Site icon Сергач: что надо!

Село Ветошкино Сергачского уезда Нижегородской епархии

Дом Пашкова в селе Ветошкино

История села Ветошкино

О начале села Ветошкина народное предание говорит следующее: более 200 лет тому назад, на левой стороне реки Пьяны, против настоящего села Ветошкина, было расположено сельцо под тем же именем, жители которого были люди вольные, т. е. не помещичьи. Притесняемые со всех сторон соседним владельцем села Юрьева Князем Бахметьевым, эти вольные люди, не желая отдаться в кабалу, мало по-малу разбрелись на новые места жительства, вследствие чего церковь их была запечатана, а причт размещен по другим приходам.
На месте же настоящего села Ветошкина была деревня Ромодановка, принадлежавшая помещице девице Ромодановской, проживавшей в деревне Нестеровке, верстах в 15 от Ветошкина, в приходе бывшего села Лопатина, которое, как и его приходские деревни: Орловка, Нестеровка и Починки принадлежали ей же.
Ромодановцы несли на себе барский гнет во всей силе главным образом от управляющего госпожи, с которым, к несчастию крестьян, она была в близких отношениях. Этот управляющий особенно крайне несправедливо действовал при наборе и отдаче рекрутов в военную службу, а эти наборы и отдачи тогда производились каждый год. Он отдавал в военную службу не лишних работников в семьях, а по большей части лиц, ему неугодных по экономическим и другим соображениям, и чаще всего единственных работников из семей и без того уже обездоленных.
В осень 1750 года этот управляющий прибыл в Ромодановку за оброком. Ромодановцы только и ждали этого случая: они среди улицы изрубили управляющего топорами в куски и побросали их в колодец, а на его лошадях помчались в Нестеровку за госпожой. Но та, своевременно упрежденная, спаслась от ярости рассвирепевших крестьян.
После такого случая Ромодановская не пожелала более владеть крестьянами и всех их продала казне на чугунно-литейные заводы в Оренбургский край.

Тяжбы за приход

Обезлюденные село и деревни ее исчезли навсегда, а оставшиеся пустопорожнии земли через некоторое время были куплены: Лопатинская, Орловская, Нестеровская и Починковская тремя лицами: Обрезковым, Ермоловым и Остафьевым по равной части, которые и стали заселять их своими и покупными (посемейно в разных местах) крестьянами, и таким образом здесь явились новые поселки с новыми названиями. Землю же и постройки Ромодановцев купил дворянин Илья Иванович Пашков и заселил их своими крепостными крестьянами из Тамбовских имений. К вновь поселенным Пашков перенес оставленную когда-то Ветошанами церковь и назвал новый поселок «Ветошкиным» в память о старом.
Эта церковь, как известно очень многим из теперешних жителей села Ветошкина, была деревянная и находилась от настоящего храма приблизительно на полуверстном расстоянии, вне села. Существовала до второго десятилетия текущего XIX столетия.

Около 1810 года (что видно из клировых ведомостей) один из наследников основателя села Обер-егермейстер Двора, Василий Александрович Пашков, предвидя скорое разрушение церкви, заложил новую каменную. И пока она строилась, деревянная церковь сгорела со всем имуществом от неосторожности причта, забывшего после службы потушить свечу на одном из деревянных подсвечников.
Каменная церковь окончательно отстроена в 1819 году о двух престолах: в настоящей — в честь Усекновения главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а в придельной (с. северной стороны) — в честь Собора Архистратига Божия Михаила. Оба эти престола освящены в Декабре того же 1819 года архимандритом Арзамасского Спасо-преображенского монастыря Александром.

Иоанно-Предтеченский храм в Ветошкине


Устроив каменную церковь, В. А. Пашков по примеру своего предка И. И. Пашкова, перенесшего в свой поселок церковь разбежавшихся Ветошан, задумал смелый план: воспользоваться святыней и угодьями Троицкого Погоста, образовавшегося из Царе-Грозновского Троицкого монастыря. Исполнению плана обстоятельства благоприятствовали: сам Василий Александрович был в это время уже Обер-егермейстером и Андреевским кавалером. Погостский священник не проявлял особого брежения к вверенной его священству святыне и был вообще человеком податливым, на Нижегородскую кафедру лишь только прибыл новый Преосвященный (Афанасий Протопопов), не успевшей ознакомиться с положением дел в епархии, а между тем у одного из Погостских храмов (Иовлевского каменного) провалился верх.
Действуя при таких обстоятельствах, Василий Александрович выполнил свой план как нельзя быть лучше (только угодьями ему воспользоваться не удалось):

