Преодоление наследия военных лет (1945 – 1950 гг.), ч.1

Врачи сергачской больницы
Здравоохранение района в военные годы, как на трех китах, держалось  в основном на главном враче Сергачской больницы Саблиной Нине Анатольевне, врачах Щепакиной Валентине Сергеевне, Гущиной Глафире Васильевне. Долгожданная Победа пришла! Но еще много лет вся страна в целом, и наш район в частности, расплачивались по счетам самой тяжелой, самой кровавой, самой дорогой Победы прошлого века.
Как жили, чем жили в то уже далекое время вспоминает Евдокия Дмитриевна Черникова, работавшая некоторое время  регистратором поликлиники: «Погружаясь в прошлое своей жизни, у меня остались незабываемые впечатления о времени, когда работала  в больнице. Помню, какие были врачи, их доброту к больным, хотя не хватало медикаментов, белья, питания, была проблема с дровами. У меня от холода зимой мерзли чернила, руки не держали ручку. И все равно был какой-то душевный подъем, тем более что война шла к концу. Помню, хирургом была Азбукина Евгения Михайловна, терапевом — Фаракшин Константин Федорович. Такой душевный был человек, говорил: «Так жалко смотреть на страдающих, что готов отдать долю своего здоровья». Еще помню, терапевтом была Вахрушева Татьяна Семеновна, постоянно жаловавшаяся на свои дырявые туфли. Врачи, да и весь медицинский персонал, стойко переносили все трудности жизни и работы, не срывались на больных, когда были не в настроении, заменяли при необходимости друг друга. Помню, как однажды вечером привезли женщину, сбитую лошадью. У нее был оторван большой палец ноги, на его месте торчала белая косточка. Хирурга не было, дежурила врач-окулист Забалуева Анна Федоровна, она решила сама сделать операцию. Тогда не было даже новокаина. Держа голову пострадавшей, кричавшей от боли, я спросила: «А где же палец?», — и мне в руку кто-то положил что-то теплое, мягкое и, когда я увидела, вскрикнула: это был как бы колпачок, снятый с пальца, с ногтем. Не знаю, как и чем, она убрала кость, но она, окулист, сделала работу хирурга».
Вспоминает она случай, когда эпидемиолог Тренин Анатолий  Михайлович  произвел операцию женщине, упавшей на разбитую стеклянную бутыль.
«И вот, приходят в голову мысли, как же мы тогда работали? Зарплата — мизерная, даже смешная. У врачей — тоже небольшая, но они вели себя просто героически. Главный врач Саблина Нина Анатольевна даже как бы вызов делала: ходила в туфлях на высоких каблуках, в ярких платьях, при кольцах, перстнях.
Еще вспоминаю тяжелейший труд санитарочек. Зимой, в морозы, ручными пилами сами готовили дрова, кололи их и вязанками на себе носили по кабинетам. Вода была далеко, черпали из колодцев. Никакой вспомогательной техники не было. Все делали вручную».
Вот в таких условиях нашим тогдашним коллегам приходилось работать не один десяток послевоенных лет.
Еще до окончания войны перед медицинским персоналом района (зав. райздравом была фельдшер — акушерка Ронжина Клавдия Васильевна) ставится задача «об улучшении медицинского обслуживания и приближении врачебной помощи населению района» (Приказ райздрава №2 от 01.01.1945 г.).
В этих целях врачи закрепляются за сельскими Советами: врач ЩепакинаВ.С. — за Пожарским и Ключевским; Гущина Г.В. – Кладбищенским, Ачкинским, Усовским; Забалуева А.Ф. — Воскресенским, Кузьминским, Андинским; Азбукина Е.М. — Шеменеевским, Яновским, Лопатинским; Саблина Н.А. — Толбинским, М.Майданским; Мартынова А.Н. (Сосновская больница) — Сосновским, Андреевским, Митинским; Коцумаха Т.Г.(Ст.Березовская амбулатория) — Ст.Березовским, Акузовским, Воргонихинским.
Несколько слов о некоторых из них. Сведения скудные, почерпанные из книг приказов за несколько лет по райздраву и больнице.
Почти все они, кроме Коцумахи Т.Г. и Мартыновой А.Н, запечатлены на фотографии 1945 г. очевидно, снятой по случаю отъезда Азбукиной Е.М.
