Site icon Сергач: что надо!

Кулачные бои

Кулачные бои в Березне

Кулачные бои на Руси возродились с незапамятных времён.
Многие, наверное, читали и перечитывали поэму М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Период этой поэмы относится к царствованию Иоанна 4-го Грозного (1600-1605 годы), когда царь на площади в Москве организовал любительские поединки (кулачные бои) между любителей, и победителей в этих боях награждал бокалом хмельного.

В Березне кулачные бои возродились примерно в 1805-1810 годах, когда мужики были уже барскими – крепостными. Бои носили любительский характер, то есть, кто желает подраться, тот дерётся, а кто не желает, тот не дерётся.

Кулачные бои разделялись на общие, когда бой проходит стенкой на стенку, и любительские, — это один на один.

Существовало определённое правило проведения боёв.
1. Не класть в рукавицы каких-либо посторонних предметов (гирька, кусок железа и тому подобное).
2. Лежачего не бить, то есть, если дерущий по какой-либо причине повалится (упадёт) на землю, то его не бьют до тех пор, когда он поднимется и оправится.
3. Победителю, как правило, подносят стакан, бокал, кружку хмельного.

После окончания побоища дерущие дают друг другу ручку – в знак того, что бой прошёл по всем правилам, и обидчиков на неправильную драку нет.

Кулачные бои проходили главным образом на праздник Масленица, это примерно в среднихчислах марта или даже в первых числах марта в зависимости от срока прихождения Пасхи. Кулачные бои начинались с четверга на масляной неделе и длились до понедельника – постного уже в великом посте, то есть 3-4 дня: четверг, пятница, суббота и прощальное воскресенье.
Основным соперником в кулачных побоищах были мужики деревни Полянка. Место сбора и начала драки была граница земельного пользования между Полянкой и Березнёй по большой Пензенской дороге (трассе), это примерно в 1,5 версты от села Березни. Березенские мужики приходили на место драки пешие, а Полянские мужики приезжали на лошадях, запряжённых в сани. Бои, как правило, начинались после обеда – это примерно в 2-3 часа дня.

На месте кулачных боёв подготовлялись позиции с каждой стороны: утаптывался снег, подготовлялись запасные рубежи в отдалении 20-30 саженей на случай прорыва фронта, и таких запасных рубежей подготовлялось 2-3 штуки с каждой стороны.
По сигналу старост дерущие выстраиваются в стенку – «фронт» – друг против друга, и начинается «кулачный бой».
С каким интересом, а вместе с тем и отвращением смотреть это странное побоище. С каждой стороны в драке участвуют по 60-70 человек, нанося друг другу удары, по чему придётся: в бок, грудь, лицо. Через полчаса уже появляются первые окровавленные люди, а их место занимают другие запасные драчуны.

С обеих сторон были более сильные и ловкие драчуны, от присутствия которых зависел успех боя. Достаточно отсутствия 2-3 человек как с той, так и с другой стороны, победа выигрывалась теми, у кого присутствуют полностью сильные и ловкие драчуны.

Вот списки сторон, в которых имелись сильные и ловкие бойцы.

Село Березня:
1. Сёмин Павел Яковлевич (Паня Гаврилин)
2. Брунов Пётр Михайлович (Чугунок)
3. Краснов Иван Васильевич (дядя Ваня Киреев)
4. Просыпкин Григорий Васильевич (Ваньки горбатого отец)
5. Прохорчев Василий Александрович (Ибряй)
6. Кулагин Андрей Иванович (Цыган)
7. Трифонов Николай Петрович (Колька Балья)
8. Борисов Иван Дмитриевич (Ванька Кривоногий)

Деревня Полянка:
1. Старостин Иван Иванович (Малышка Тяняв)
2. Пятанов Яков (Яша Пятан)
3. Ерышов Иван Иванович (братья)
4. Ерышов Егор Иванович (братья)
5. Курников Иван Иванович (Угар)
6. Мурахтанов Михаил ( ) и другие.

Последний «кулачный бой» между Березнёй и Полянкой проходил в Марте месяце 1914 года перед Первой Империалистической войной. Этот последний бой был особо ожесточённый, так как наряду с мужиками в бой были втянуты и женщины.
Из рассказов моей матери – тётки Фёклы – оне били не только полянских баб, как она выражалась: «Что от них только перья летели», – но били и царапали мужиков. И этот последний бой был закончен полной победой Березни над Полянкой.

«Кулачные бои» проходили и в других сёлах, таких как: Сосновка дралась с Мигиным, Богородское – с Кузьминкой, а Сергач – с Ключёвым.

В 1924 году при драке был до смерти убит Царьков Иван Григорьевич. Удар был нанесён в левый висок, в результате – кровоизлияние в мозг и моментальная смерть. Драки между Богородским и Кузьминкой с этого трагического исхода прекратились.

