Site icon Сергач: что надо!

Песни, игры, гуляния, часть 1

Гуляния в Березне

Жители села Березни своими песнями, играми и гулянием в старину славились на весь Василь-Сурский уезд. Водить хороводы с песнями и разными играми после трудового дня после пасхальных праздников выходило всё взрослое население села. Среди села (это примерно против домов Брунова Ивана Афанасьевича, Куприна Василия Андреевича, Гаврилова Фёдора Фёдоровича) заводились массовые гуляния. Улица – место, где проходило гуляние, – подготовлялась заранее.
Убирался мусор, очищались выбоины, подметалось всё под метёлку.
Начало гулянья – заход солнца, когда загонится во двора скот, пришедший с пастбища.

Первое, с чего начиналось торжество, игрище – это «Чистка Сечей». Выстраиваются девушки и молодые замужние женщины в один ряд, а против их выстраивается лицом к лицу второй ряд. Один ряд заполняется играющими Нижней Барщины, а второй ряд – играющими Верхней Барщины. Потом соперницы расходятся на расстояние друг от друга 5-6 сажен, и игрище начинается песней (1:, 2: – поёт первая или вторая группа соответственно).

1: А мы Сечу чистили, чистили – зелёную рощу.
Алый цвет, алый цвет.
2: А мы Сечу выпашем, выпашем – зелёную рощу.
Алый цвет, алый цвет.

1: А мы просо посеем, посеем – зелёная роща.
Алый цвет, алый цвет.
2: А мы просо вытравим, вытравим – зелёная роща.
Алый цвет, алый цвет.

1: А мы коней поимаем, поимаем – зелёная роща.
Алый цвет, Алый цвет.
2: А мы коней выкупим, выкупим – зелёная роща.
Алый цвет, алый цвет.

Играющие девушки подходят друг к другу, потом повёртываются и встают на своё место.

Песня «Сечу чистили» была популярной только в Березне, так как березенцы чистили сечи новые и старые – корчевали лес под пахотные угодья. И всего вероятнее слова этой песни и музыка-мелодия были сложены именно в селе Березне и переходили из поколения к поколению.

Следует заметить, на гуляния девушки и женщины приходили с букетами цветов в руках.
Какое это было великолепное и радостное зрелище, на игрище надевали праздничную одежду и обувь (сарафаны, кофты, платки, полусапожки, ботинки).

После этого игрища начиналось второе игрище «Ходьба со вьюном». Под словом «вьюн» надо понимать «венок».
Собирается большой круг девушек, берутся друг с другом за руки и образуют большой-большой круг иногда из 40-50 человек. Одна из девушек надевает на шею ранее подготовленный венок из трав и цветов, и начинается пение хором.

Со вьюном я хожу, со вьюном я хожу.
Я не знаю, куда вьюн положить.
Я не знаю, золотой куда девать.
Положу я вьюн, положу я вьюн,
Положу я вьюн на правое плечо.
А со правого, а со правого,
А со правого на левый переложу,
А со правого на левый переложу.
За неволю я, за неволю я,
За неволю я его заложу.
За неволю я заложу.
Я не сто рублей, а тысячу.
Я ко девице-красавице
Иду, иду, иду.
Поцелую я её и назад пойду.

Круг движется по ходу солнца, а в середине круга находятся молодые неженатые парни. Так же подпевают девушкам и ожидают конца песни.

Песня закончена, девушки подходят к парням. Каждая берёт по мысли своего суженого-
любимого, даёт ему руку и целует.

Оба эти игрища по времени занимают не более 1 часа 30 минут.
Замужние женщины расходятся по домам на отдых, а молодёжь продолжает песни петь. Разбираются подружки по группам не более 8-10 девушек, встают друг против друга, и заводятся любимые песни. Одновременно мужчины собираются в отдельную группу и поют любимые песни.

Популярными в то время были следующие песни:
1. «Слети к нам тихий вечер на мирные поля»,
2. «Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он»,
3. «Ох, как за Дунаем, как за тихим Дунаем молодец гуляет»,
4. «Наверх вы, товарищи, все по местам, последний парад наступает».
После того, как пропето 6-7 песен, пожилые мужчины расходятся по домам на отдых, а молодёжь продолжает гулянья.

Для песен в хору сходились: Ануфриев Михаил Прохорович (бас), Краснов Михаил Иванович (тенор), Краснов Сергей Павлович (бас), Гаврилов Яков Иванович (тенор), Краснов Андрей Иванович (тенор), Трубянов Иван Афанасьевич (тенор), Трифонов Яков Михайлович (бас), Арефьев Григорий Васильевич (альт), Борисов Иван Дмитриевич (альт), Краснов Сергей Никитич (тенор), Краснов Тимофей Осипович (тенор).

Игрища-гуляния продолжались примерно до 12 часов ночи, потом кто-то запоёт: «Не пора ли нам пора, чего делали вчера», – все расходятся по домам на отдых. Улица пустеет, только слышно, как ночной сторож с колотушкой ходит по селу, охраняя мирный отдых и сон своих сограждан.
Усталость дневного напряжённого труда как рукой снимет, а утро приносит новый прилив сил, бодрости и энергии.

Рассказывали старики и старухи, что игрище, песни оне переняли от своих матерей и бабушек, которые были крепостными ещё до реформы 1861 года.

Представляете, дорогие друзья: тихий весенний вечер, посреди улицы сборище людей, разодетых по-праздничному, песни, песни, песни, весёлые и грустные, игра в гармошку, танцы. И всё это делали наши деды и прадеды, которые экономически жили плохо, забитые, неграмотные, но весёлые. Своё горе, нужду и невзгоды оне разгоняли песнями. Ведь недаром поётся: «Нам песня строить и жить помогает».

Ещё старухи говорили, что их песни за усадьбы выходили слушать жители села Кузьминки – это напрямую четыре версты, и восхищались голосами, складом и мелодиями песен, доносивших до их села весенним тихим вечером.

 

Exit mobile version