Щепакина Валентина Сергеевна принята на работу врачом-терапевтом амбулатории в 1940 г. На фото этого года она смотрится лет 26-27. Скромная одежда, платье-сарафан, белая кофточка с глухим воротничком, белые носочки. Обыкновенная молодая сельская женщина. Пристальный взгляд глубоко и близко посаженных глаз, брови — ниточкой, тонкие поджатые губы, ничем не примечательное удлиненное лицо с налетом задумчивости и озабоченности. Совсем другой она смотрится на фотографии 1945 г. Здесь она уже «возмужавшая» женщина, уверенная и знающая себе цену. Исчезла застенчивая робость, более богатая и  модная по тем временам одежда, усмешинка в слегка прищуренных глазах. С 1.06.40 г. она — врач туберкулезного пункта, с января заведует венпунктом  (заменила мобилизованного в Красную Армию мужа Беспалова Алексея Андреевича), с 15.03.43 г. в распоряжении Сергачского эвакогоспиталя, после гибели мужа вторично вышла замуж, уволилась с 01.01.46 г. в связи с отъездом по месту жительства в г. Горький, где работала старшим врачом «Скорой помощи» Приокской подстанции.
Гущина Глафира Васильевна – врач – педиатр с 2.08.41 г., затем заведующая детской консультацией, с 17.02.43 г. – гор. педиатр, в то же время судебной экспертизы. С фото на нас смотрит (скорее всего, у нее взгляд в себя) утомленная женщина. Округлое лицо, открытый лоб, небольшой вздернутый носик, полноватые губы. Слегка завитые на концах на прямой пробор волосы, спускающиеся на плечи.
В 1947 г. Глафира Васильевна выбыла из района в г. Горький по месту жительства мужа Тренина Анатолия Михайловича, проработавшего несколько лет в г. Сергаче санитарным врачом.
Забалуева Анна Федоровна работала в больнице 13 лет врачом–окулистом (1944-1957 г.г.). Она примерно одних лет с Азбукиной Евгенией Михайловной, им где-то за сорок, они немного старше своих коллег. Худощавое, удлиненное, интеллигентное лицо, резко выраженные носогубные складки, гладко зачесанные назад волосы, собранные в пучок на затылке, сдержанный взгляд, очевидно, карих глаз. И у всех глубокая хроническая усталость на лицах. После Сергача работала в г. Кстово в центральной районной больнице до выхода на пенсию.
Евгения Михайловна Азбукина работала врачом-хирургом около двух лет (с 1.02.44г. по 15.12.45 г.). У нее выразительные живые глаза, миловидное с тонкими чертами лицо, уже «тронутое» годами, как бы слегка увядшее. Ее образ невольно внушает симпатию к ней.
Нине Анатольевне Саблиной — 41 год, выглядит старше. Наверное, сказались физические и моральные нагрузки. Снисходящие морщинки уголков рта, взгляд в никуда. Одета элегантнее своих коллег. Она даже с украшениями — сережками в ушах.
На этой же фотографии отображены зубной врач Данилова Нина Федоровна, акушерка Котова Елизавета, врач-эпидемиолог Тренин А.М.; Мартынова Антонина Николаевна (заведовала Сосновской участковой больницей с 24.06.42 г. по апрель 1946 г).;  Коцумаха Татьяна Гордеевна (возглавляла Ст. Березовскую амбулаторию с марта 1944 г. по 1947 год).
Вот им-то, перегруженным повседневной работой, и предстояло «улучшить медицинское обслуживание и еще более приблизить» врачебную помощь к населению района. Не знаю, как удалось им осуществить прописанное свыше. Так распространенные и значимые во время уже нашей работы общественные смотры были введены приказом райздрава №3 от 2.01.45 г. Их цель — улучшение организации труда, расстановки кадров, использования оборудования, культуры медицинского обслуживания.
Точь в точь, как в наше время, когда было несколько видов общественного контроля за постановкой медицинского обслуживания во всех его аспектах в самой больнице, так и в целом во всем районе. Была комиссия по здравоохранению при районном Совете народных депутатов; Общественный Совет при больнице (в него входили наряду с медицинскими работниками руководители предприятий, организаций, которые, говоря современным языком, могли оказывать ту или иную спонсорскую помощь); внутри больницы — комиссия по проведению общественных смотров. Надо сказать, они играли положительную рель в получении дополнительной информации для руководителей того или иного учреждения, структурных подразделений.
В мою бытность главным врачом по результатам смотров принимались решения по устранению выявленных недостатков. А недоработки всегда были (Интересно бы знать, как проходили смотры в то время, их результативность).
В составе комиссии были Забалуева А.Ф. — председатель, представитель от райздрава м/с Куракова (Шульпенкова Анна Михайловна), Пачичина Татьяна Ивановна — от союза «Медсанпруд», работавшая помощником госсанинспектора.

Записи по теме