевладелец Алексеевский, покойный Генерал-Адьютант Алексей Петрович Ахматов (в 60-х годах Обер-Прокурор Свят. Синода), рассказывал современному священнику села Алекмевского Ф.П. Лаврову по сохранившемуся в роде г.г. Ахматовых преданию: будто бы один из предков их по обращении в Христианство (татарин-мурза из могометанства), получив в дар от одного из Русских Царей не только местность, где теперь село Алексеевское, но и земли кругом, где ныне села Старо-Ахматово, Ново-Ахматово, Казариново, Болдино и Каменево, просил Господа благоволить указать ему покровительству какого святого посвятить ему дарованные земли. И вот в сонном видении ему предстал святитель Алексий Митрополит с повелением: земли те со всеми жителями на них посвятить его покровительству. После чего этот предок их будто бы устроил в центре дарованных земель храм во имя святителя Алексия Митрополита, а поселок около храма назвал селом Алексеевским.

(Примечание: Так как предание не помнит имени Царя, а выходы знатных мурз с их дружинами на Русь для поступления на службу к русским Князьям и Царям, от которых за то они получали богатые поместья „в кормление», начались еще в XIV и ХV веках, активное же обладание нами Сурским и Пьянским побережьем началось с первой четверти XVI века. Принятие нашими Князьями в лице Иоанна IV царского титула совершилось в 1547 году. Явление Казанской иконы Божьей Матери (образ которой был местным в первом Алексеевском храме) последовало в 1579 году, а всероссийское празднование ей установлено Царем Алексеем Михайловичем, то и можно думать, что тот Царь был если не Иоанн Грозный, раздававший поместья служилым людям из крещенных-магометан по Cypе и Пьяне, то — Алексей Михайлович, благо и храм был посвящен его Ангелу с местным образом Казанской Божьей Матери и то, что храм этот существовал до 1845 года. А будь он более ранней постройки — едва ли бы додержался до половины XIX века.)

Эта начальная церковь с приделами во имя св. Пророка Илии и Иверской Божьей Матери, устроенная в половине прошлого века родственницей гг. Ахматовых некоей Анной Ивановной Засецкой, существовала до 1845 года, когда была упразднена и разобрана. Очертания основания этой церкви видны и теперь в 12 саженях к югу от настоящей церкви села Алексеевского в честь Казанской Божьей Матери.
Церковь Казанской Божьей Матери первоначально только с приделом во имя святителя Николая Чудотворца, как видно из сохранившейся доселе храмозданной грамоты Митрополита Нижегородского и Алаторского Сильвестра, данной 9 ноября 1708 года, разрешена на устройство с сего времени и освящена в 1714 году. На деревянцом, в поларшина, осмиконечном кресте, сделанном при освящении церкви, написано: „освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы честного Ея явления Казанския, при державе Благочестивейшаго Государя нашего, Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича, всея великия, малыя и белыя России Самодержца, между Патриаршества, по благословению Господина нашего, Преосвященнейшаго Сильвестра, Митрополита Нижегородского и Алаторского, в лето от сотворения миpa 7222, от Рождества Христова 1714 года, месяца Hoeмврия в 6 день, на память иже во святых отца нашего Павла Исповедника Патриарха Цареградскаго, Алатырским ключарем попом Михаилом».

На другом таком же кресте надпись следующая: „освятися жертвенник сей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме иже во святых Отца нашего Николая Apxиeпископа Мирликийскаго Чудотворца, при державе и т. д. как на предыдущем кресте — месяца Ноемврия в 5 день на память священномученика Галактиона и Епистимий.»
Церковь эта, как видно из помещаемой ниже храмозданной граматы, построена местным помещиком Стольником Иваном Степановичем Ахматовым. Вот текст грамоты.
„Божиею милостию смиренный Сильвестр, Преосвященнейший Митрополит Нижегородский и Алаторский.
В нынешнем семьсот осьмом году Сентября в 29 день бил челом Нам Преосвященнейшему Митрополиту Стольник Иван Стефанов сын Ахматов: обещается он построить вновь церковь Божию во имя Пресвятыя Богородицы Казанския, да в приделе Николая Чудотворца в поместье своем Алатырском уезде в Пьянском стану в селе Алексеевском. И нам бы Преосвященнейшему Митрополиту пожаловать его Стольника благословить на тое церкви Божия наперед лес готовить и из того лесу в том селе Алексеевском вышеписанную Божию церковь впредь строить. И Аз Смиренный Преосвященнейший Сильвестр Митрополит Нижегородский и Алаторский пожаловал благословить на тое церкви Божия и на приделе лес готовить и из того лесу построить в том селе Алексеевском церковь Божию во имя Пресвятыя Богородицы Казанския да в приделе святого Николая Чудотворца, а верхи бы на той церкви и на приделе были крестные, а не шатровые и олтари прирубить крестные ж тройные, а в церкви бы и в приделе в восточных стенах царския двери были посреди, а по правую сторону южныя, а по левую северныя, а южного в приделе входу не было бы, а по правую сторону царских дверей между южных в начале поставить образы Всемилостиваго Спаса, а подлe этого образа образа настоящих тех храмов, а по левую сторону царских дверей между северных в начале поставить образа Пресвятыя Богородицы, и иные образа по чину. А о освящении тоя церкви и придела бить челом нам Преосвященнейшему Митрополиту в то время, как та церковь и придел совсем совершатся. Писана на Москве на нашем Архиерейском Московском Подворье лета 1708 Ноября в 9 день.“

