Site icon Сергач: что надо!

Почему мещерские татары облюбовали Сергач

Чтобы картина многоцветья нашей многонациональной области была более полной, попробуем разобраться с тюркским наследием в названиях озер и рек. Тюркских народов на нашем горизонте всего два — мишари и чуваши. Чувашей от нас надежно отрезала река Сура: они жили на том берегу, к нам не попадали. Поэтому во всей области мы имеем лишь четыре получувашские деревушки под Воротынцем, речку Кулюльсерма в Пильнинском районе, название которой переводится как «озёрная река», и несколько названий приграничных сел и деревень, о которых расскажем далее.

С мишарями намного сложнее. Термин «мишари» происходит от географического региона Мещера — лесного края на стыке Рязанской и Владимирской областей. В свое время там, на отобранных у мордвы землях, московские государи селили татарских мурз, по каким-либо причинам бросивших службу Орде и перешедших на русскую сторону. Так, по-видимому, цари пытались противопоставить Казани враждебной Казань дружественную — на роль второй лучше всего сгодился рязанский городок Касимов.

Когда основная Казань была завоевана, нужды в концентрации инородцев в одном районе не стало, и их принялись рассредоточивать по мордовскому приграничью. Так возникли Ардатовская, Алатырская, Атемарская и Темниковская засечные черты, службу на которых несли служилые татары из-под Касимова во главе со своими мурзами. Оборонялись мы тогда от ногаев — степных татар средней и нижней Волги, не очень подчинявшихся в свое время Казани и впоследствии далеко не сразу признавших власть Москвы, хотя Иван Грозный и совершил сразу же после взятия волжской столицы демонстративный рейд на Астрахань.

В последние десятилетия XVI века под расселение мишарям отдали земли к югу от Курмыша, велев мордве немного потесниться. Вот так и появилась татарская диаспора вокруг Сергача.

Источник: Нижегородский рабочий № 64 от 14.04.09 

Exit mobile version