Село Пожарки, Никольский храмНаселенные пункты 

Русско-татарокрещенский приход села Пожарок Сергачского уезда Нижегородской enapxии

История села Пожарки

Название села Пожарками по местному преданию будто бы произошло от занятия первыми поселенцами поляны, образовавшейся от пожара, который истребил лес, росший, и в недалеком прошлом, по Пьянским берегам в исполинских размерах. Но Пожарки стали называться Пожарками уже после того, как они образовались в приход, а до образования прихода Пожарки назывались деревней Суниловой. Отсюда выходит, что согласиться с преданием, будто Пожарки получили свое назваше от занятия первыми поселенцами поляны, образовавшейся от лесного пожара, нельзя. Скорее назваше селу дано от пожаров, весьма часто истреблявших это селение, а частые пожары объясяются тем, что Пожарки со всех сторон окружены татарами, которые прежде постоянно наносили вред селению или грабежем, или пожарами.
О времени образования прихода в Пожарках не сохранилось ни устных преданий, ни тем более, письменных свидетельств в местных архивах: церковном и вотчинном. Храм, теперь существующий в Пожарках, уже второй, а первый сгорел. В нем сгорели и те документы, которые в данное время свидетельствовали бы о начала образования прихода. Спасены от пожара только нисколько связок метрических книг приходских и кипа указов в разное время насланных в Пожарскую церковь, начиная с Императора Петра Великого. Эти уцелевшие указы, если не говорят о времени возникновения прихода, то, по крайней мере, прямо свидетельствуют о сравнительной давности существования прихода. Есть и еще свидетельство, указывающее на давность существования Пожарского прихода, именно: в местной вотчинной конторе сохранилась копия с грамоты Царя Феодора Алексеевича о пожаловании пожарскому владельцу базара с таможнею. Эти документальные свидетельства дают основание предполагать, что начало образования Пожарского прихода последовало, по крайней мере, во второй половине XVII столетия.
Существовало некоторое время, говорит составитель Пожарской церковно-приходской летописи священник Михаил Архангельский, предположение, что Пожарки – была вотчиной князя Д. М. Пожарского, во имя чего были даже поиски его могилы здесь. Но это предположение теперь оставлено.