(Примечание: Ветошкинская летопись говорит, что икона эта почитается не только местным. населением, но и окрестными жителями, так как на поклонение ей ежегодно 26 Июня собирается весьма много народу из разных окрестных и далеких сел и деревень. Из числа многих чудес от сей иконы упомянем об одном, находящемся в свежей памяти у народа. В 1860 году на полях крестьян села Ветошкина появился червяк, поедаюший озимь. Ветошкиицы, видя беду, прибегли с молитвой к Царице небесной: с чудотворным образом Тихвинской иконы Божьей Матери был совершен на поля крестный ход и на том месте, где особенно свирепствовал червь, отслужен молебен Божьей Матери с водоосвящением, и червь пропал.)

Барские обещания

Таким образом одновременно стали обогащаться и новосозданная церковь и увеличиваться благосостояние Ветошкинцев. Плохо приходилось только бывшим Погостским причетникам. Дело в том, что г. Пашков, ходатайствуя пред Епархиальным Начальством об упразднении Троицкого Погоста и о переводе причта вторым штатом к церкви села Ветошкина, обещал Преосвященному Афанасию поместить Погостский причт в своих готовых каменных домах (в которых, однако, жил Ветошкинскмй причт) и перевезти все пожитки членов причта из Погоста в Ветошкино на подводах своих крепостных. Между тем глава причта священник Кондорский умер и г. Пашков забыл о своем обещании — он в это время всецело занят был тем, как бы воспользоваться Троицкой землей. По смерти же священника Кондорского не оказалось плана на писцовую Троицкую землю, в количестве 128 десятин, которая лежала среди Пашковских имений. Так продолжалось до 1831 года. Причетники продолжали жить в разоренном Троицком Погосте, а г. Пашков в С-Петербурге. Наконец, выведенные из терпения причетники решились подать Преосвященному Aфанасию жалобу на Пашкова, что он их по cиe время не перевозит в село Ветошкино. Преосвященный Афанасий по жалобе написал Пашкову в Петербург, чтобы он исполнил свое обещание.
Неприятное напоминание так подействовало на Пашкова, что он тотчас же написал в Ветошкино к бурмистру, чтобы тот немедленно перевез Погостских причетников в Ветошкино. Приказ барина бурмистр исполнил в точности: в день получения письма от помещика он перевез и причетников и их имение в Ветошкино и водворил их в церковных домах, откуда Ветошкинские причетники были высланы.
Исполнив барский приказ, бурмистр донес Пашкову в Петербург, что Троицкие причетники уже живут в Ветошкине. Тогда Пашков отписал Преосвященному Афанасию, что причетники Погостские оклеветали его, так как они давно уже живут в Ветошкине.
Не слагаясь ни на ту, ни на другую сторону Преосвященный предписал благочинному Василию Лазареву произвести дознание: действительно ли Троицкие причетники живут в Ветошкине?
Благочинный, по дознании, донес, что причетники живут в Ветошкине, а о том, что они перевезены в него после подачи жалобы, умолчал. Тогда Преосвященный Афанасий дал резолюцию: причетников за клевету зачислить в солдаты. Но злополучные Троицкие причетники нашли защитника себе в особе Юрьевского помещика Князя Голицына, по ходатайству которого Владыка отменил резолюцию и предоставил им право приискивать другие места.