Последний кулачный бой между Сергачём и Ключёвым был в четверг на масленице в 1934 году после расхода «базара». Базар в Сергаче в то время проходил по четвергам. Примерно в три часа дня к нам в редакцию районной газеты «Коллективный труд» (я в то время работал заместителям редактора) приехал на лошади, запряжённой в белые санки, начальник районного отдела
ГПУ товарищ Дёмин и попросил меня и редактора Шарова Николая Далматовича поехать на место кулачного боя, который проводился между городом Сергачём и селом Ключёвым. Мы, конечно, от поездки не отказались и поехали троём.

Что же мы увидели? Стенка бойцов с каждой стороны насчитывала по меньшей мере по 150-180 человек. Бой был в полном разгаре. И нас попросили граждане города Сергача не принимать никаких действий для разгона «воюющих». Мы, конечно, послушались этого совета, а просто явились, как сторонние наблюдатели.

После этого Шаров Н.Д. и я написали срочную корреспонденцию в центральную газету «Правда». Из редакции газеты «Правда» выехал в Сергач корреспондент Погодин, а позднее за его подписью была напечатана статья «Кулачные бои в Сергаче», которая была перепечатана и нашей газеты. Статья вызвала оживлённые комментарии районных служб, и кое-кому из районного начальства были записаны выговоры и строгие выговоры.

Помимо кулачных боёв между Березнёй и Полянкой в селе Березне проходили кулачные бои между жителями верхней (Мустафинской) и нижней барщины (Зубовской). Эти бои носили местный характер, и добавлением к правилом кулачных боёв было запрещено наносить удары по лицу.

Кулачные бои между барщин проводились не только в масленицу, но и другие зимние праздники, как, например: Рождество, Крещенье, Введенье и прочие. Начинались оне обычно вызовами: «Ой, давай, давай, давай – нижня барщина, вставай!»,
«Ой, давай, давай, давай – верхня барщина, вставай!» Этот вызов выдвигался теми, кто проявил инициативу первым в драке.

Начало места в драке – граница села между барщин, где стояла пожарная, это примерно против дома Глазова Ивана Андреевича, а в настоящее время – где магазин. Драку обычно начинали подростки 14-16-летнего возраста, потом в драку включались мужчины 18-22-летнего возраста, а к вечеру – более пожилые мужики. Мне самому несколько раз приходилось вступать в эти бои на стороне Нижней Барщины.

Из разговоров отцов и дедов, верхняя барщина всегда побеждала исподнюю барщину как раньше, так и при моей памяти. Дело доходило до того, что нас угоняли до Карандашки и до Кладбищ. Бойцы верхней барщины были более организованные и более агрессивны.

Кулачные бои между барщин окончательно были прекращены в 1928-1929 годах, то есть при организации колхоза, и границы барщин и антагонизма были стёрты.

Теперь о кулачных боях – поединках, то есть один на один.

Образовывался большой круг из живой изгороди мужиков, и в середину этого круга выходили два бойца. Этот бой носил чисто
добровольный характер без злобы и без сведения каких-либо счётов. Мы, мальчишки, как правило, залезали на крышу пожарной (крыша была пологая, а не коньковая) и оттуда наблюдали за ходом боя. Удары друг другу наносились без жалости, дабы выйти
победителям. После окончания победителю выдавался стакан водки, и он входил обратно в круг, вызывая следующего любителя. И так до тех пор, пока не окажется побеждённым.

Я помню один запечатлеющий случай. Вышли в круг Трифонов Николай Петрович (Колька Бапля) и Прохорчев Василий Александрович (Ибряй). С первого удара Трифонов наповал сбил Прохорчева, и последнего до дому повезли на салазках.

А вот ещё характерный эпизод. Краснов Василий Борисович, напивши пьяный, выходил к себе во двор и тренировался перед сохой, как он будет бить Куприна Ивана Фёдоровича (Ваньку Утку) и Краснова Осипа Александровича (Оську Цыплёнка). Но ему эта тренировка не помогала, и он всегда был бит последними.

На кулачные бои, проходившие в Березне, приходили любители из соседних сёл: Богородские, Кузьминские, Сосновские, словом все, у кого бока чесались. Вступали в поединки некоторые из проезжих обозов, как, например, мордва из Старой Берёзовки, Акузова, а также из Ачки, Кладбищ, которые <желали> потешить свою душу, также дрались по чести.

Сильными любителями кулачных побоищ-поединков в Березне были: Сёмин Павел Яковлевич, Просыпкин Григорий Васильевич, Кулагин Андрей Иванович, Краснов Иван Васильевич, Брунов Пётр Михайлович, Краснов Сергей Никитич, на которых не выступали любители драк, а впоследствии: Краснов Тимофей Осипович, Краснов Степан Васильевич (рыбятишки), Куприн Николай Иванович (Колька Рыжий).

Exit mobile version