Церковная жизнь и прихожане села Пожарки

Первый храм в Пожарках был зданием деревянным, построен “тщанием прихожан” — во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1816 году этот храм вместе е селом сгорел. Село, как некоторые еще помнят, сгорело все дотла. Поэтому, едва ли бы скоро возник новый храм, если бы не усердие к делу Божию тогдашней пожарской владелицы княгини Евдокии Ивановны Голицыной. В 1821 году княгиня Голицына испросила у Преоевященного Нижегородского Моисея благословение и разрешение на сооружение нового храма. Храм этот каменный сооружался и благоукрашался в течение 14 лет исключительно на средства княгини и под ее руководством. В 1835 году с благословения Преоевященного Нижегородского Иоанна храм этот освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая, как и прежний деревянный. Храм, красивый по архитектуре, не отличается особенным украшением и не богат утварью, но за то хранит в себе одну священную драгоценность — часть кости св. Иоанна Крестителя, принесенную в дар церкви княгиней Евдокией Ивановной Голицыной. Пред этой святыней Иоанну Крестителю служится очень много молебнов не только прихожанами села Пожарок, но и жителями других соседних сел и деревень.
Причта при церкви села Пожарок до реформы 1869 года постоянно был полный штат. По положению 16 Апреля 1869 г. о приходском духовенстве в Пожарках осталось два члена причта: настоятель—священник и псаломщик. В настоящее время восстановлено диаконское место. Причт получает содержание от церковной земли в размере до 400 руб. и 246 рублей с прихожан. С 1871 года в замен прежде существовавших хлебных сборов дома у священноцерковнослужителей собственные.
Владельцами села Пожарок до пятидесятых годов текущего столетия были князья Голицыны, затем граф Илларион Иванович Воронцовъ-Дашковъ, с 1869 года и до сего времени владеет – Васильского уезда села Спасскаго купец Бобров.
В состав прихода села Пожарок, кроме самого села еще входят:
1) приписные крестьяне, проживающее в татарской деревне Семеновской, в количестве 30-ти душ. Эти крестьяне вывезены из Симбирской губернии бывшей владелицей Евдокией Яковлевной Березиной, которая в деревне Семеновской имела небольшое владение, коим и наделила своих крепостных крестьян. Приписаны они к селу Пожаркам давно, приблизительно лет полтораста.
2) Новокрещенные из татар деревень: Красного Яра, Трех-Озер, Уразовки, Семеновской и Пошатовой — всего в количестве 248 душ. Новокрещенные татары первых двух деревень (Красного Яра и Трех-Озер) приписаны гораздо ранее последних, а последние в 1848 году от прихода села Кладбищ по неудобству сообщения во время весеннего разлива реки Пьяны. С 1866 года эти новокрещенные от христианства отпали.
Между русским населением прихода есть немного раскольников Спасова согласия (8 душ). Раскол явился в Пожарках не очень давно — лет 25 назад из заволжских краев, так как многие из Пожарских крестьян с Великого поста и до Петрова дня отправляются в разные места Нижегородской губернии красить пряжу, заходят и в заволжские деревни к раскольникам. Но, к счастью, эти немногие раскольники Пожарские не увеличиваются, а напротив – с каждым годом уменьшаются, благодаря тому, что один из самых рьяных Пожарских раскольников обратился в Православие. Иван Иванов Авдеев, так зовут этого бывшего раскольника, обратился лет 15 тому назад. Он рассказывает сам, что две семьи совратил в раскол в самих Пожарках и до двух сот человек в других местах. Этот Авдеев был во всех раскольнических сектах, кроме хлыстовщины. Все хотелось ему, по его словам, обрести истину. “Наконец, – передает он,- когда я хорошенько вник в Писание, узнал, что я заблуждаюсь, и поспешил скорее обратиться к Церкви”. И действительно, он теперь самый усерднейший член Церкви и горячий защитник Православия среди немногих Пожарских раскольников. Прихожане, за исключением раскольников и отступников татарокрещен, усердны к церкви, свято чтут праздничные и воскресные дни, весьма много служат молебнов, в особенности пред мощами св. Ианна Крестителя и храмовым образом Николая Чудотворца, и панихид по усопшим, особенно в родительские субботы, в которые, кроме поминовения за вселенскими панихидами и литургией, служатся литии почти на каждой могиле на кладбище (находится на южной стороне от церкви за селением на расстоянии полторы версты от него). Но долг исповеди и св. Причастия исполняют не все исправно, в особенности мужчины, благодаря отсутствию из прихода по отхожим промыслам.
С нравственной стороны прихожане особенных пороков и других наклонностей не имеют, суеверий и предрассудков тоже.
Средства в жизни имеют посредственные, так как земледелие – главное занятое крестьян – находится в плохом состоянии вследствие малого количества земли, а отхожий промысел не всегда бывает удачен. Местная торговля тоже плохо богатит продающих.
В Пожарках народ большей частью грамотный издавна, а потому детей обучают или отцы, если они грамотны, или грамотеи из крестьян, а также и свяященноцерковнослужители. Стремление Пожарских прихожан к грамотности объясняется тем, что Пожарки — село базарное, и жители наполовину занимаются торговлей, которая, после земледелия, составляет общий удел всех Пожарских крестьян. Базары в Пожарках бывают по субботам еженедельно.
Николаевский храм села Пожарок не оставляли своим посещением и Нижегородские Архипастыри. Из этих посещений памятны посещения Преосвященных: Иакова, Иеремии, Антония и Иоанникия.
Преосвященный Иеремия, будучи в Пожарках, между прочем долго осматривал храм внутри и снаружи, который, по своей красивой архитектуре, очень понравился Архипастырю. Затем Преосвященный обратил внимание на обветшавшую ограду и сделал строгий выговор прихожанам за такое нерадение. После всего Преосвященный Иеремия изъявил желание отправиться в соседнюю татарскую деревню Кочки-Пожарки, где посетил татарскую мечеть и собственноручно одарил бедных татар деньгами.
Из посещения Преоевященного Антония памятно то, что он в доме приходского священника О. Иоанна Флерова долго беседовал о прихожанах и главным образом о новокрещенных татарах.
В 1875 году посетил Пожарский храм Высокопреосвященный Иоанникий. Задолго до приезда Архипастыря все прихожане вышли на встречу за село. И когда экипаж поравнялся с толпой народа – все пали на колена, чем заслужили внимание Владыки.
Около двадцати лет уже, как существует при Николаевском храме села Пожарок хор певчих, заведенный детьми бывшего священника О. Флерова. Певчие поют на оба клироса и многие из них знают хорошо и церковный устав.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 21 от 1 Ноября 1892 года

Записи по теме

Leave a Comment

вверх