Село Ачка Сергачского района. ВидеоНаселенные пункты 

Приход села Ачки Сергачского уезда Нижегородской епархии

История села Ачки

Село Ачка отстоит от Сергача в семи и от Нижнего Новгорода в 150 верстах. Расположено село по северной и южной сторонам глубокого оврага, по дну которого протекает незначительная речка Ача, от которой и самое село назвалось и доныне называется Ачкой. Граничит оно с севера с. Богородским, с северо-востока – татарской деревней Андой, с юго-востока – с Малым Андосовом, с юга – деревней Владимировкой Мало-Андосовского прихода, с юго-запада – с Кладбищами, с запада – гор. Сергачем.
Ачка по форме построения имеет вид параллелограмма в 16 правильных порядков, из которых шесть (Киселев, Васильев, Ладилов, Засыпкин, Шишкин и Бобыльский) расположены на северной стороне врага, на шести отдельных горных возвышенностях и имеющих вид полуостровов, обрамленных с западной и восточной сторон глубокими горными прорезами со струящимися в ложбинах их чистыми горными ручьями, замыкаемыми на юге по направленно к р. Аче в пруды, а остальные десять порядков (Магазейный, Стрелков, Мордовский, Духовный, Кузнецов, Леванов, Потанин, Долгий, Криулицкий и Пендья) расположены по южной, ровной стороне врага, но довольно низменной, болотистого свойства, благодаря чему в этой половине села редко когда бывает сухо, даже и в июльскую жару, почему и климат в Ачке не совсем здоровый: лихорадка, горячка, тиф и скарлатина посещают Ачку не редко, особенно лихорадка.
За селом местность более ровная и на юге много возвышеннее южной половины села. Почва земли черноземная.
Население Ачки чисто русское. Время возникновения Ачки, как поселка, совпадает с временем появления в Припьянском районе инородческой территории других подобных же поселков с русским населением, как-то: Ключева, Кладбищ, Анды, Богородского и самого Сергача. Самое раннее время образования здесь русских поселков это 1550-й и самое позднее 1625 год. Говорить так можно на том основании, что русское население всех почисленных поселков, а ныне уже селений и даже города, состоит из потомков ссыльно-поселенцев, которых Московское Правительство впервые стало направлять сюда во второй четверти XVI века вслед за возведением на предельном востоке стратегического оплота русским движениям на дальний восток — Василь-Сурска. Кроме потомков ссыльно-поселенцев в населении этих поселков есть доля и потомков беглых, которые устремились из Московской Руси в глухие Пьянские и Сурские леса по отмене вольного Юрьева дня. Честнее, за образование Ачки, как поселка, в указываемый период времени ссыльно-поселенцами говорит местное народное предание и то еще, что Ачкинцы до переименования их в государственных крестьян писались и значились крестьянами “Казенной Поташной волости”, которая исключительно состояла из селений, основанных ссыльными сюда на устроенные здесь казенные поташные заводы. О доли потомков беглых в населении Ачки говорит следующее: в недальнем расстоянии от Ачки находится лесистое урочище, называемое “Палатки”, по этому урочищу пролегает глубокий враг “Клады”, а по стенам его понарыто множество искусственных углублений наподобие пещер, которые носят название “Перекопов”. В этих перекопах, по народному преданию, жили в старину беглые, промышлявшие разбоем и укрывавшие награбленное на дне врага “Клады”. Самое же название урочищу „Палатки” дано по наблюдательному пункту, сделанному наподобие гнезда на дереве, с которого беглые по очереди выслежали и добычу и недругов. С усилением правительственной администрации в Припьянской местности эти беглые волей-неволей должны были покинуть свои овраги и пещеры или удалиться куда-либо дальше от правительственного глаза, или примыкать к ссыльно-поселенцам и соединяться с ними для совместного жительства в поселки, но не в овражных пещерах уже, а на открытой земле.
Ачка во все время своего существования была во владении казны: крепостное право не коснулось Ачкинцев. Население Ачки в настоящее время простирается до 2350 человек обоего пола, в общинном владении его имеется земли, сверх усадебной, 4089 десятин, именно пашенной, и луговой – 3272 десятин, 817 десятин – под мелким лесом.

Ачкинский храм и церковные святыни

Обосновавшиеся по увалам и отлогостям Ачи, Ачкинцы не долго оставались без храма Божия. В конце царствования Михаила Федоровича у Ачкинцев был уже храм деревянный на таких же столбах (сваях) вместо фундамента, освященный в честь Вознесения Господня (по преданию храм этот существовал 200 лет, был однопрестольный и холодный). Подтвердить предание о первом храме церковными документами нет возможности, так как они во время производства постройки ныне существующего храма хранились в доме приходского священника и в приключившийся пожар сгорели вместе с домом.
Ныне существующий храм стоит в центре села на южной стороне на площади, образуемой порядками Девановым, Долгим, Потаниным и Духовным, в расстоянии от жилых зданий на 40 сажен и только 20 лет назад в 20 саженях от храма на юг построено еще училищное здание.
Воздвигнуть этот храм усердием прихожан с благословения Преосвященного Иоанна (Доброзракова), по плану архитектора Кичевского, мастером Шаховым, зданием деревянным с таковою же колокольней, однопрестольный и холодный. Построением храм начат в 1843 году и окончен в 1845, когда и освящен в память прежнего храма — в честь Вознесения Господня.
Кроме храмового праздника Вознесения Господня Ачкинцы празднуют еще с давнего времени по храмовой главе день великомученицы Параскевы 28 Октября, к которой Ачкинцы усердно прибегли, яко скорой помощнице, отвратить належащее на них прещение Божие (падеж скота), и Господь заступлением Великомученицы помиловал их: падеж прекратился.

