Site icon Сергач: что надо!

Приход села Ключево Сергачского уезда Нижегородской епархии

Ключево

Краткая история села Ключево

Ключево по времени возникновения своего и по составу населения принадлежит к rpynnе тех поселков, которые образовались из ссыльных и 6еглых в «медвежьем углу» во второй половине XVI и первой четверти XVII века, и из которых потом была организована «казенная поташная волость» административным центром которой было Сергачево — нынешний Сергач.
До 1760 года Ключево, было деревней и называлось «деревня Ключевая» прихода села Сергачева Владимирской церкви.
В конце пятидесятых годов прошлого столетия Ключевцы решили выделиться в самостоятельный приход, о чем и вошли с ходатайством к Преосвященному Феофану, Епископу Нижегородскому и Алатырскому, прося Его Преосвященство благословить им устроить в Ключеве церковь деревянную во имя пророка Божия Илии — более обширную и поместительную, чем существующая с 1697 года безпричтовая Космо-Дамианская церковь-часовня.

Судьба храмов в селе Ключево

Получивши благословенье и храмозданную грамоту, ключевцы «лес ронили» близ самой деревни в овраге, называемом Мягкий, и сами на себе без помощи лошадей, носили деревья к месту постройки храма.
Освященный в 1760 году, храм этот существовал в Ключеве до 1855 года. В этом году в происшедший в Ключеве пожар храм сгорел до основания и без остатку, вынесены только св. антиминс и напрестольное Евангелие. Между тем церковь-часовня во имя свв. безеребренников и чудотворцев Космы и Демиана за ветхостью, с разрешения Епархиальнаго Начальства, была разобрана еще в 1852 году. Таким образом Ключевцы на некоторое время остались без храма от двух храмов. Но не далеко было уже и то время, когда возможно было приступить к Освящению третьего храма в Ключеве каменного двухпрестольного, строившегося иждивением и старанием прихожан с I860 года по благословению Преосвященного Иакова. В том же 1855 году, когда сгорала Ильинская церковь, ключевцы приобрели покупкою всю необходимую новую церковную утварь и с поспешностью принялись за окончательную отделку придельного храма, который и освящен в следующем 1856 году во имя святых безсребренников Космы и Демиана. На антиминсе прежней церкви во имя тех же святых, свящеанодествованном Преосвященным Амвросием Епископом Нижегородским, а главный храм освящен в 1857 году во имя Пророка Божия Илии на антиминсе, освященнодействованном Преосвященным Нижегородским Иepeмеем.

Церковь во имя Пророка Божия Илии

Ключевский приход

Приход Ключевский состоит в данное время нз самого села и деревни Мокрого Майдана. До 1846 года к Ключевскому приходу принадлежала еще деревня Малиновка, а до I860 года и деревня Малое Ключево, но та и другая деревни в указанные годы отошли за дальностью расстояния —первая к селу Шишковердь Васильского уезду, а вторая — к селу Толбе Сергачского уезда.
Состав причта в Ключеве с основания прихода и до 1844 года был одноштатный, с 1844 по 1871 год — двухштатный, а с 1871 по настоящее время состоит только из трех членов: священника, диакона и псаломщика.
Основой содержания причта за все время существовашя прихода служила земля в узаконенной норме, затем мелочные хлебные сборы и плата за требоисправление. В семидесятых годах прихожане по соглашению с причтом положили взамен мелочных хлебных сборов уплачивать причту по 150 рублей в год и тогда же построилии причту общественные дома.

Прихожане все русского племени и по испведанию православные. Но есть в приходе и незначительная часть раскольников—безпоповцев, которые, впрочем, не отличаются закоснелостью: частные беседы священника о вере, распространение между прихожанами книг противораскольнического содержания и развитие грамотности производят свое спасительное действие на раскольников: часто, члены одной и той же семьи раскольничьей — одни придерживаются раскола, а другие напротив посещают св. церковь и во всем повинуются ее законам и постановлениям.
Православное население прихода усердно к церкви: христианский долг исповеди и св. причастия исполняют все каждогодно за малыми исключеньями, к слушанию душеспасительных бесед и поучений внимательны, к поминовению усопших, к отправлению молебнов и вообще ко всем делам веры и благочестия относятся с усердием.
Между прихожанами очень много грамотных, с любовью относящихся к образованию, что выражается в приобретении ими книг духовно-нравственного содержания и тем, что родители охотно отдают своих детей в местную школу и при том не только мальчиков, но и девочек. Суеверий и предразсудков против веры и Церкви между прихожанами не замечается. Вообще, Ключевские прихожане — народ добрый, кроткий и трудолюбивый.

Главное занятие ключевских прихожан земледелие, а из отхожих промыслов — портняжничество и распилка леса. Небольшое количество крестьян занимаются пчеловодством, иные выделкой кож, некоторые имеют ветряные мельницы, круподерки, маслобойки и кузницы.

До 1852 года приходсские крестьянские дети обучались у священно-церковнослужителей. В 1852 году открыто было в Ключев училище от Палаты Государственных Имуществ в доме местного священника, который состоял в оном и учителемъ. В 1873 году это училище переименовано в земское и для него выстроено особое училищное здание с содержанием от земства.
Нарочитых крестных ходов в приходе установлено два: первый бывает в понедельник Светлой седьмицы вокруг церкви, а второй — в период времени от св. Пасхи и до дня Пятидесятницы, в неопределенное с точностью время, вокруг села. Причем во время хода прихожанами служится много молебнов.

Кладбище с основашя села было сначала при церкви, но потом образовано два кладбища вне села на одноверстном разстоянии от него. Одно из этих кладбищ за рекой Сергачкой. А так как во время разлива этой реки мост, ведущий на кладбище сносит и перенесение тел соединяется с некоторыми затруднениями, а иногда становится и невозможными, то погребают тела на другом кладбище — на северной стороне села.
До 1848 года в Ключеве помещалось Волостное Правление, но в этом году здание Волостного Правлeния сгорело, и оно с тех пор переведено в г. Сергач, где существует и по настоящее время, называясь Ключевским Волостным Правлением.

Название свое деревня Ключевая, а ныне село Ключево, получила от множества сильных родников, из которых вытекает в обилии ключевая вода.

Сообщ. Аполлон Мажаровский.

Источник: Нижегородские Епархиальные ведомости № 6 от 15 марта 1893 года

Exit mobile version