(Примечание: У грамоты восковая красная печать с благославляющей рукой и словами кругом: «Селивестр Митрополит Нижегородский и Алаторский». Митр. Селивестр был хиротонисан в Москве 14 Сентября 1708 года и во время написания грамоты находился еще там.)

Старожилы рассказывают по преданию, что лес для этой церкви был рублен за деревней Малым Казариновым.
Церковь Казанской Божьей Матери по временам была исправляема: иногда по ветхости в ней запрещаемо было богослужение, так что прихожане к богослужению ходили в соседнее село Молчаново. В 40-х годах текущего столетия местные помещики стали запасать материал для устройства новой церкви. Алексей Асафович Ахматов для этого навозил лесу из села Калапина Лук. уезда, Петр Антонович Ахматов, правнук основателя церкви (через Антона Ивановича и Ивана Ивановича — сына Ивана Степановича) приказал возить лес для церкви из села Лыскова, но впоследствии, неизвестно по чьему распоряжению, бурмистр его Петр Чернышев приготовленный для церкви лес перевозил в деревню Аносово и сделал из него амбар. По смерти Алексея Асафовича Ахматова к устройству новой церкви приступила вдова его Варвара Борисовна. Прочие владельцы села Алексеевского помогли ей только своими крепостными плотниками. Сын Петра Антоновича Алексей Петрович Ахматов вызвал таковых из села Никулина Симбирской губернии, Феодор Федосеевич Ахматов из села Анненкова той же губернии. Строили церковь вновь в 1845 году по новому плану и фасаду. При этом от прежней церкви остался нетронутым алтарь Казанский, в котором не потревожены ни престол, ни жертвенник. С левой стороны устроен придел во имя святителя Николая, а с правой во имя святителя Алексия Митрополита. Вместо разобранной при этом начальной церкви во имя сего же святителя. Во время разборки сего храма годный лес был употреблен на построение церкви Казанской Божьей Матери. Иконы частью переделаны на новые для сей церкви, частью остались целыми и перенесены в нее, а частью поступили в кладовую и после употреблялись на церковные поделки или для написания новых икон. Из перенесенных икон особенно замечательны древностью и почитанием:
1) икона Казанской Божьей Матери, стоявшая в древнем храме Алексия Митрополита по левую сторону царских врат и
2) иконописный образ святителя Алексия Митрополита, существующая с основания церкви во имя сего святителя.
11 Сентября 1879 года местным землевладельцем Петром Николаевичем Ахматовым вложено в Александровский банк для приращения из % 200 р. по завещанию дяди его, умершего Генерал-Адъютанта Алексея Петровича Ахматова, на устройство в селе Алексеевском нового каменного храма.
Прихожане села Алексеевского с самого основания его были поместными г.г. Ахматовых и сосредоточивались в одном селе, но в половине настоящего столетия владельцы села Алексеевского, имея поместья в других местах, едва не развезли все село Алексеевское по чужим сторонам: в 1841 году Алексей Петрович Ахматов половину своих крестьян переселил в село Никулино Симбирской губ., а другую половину — в деревню Аносово (приходскую теперь). В 1847 году по смерти Алексея Асафовича Ахматова вдова его Варвара Борисовна со всеми своими людьми переселилась в село Гуляево Лук. уезда, а в 1857 году Феодор Федосеевич Ахматов всех крестьян своих в числе 123 душ, переселил в село Качим Пензенской губ. Городищинского уезда. Приходская церковь осталась в поле, только с домами при ней причта в 1/2 версты от селения, в котором осталось только 103 ревизских души. Земли, с которых выселены крестьяне, обращены в полевые пустоши, на одной из них красуется в настоящее время хутор.
В пользовании причта состоит при церкви писцовой земли 69 десятин издавна, а с 1868 года сверх того положено причту по малочисленности прихода жалованья из Казначейства 300 руб. в год. Причт всегда жил и живет в собственных домах.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 9 от 1 Мая 1890 года

Exit mobile version