Село Камкино

Село Камкино – древнейшее селение «медвежьего края».

По преданию первыми жителями села Камкино (вольного селения) были выходцы из казанских мест: четверо мужчин во главе с Камка эби. Последняя волна переселений прошла после становления Казанского ханства. В то же время заселяются селения Сафаджай и Мангушево.

Первое письменное упоминание о Камкино имеется в документах, учредивших Арзамасский уезд, и относится к 1578-1595 гг.. В частности, в них упоминаются жители села, дававшие свидетельские показания в деле о размежевании земель у реки Сатис (южнее Арзамаса).

В письменных источниках также говорится, что в 1603 г. по грамоте царя камкинцы возвращаются на родину в качестве служилых татар. При этом уточнение границ осуществляется при участии 34 свидетелей из Мотовилова, Мурашкино, Пилекшева, Лопатина, Каменищ и кулчюмовской (кочуновской) мордвы.

Обычно подобные дела (конфликты о размежевании земель) решались местной воеводческой грамотой. Но в том случае дело дошло до самого царя. Возможно, именно так исправлялась допущенная властями какая-то ошибка.

А причиной, видимо, было то, что камкинские земли были выделены арзамасскому боярину Сущеву, а сама деревня, несмотря на то, что в ней жили татары, передана вечкановской мордве и стала называться по-мордовски «усть-Пилилей». В акте того времени сказано, что деревня является татарской. И это, несмотря на то, что по преданию Иван Грозный во время своего похода на Казань(1552 г.) окрестил камкинских татар.

В то время камкинские татары вперемешку с мордвой расселились по всему Арзамасскому уезду. В частности, татары Розбахта и Сююндюк Телевлевы, мордва Конес Камкин и Кирдян Вечкензин проживали в районе Сатиса, другие — в Западном Запьянье (Камкин и Вечкензин остались в Камкино).

Богдан Розбахтин (сын) присоединился к основной массе камкинских татар, которые добивались возвращения на освоенные их предками земли.

В 1595 г. камкинских татар и большую группу во главе с кадомским татариным Чикеем Енгильдеевым пытались переселить в район Большое Келе (западное Запьянье) на мордовские земли. Но они оказались занятыми. Поэтому камкинские татары около 8 лет оставались без средств существования.

В 1603 г. в Камкино проживало всего 24 человека, в том числе 19 бывших владельцев камкинских земель (старых помещиков) и кадомские татары Енгильдеев и Полтинин. В то время село имело двойное название (в честь Чикея Енгильдеева его также называли Чикеев Усад).

Возвращение камкинцев на свою историческую родину позволило властям укрепить защиту новых земель от набегов ногайцев. Кроме того, вдоль среднего течения реки Пьяны поселяются крещенные татарские феодалы Болтин (Яново), Чуфаровы, Мустафины (рядом с Букалеем), Уваровы, Бутурлины. С учетом этого находившиеся в этих местах русские служилые люди были заменены служилыми татарами. В частности, в 1603 г. в пустоши Патрикеева (современное село Шубино) проживают алатырские служилые татары. В это же время на землях Пожарок Кучкая (Кочко-Пожарки) поселился мурза Сабаев. На службу также были приняты представители еделевской мордвы (еделевские мурзы).

Все эти меры позволили сдержать нападение ногайцев в 1612 году.

Так, Дм. Трубецкой и Дм. Пожарский по-достоинству оценили вклад в оборону российских земель от нагайцев мурзы Баюша Разгильдеева и мурзы Ямаша сына Мангушева. Именно они возглавили переведенных из Мещеры и Арзамаса татар-мишарей и одолели грозного по тем временам противника.

После этой победы по распоряжению царя всем татарам были даны жалованные грамоты, а мурза Баюш Разгильдеев и мурза Ямаш сын Мангушев получили звания князей и крупные поместья. Позже Баюш Разгильдеев принял крещение и стал основателем дворянского рода Баюшевых.

Заметную роль в этих местах также играл мурза Ямаш Мангушев и его потомки. Именно от него пошел род татар Алатырского уезда. Внук Ямаша Мамкай Алкаев в 1670 году неудачно пытался предотвратить столкновение татар с властями. В результате на последнем этапе Разинского восстания поддерживавшие Разина татары потерпели были разбиты под Мурашкиным, Ключищем и Маклаковым (Ожгибовкой).

Потомки Мангушевых остались жить в Камкино. В 1680 году в Камкино также переселились внуки Ямаша князья Мангушевы: Курманалей Алкаев и Курманалей Бикбаев. В частности, Алкаеву за самоотверженную службу Отечеству в Персии и отличие в боях под Белгородом по царской грамоте было выделено крупное поместье в Камкино и назначено денежное жалованье.

По рекомендации потомков мурзы Ямаша Мангушева, проживавших в Алатырской провинции, в 1768 году он был избран депутатом Екатерининской законодательной комиссии, где защищал и отстаивал интересы татар, чем значительно улучшил положение служилых татар.

В настоящее время многочисленные потомки рода Мангушевых продолжают жить в Камкино.

Именно представители рода Мангушевых стали первыми камкинскими купцами и мещанами. Именно под их влиянием в Камкино сложилась система родовых фамилий, т.к. до революции родовые фамилии носили только купцы, мещане, муллы, а также другие состоятельные люди села. И сегодня по фамилиям в Камкино можно определить потомков князей, мурз, служилых татар, служивших по 25 лет солдат, купцов и мещан.

Встречаются фамилии, отражающие род занятий предков, а также прозвища.

В частности, кроме Мангушевых, можно отметить Абдеевых, Аминовых, Аблязовых, Адельшиных, Алимбековых, Абдулмяновых, Баязитовых, Досаевых, Башкуровых, Каримовых, Колпаковых, Какушкиных, Казаковых (от имени Бикказак — Казак), Царбаевых, Орловых, Сюбаевых, Курмаевых и др.

После 1917 года родовые фамилии были введены для всех камкинцев.

Появились и новые фамилии: Алешины (от Алешевых), Еркулаевы, Раковы, Таракановы, Козловы, Исаевы, Рекаевы, Рыбаковы, Пономаревы (Подмаревых) и др.

К сожалению, ряду исторических фамилий (Акчурины, Биккиненны, Кантюковы, Кантемировы, Мамлеевы) грозит исчезновение.

Многие камкинцы по различным причинам покинули историческую родину и сегодня проживают в Алькеевском районе Республики Татарстан, в Батыревском районе Чувашии, а также в Башкирии и других регионах.


По материалам газеты «Сергачская жизнь» от 05.08.03

Записи по теме

2 комментария к “Село Камкино”

  1. Алия

    Как здорово! Я могу считать себя потомком рода Мангушевых! Моя мама в девичестве Мангушева. а про предков папы ещё ничего не нашла — он Орлов.

  2. константин

    узнал много интересного. хотелось бы про фамилию узнать по подробнее.

  3. Марьям

    Прадед моего деда Абдульман Еремеев (Ярамаев) купец первой гильдии — выходец из с. Камка. Он построил первую мечеть в с. Большие Шихирданы (ныне в Батыревский район Чувашии). Его три сына основали д.Малые Шихирданы в Буинском районе Татарстана. К сожалению, проживают сейчас около 30 пожилых жителей. Но мы знаем, что наши корни в Камка Нижегородской области.

Комментарии закрыты.