Борьба за земли

Оставляя Погост, эти причетники отстояли Погостскому причту те земельные угодья, завладеть которыми домогался всеми мерами Пашков. Помня затерявшийся будто бы у священника Кондорского план на писцовую Троицкую землю, они подали куда следует прошение о восстановлении и возобновлении плана. Наведенная справка показала неотъемлемую принадлежность спорной земли причту Троицкого Погоста, которому и выслан был на ту землю новый план, за который взято с причта Троицкого Погоста 12 рублей.
С самого закрытая Троицкого Погоста и перевода его причта вторым штатом в Ветошкино до перенесения царской церкви с Ветошкинского кладбища в деревню Барские Поляны, из которой сформировался особый приход, Троицкой писцовой землей пользовался только причт Троицкого Погоста (священник. Василий Петропавловский, определенный на место умершего Кондорского и причетники, поступившие на место злополучных, Яков Степанов и Осип Илларионов). С открытия же в 1874 году в Барских Полянах самостоятельного прихода, куда к царской церкви резолюцией Высокопреосвященнейшего Иоанникия был переведен из Ветошкина второй штат, т.е. Троицкий причт, и где таким образом как бы воскрес снова Троицкий Погост, пользование Троицкой писцовой землей Ветошкинский причт присвоил себе, благодаря тому фиктивному основанию, что по действовавшим некоторое время особым положениям о приходах, церквах и штатах причтов Ветошкинский священник был утвержден настоятелем на обе церкви — Ветошкинскую и Полянскую.
Первый священник Полянский — Троицко-Погостский С.А. Серебровский не вчинал претензий на пользование Троицкой землей, но поступивший после него в 1878 году священник И.Зефиров взглянул на дело иначе.
Считая Троицкую писцовую землю законным достоянием причта царской Полянской церкви, он обратился за разъяснением этого дела о пользовании землей к Епархиальному Начальству. Тогдашний Преосвященный Нижегородский Хрисано (?) препроводил дело о Троицкой земле в местный Благочиннический Совет. Благочиннический Совет, выходя из той мысли, что Высокопреосвященнейший Иоанник водворил на жительство в село Поляны второй Ветошкинский штат, но принимая во внимание, что Полянская церковь приписана к Ветошкинской, положил Троицкую писцовую землю разделить пополам между причтами Полянским и Ветошкинским, хотя земля и принадлежит той церкви, которая восстановлена в Полянах. От 31 Июля 1880 года за № 5971 последовал из Нижегородской Духовной Консистории указ, утверждающий постановление Благочиннического Совета о том, чтобы от Ветошкинского прихода была отделена половина деревни Ройки к приходу села Барских Полян.
Указ Консистории, разделяющей Ройку, не понравился Ройским крестьянам: им не хотелось расставаться с их святыней — чудотворным образом Тихвинской иконы Божьей Матери, стоящим в Ветошкинской церкви, хотя она и взята в нее при упразднении Троицкого Погоста из той церкви, которая теперь восстановлена в Полянах и к которой половиной деревни перечислялись они. Ройские крестьяне обратились к Епархиальному Начальству с прошением не дробить их, а оставить всей деревней в Ветошкинском приходе. Блогочиннический Совет, куда направлено было это npoшение к рассмотрению, постановил: «для умиротворения пастырей и пасомых» всю Ройку причислить к Ветошкинскому приходу, а в замен половины Ройки, которой лишался Полянский причт, ему отчислить от Ветошкинской церкви три десятины лугов. Это постановление Благочиннического Совета утверждено Епархиальной Властью без всяких перемен.

Ересь от Пашкова

Современный владелец села Ветошкина, известный редстокист Пашков, стал было уловлять в редстокизм души православных в Ветошкине и близлежащих селах, но он не успел в этом.

(Примечание: Редстокисты — группа последователей евангелистов-христиан в России, возникшая в 1874 в Петербургском аристократическом обществе под влиянием проповеднической деятельности английского миссионера-евангелиста лорда Г. Редстока. Редсток распространял традиционные для протестантизма идеи о получении спасения не через добрые дела, а лишь исключительно благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Его последователями стали графиня С. П. Ливен, граф М. М. Корф, княгиня В. Ф. Гагарина, генеральша Е. И. Черткова, граф А. П. Бобринский, В. А. Пашков и др.)

В церковно-приходских летописях сел близлежащих к Ветошкину мы встретили в летописи села Юрьева следующую заметку: «Крестьяне с. Юрьева и деревень Усова и Курбатова отличаются большим религиозным усердием к Церкви. На сколько они привержены к Православной Церкви видно из того, как они отнеслись к Пашковской пропаганде. Несколько лет тому назад Пашков, когда его еще не преследовали за пропаганду, объезжая не раз села и деревни, хотел и в Юрьеве посеять семя своего лжеучения. Но Юрьевские крестьяне в первый раз с насмешкой отнеслись к его проповеди и сказали ему: «Нам нечего проповедовать веру во Христа, мы веруем в Него и почитаем Божью Матерь и не нуждаемся в твоем наставлении, потому что у нас есть священник, который наставляет нас.» В другой раз тоже попросили его удалиться и не проповедовать им. Действительно, он в Юрьеве больше не стал проповедовать, а только проездом чрез село несколько раз разделял детям брошюрки, к которым крестьяне отнеслись с недоверием. И многие спрашивали местного священника: „Не следует ли их сжечь?» Кроме того Пашков присылал было в село Юрьево какого-то англичанина, своего садовника. Но его крестьяне во главе с сельским старостой выгнали из села и просили больше не являться. Благодаря устою крестьян села Юрьева в православии, Пашковская ересь таким образом и не коснулась нашего прихода.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 11 от 1 Июня 1890 года

Exit mobile version