Из древней святыни, чтимой Ачкинцами, от прежнего храма охраняются в настоящем:
а) Распятие с предстоящими при кресте Божией Mатерью, Апостолом Иоанном, двумя Мироносицами и Сотником (последний с копьем). У прободенного ребра Христова и пронзенных рук Его – резные Ангелы с чашами в руках для принятия изливающейся пречистой крови Христовой. Хартия поверх креста с словами “Иисус Назарянин Царь Иудейский” покоится концами с обеих сторон на крылах резных вызолоченных Херувимов. Утверждено это “распятие” по правой стене Храма за клиросом;
б) в темнице изображение Спасителя в терновом венце в трапезе по правую сторону, а по левую – старинный образ больших размеров с изображением страшного суда.
К поддержанию и блогоукрашению своего приходского храма Ачкинцы прилежны. Так, в 1868 году ими устроена ограда вокруг церкви, а ранее приобретен колокол в 113 пуд. В 1880 году стены средней части храма украшены усердием прихожан цепными изображениями на полотне страстей Христовых с одной стороны, а с другой — такими же изображениями двунадесятых праздников. В 1884 году устроен новый в четыре яруса иконостас с колоннами и резьбой, позолоченной червонным золотом на полимент; иконы в нем все расписаны новой живописью. В 1885 году устроены на церковь и колокольню новые кресты.
Утварью Ачкинский храм хотя и не богат, но вся она — приобретение приходское, без всякой посторонней помощи. Библиотека же церковная вполне достаточная. В отделе противораскольнических книг в библиотеке церковной имеется книжка сочинения местного приходского священника Николая Троицкого под заглавием: “Пращица против молокан, раскольников, пашковцев и небрежных православных христиан”.
Состав причта при Ачкинской церкви был всегда полный одноштатный, за исключением небольшого промежутка времени от 1843 по 1847 год, когда было два штата. Содержание причт получает главным образом от земли, которой имеется в нарезке 33 десятины: 30 десят. пахатной и 3 десят – луговой. В прежнее время (оно еще в живой памяти) члены причта сами обрабатывали землю, но зато и в образе жизни они малым чем отличались от крестьянства. Ныне причт сам не обрабатывает землю, но отдает ее в аренду исполу. Не производит ныне причт и хлебных сборов по приходу, как было прежде. Но взамен этих сборов получает с прихожан, по взаимному соглашению, 86 рублей в год, сверх обычной денежной платы за требы. Дома у священно-церковнослужителей были всегда и теперь собственные.

Ачкинский приход

Ачкинцы - жители села
Жители села Ачка

Население Ачки, из которой собственно и состоит приход, все православное, раскольников только четыре человека. Кроме заботливости о поддержании и благоукрашении своего приходского храма Ачкинцы усердно посещают церковные богослужения, чинно проводят воскресные и праздничные дни, свято исполняют установленные посты, а старушки и старки (не вышедшие замуж девы) даже понедельничают. Число небытчиков у исповеди и св. Тайн причастия по нерачению не превышает 50 человек в год из всего состава прихода. Но, при этом, многие старушки и старки говеют во все четыре поста в году. Ачкинцы призревают престарелых бездомных и безродных малолетних своего прихода всем миром, охотно подают милостыню всякому нищему, даже и знаемому тунеядцу, памятуя, что милостыня подается не человеку, но Самому Иисусу Христу. Особенно же благотворят нищим в Великую Субботу и первый день Пасхи всем необходимым к розговенью, дабы никто из прихожан не остался алчущим в Светлый день, но торжествовал его с весельем.
Но рядом с этими высокими делами благотворения совершают и преступные деяния. Так, у них бывают поджоги, воровство в ходу. Процент незаконнорожденных хотя и незначительный, но есть. Пьянство посократилось благодаря тому, что не стало кабака, от которого Ачкинцы решились сами приговором отказаться, сознавши его источником всякого зла.
Общественные моления Ачкинцы отправляют всем миром при выгоне скота, по случаю засухи и 6 Августа — в Преображение. При выгоне скота общественный молебен служится в том прогоне, чрез который прогоняется скот в поле. По случаю засухи молебен служится вне села на источнике. Это моление иногда отправляется три дня сряду, но на третий день служится молебен уже не на источнике, а на кладбище. В Преображение молебен служится на паровой земле, куда приносятся семена ржи и яблоки. После водосвятного молебна рожь и яблоки освящаются. Крестные ходы бывают во второй день Пасхи и храмовый праздник Вознесения вокруг церкви, в Преполовение и 1 Августа — на источнике и вокруг села.
Поминовение умерших Ачкинцы отправляют во все вселенские субботы, а на Фоминой неделе и в Троицкую и Дмитртевскую субботы панихиды служат над могилами родных на кладбище. Не забывают Ачкинцы могил своих умерших родных и в других случаях:

  • терпит ли кто какое несчастье в семейном быту, тот идет па могилу отца, матери, брата, сестры, мужа, жены и над нею изливает все свое горе;
  • или кто отлучается от дому на долгое время – всегда ходят прощаться и на могилы умерших родных.
  • С понедельника Мироносицкой недели каждогодно служится так называемый мирской сорокоуст по всем умершим прихожанам.
  • Многие Ачкинцы поминают умерших своих и во все субботы и воскресные дни всего года, но по новопреставленным исправляют поминовение в продолжение 40 дней только по субботам, воскресным дням и праздникам.

Занятия и быт Ачкинцев

Преимущественное занятие Ачкинцев – земледелие. Сверх своей земли некоторые арендуют помещичьи земли. Засевают главным образом рожь и ячмень и в меньшем количестве — просо, овес, гречу, лен, чечевицу и горох. Избытки от урожая отправляют в Лысково. Скотоводство ведут посредственное по отсутствию привольных пастбищ. Пчеловодством занимаются не в широких размерах: всех пчельников в Ачке до 15. Ветряных мельниц – 14, круподерок – 2 и одна шерстобойня. Свободные руки в семьё уходят на лето пасти гурты в степи, или на разные заработки на Волгу, а в зимнее время все мужчины, сверх ухода за домашним хозяйством, занимаются плетением лаптей, которые и сбывают по субботам на базаре в Пожарках. Женщины же по зимам прядут лен для домашних потребностей и пеньку для пологов.
Освящение озимых семян и полей совершается у Ачкинцев в день Преображения, а на яровые посевы они выезжают всегда с блоговещенской просфорой. В первый день выгона скота каждый домохозяин и домохозяйка предварительно у себя дома возжигают свечи пред образами и молятся, а потом уже с освященной вербой и пещером с укругами хлеба гонят со двора и ведут скот к месту совершения мирского молебна, по окончании которого весь скот прогоняется через средостение, образуемое поднятыми из храма иконами и хоругвями и при этом окропляется св. водою. Затем пастухи подходят к кресту, окропляются св. водою, а домохозяевами оделяются принесенными в пещерах укругами хлеба.

Дом в селе Ачка

В домашнем быту Ачкинцы неряшливы. Дома у них из ели и осины с соломенной кровлей, печи в домах без дымовых труб (по черному); омшанников для скота не имеют, а потому в зимнее время утром и вечером кормят коров, свиней и овец в своих жилых помещениях, а телята, ягнята и поросята во всю зиму до вешнего тепла остаются в избах, которые не моются. Чистят избы Ачкинцы только один раз в году — к Пасхе, когда скребками скоблят и стены и полы.

Умственное развитие Ачкинцев с открытия в 1872 году земской школы далеко ушло вперед против прежнего. Теперь и те из них, которые остались или остаются неграмотными, поучаются от грамотных, которые делятся с ними своими познаниями, полученными или в школе, или из книг, которые берут из училищной библиотеки. Грамотных в Ачке числится 332 человека. Кроме пользования книгами из училищной библиотеки у грамотных стали появляться и свои собственные, как-то: Евангелие, Псалтирь, Свящ. История, Жития святых и Библия в русском переводе. Но рядом с этими священными книгами у них же обращаются пока и сон Богородицы и “Листы с неба” и разные заговоры и наговоры в молитвенной форме и друг.

За миром-сходом Ачкинцы признают силу, но самыми сходами интересуются мало. Главными решителями всех вопросов на сходах бывают выборные старики, избираемые на каждое трехлетие в числе 25 человек для решения сельских споров, совета, старосты и волостных сходов. Сельского старосту всегда стараются выбрать кроткого и рассудительного и должность эту считают почетной. Сходы по выборам разных сельских должностных лиц, а также по найму пастухов, по отводу новых мест под дома, разверстке земли и т. п. бывают люднее сходов по менее важным житейским вопросам.
Этот сильный старцами Ачкинский Мир, порешивший с кабаком, оказывается бессильным уничтожить укоренившийся зловредный членовредительный обычай между Ачкинцами — обычай кулачных боев. Бои эти начинаются с праздника Рождества Христова, продолжаются во все воскресные и праздничные дни и оканчиваются в прощенное воскресенье. Чтобы иметь успех в бою и остаться невредимым, бойцы прибегают к нелепым заговорам.
Но то, против чего является бессильным “Мир”, Бог даст, осилит школа, хорошо обставленная и обеспеченная земством.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 14 от 15 Июля 1893 года

Записи по теме

Leave a Comment

вверх