Site icon Сергач: что надо!

Куда делся прах Козьмы Минина

В 1929 году в Нижегородском кремле прогремел взрыв: на воздух взлетел Спасо-Преображенский собор, в котором находился склеп Кузьмы Минина. Все захоронения были уничтожены. Все, кроме одного. Перед взрывом спец-комиссия во главе с заведующим нижегородским партийным архивом С. Богодиным изъяла из храма все ценности. Пролетарии подошли к саркофагу, где согласно надписи должны были храниться останки Минина. Гробница оказалась открытой, а ее тяжелая крышка валялась рядом в куче щебенки и битого кирпича. Кто-то заглянул внутрь. Гробница была пуста. Куда же делись останки гражданина Минина? На этот счет в краеведческих кругах бытуют две основные версии.
ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ:

ОСТАНКИ БЫЛИ В ПОДЗЕМНОМ СКЛЕПЕ

В том же 29-м году «инициативная группа» товарищей решила, что поиски останков славного нижегородца (проведенные накануне взрыва Спасо-Преображенского собора) прошли поверхностно.
Уже упомянутый Богодин, краеведы Вишневский и Астафьев, прораб строительства Дома Советов Медведев и фотограф Иванов начали раскопки в том самом месте, где предположительно лежала плита с именем Минина.
Через некоторое время в раскопе показался выложенный из кирпича склеп. В склепе покоился деревянный ящик (а по некоторым сведениям, два дубовых гроба) с прахом. Все это сфотографировали и передали для хранения в запасники краеведческого музея. Там кости пролежали до 1962 года, когда их в очередной и, вероятно, последний раз упокоили в Архангельском соборе Нижегородского кремля.
Шел 1962 год, это была 350-летняя годовщина нижегородского ополчения 1611—1612 годов. Тогда-то и была сформирована спецкомиссия по изучению костных останков, более тридцати лет пролежавших в краеведческом музее. Комиссия в составе руководителя Горьковского управления культуры К. Рябовой, доктора исторических наук Н, Добротвора, главного архитектора города А. Кусакина, архитектора Н. Агафонова, реставратора К. Рязанова, директора музея Ф. Евлампиевой и историка И. Кирьянова приняла решение подвергнуть кости судебно-медицинской экспертизе. Оказалось, что кости, покоящиеся в ящике, принадлежали не одному человеку, а троим. Все скелеты были неполными, не хватало костей ног и таза. Вероятно, из-за частых переносов и перезахоронений останков некоторые из костей Минина оказались утраченными. Эксперт заключил, что кости принадлежат Кузьме Минину, его сыну Нефеду и пережившей мужа на 30 лет жене Минина Татьяне. Оказалось, что все трое были погребены в одном семейном склепе.

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: ТАЙНАЯ ЭКСГУМАЦИЯ

’16 октября 1992 года в газете «Нижегородский рабочий» был опубликован очерк нижегородского писателя Валерия Шамшурина «Человек с большой буквы». Из-под пера председателя Нижегородского отделения Союза писателей Роооии вышел любопытней ший рассказ о подвиге некоего студента-первокурсника. Под покровом ночи молодой человек выкрал прах Кузьмы Минина и долгие годы хранил их в мешке в своем сарае. Валерию Анатольевичу поведал об этой истории нижегородский актер Глеб Писарев, ну а тому — сам «ночной спаситель».
Думается, что по истечении более чем пятнадцати лет после выхода статьи Валерия Шамшурина читателю будет интересен краткий пересказ истории о «спасенных мощах». А дело было так.
Шел 1929 год. До студента   Нижегородского университета Николая Барсукова доходят  слухи  о  готовящемся      сносе Спасо-Преображенского собора в кремле.  И действительно,   Барсуков лично убеждается, что полным ходом идут разрушительные работы: рабочие истязали храм, сдирая железную кровлю с куполов, pyша кирпичи и металлические решетки. Почти КАЖДЫЙ день НИКОЛАЙ ХОДИЛ В КРЕМЛЬ, НАБЛЮДАЯ ЗА ТЕМ, КАК РАБОТЯГИ долбили кирпичную кладку, готовя ниши для закладки взрывчатки. С ужасом он представлял, как содрогнутся от взрыва и осядут на землю вековые стены. На какой-то стадии парня посещает мысль, а не обратиться ли к городскому чиновнику Андрею Жданову, но вызывает только горькую усмешку: «партийный вожак не уставал повторять, что весь старый Нижний нужно срывать под корень вместе с «последним оплотом феодализма» — Нижегородским кремлем, а взамен его построить сугубо пролетарский город». Наконец Николай решается. Прихватив мешок и свечу, под покровом глубокой ночи он отправляется к собору. Осторожно ночной спаситель пробирается «к левому приделу, где под сенью нарядного теремка в виде часовенки за легкой металлической решеткой находится гробница Минина».
Дрожащей рукой студент зажигает свечу и нагибается к усыпальнице. Тяжелая плита, покрывавшая ее ранее, лежала в стороне. Вероятно, кто-то искал здесь драгоценности, но, не найдя ничего, бросил так, как есть. В тусклом отблеске свечи Никопай различает покрытые пылью кости. Парень осторожно начинает вынимать их и укладывать в мошек. Наконец он поднимается с колен и выходит из Божьего храма, унося с собой в темноту ночи останки брошенного и забытого своими потомками славного нижегородского гражданина.
Долгие годы Николай Барсуков хранил эти кости в своем сарае, благо его семья проживала во флигеле краеведческого музея. Однажды мама Николая разбирала в сарае старый хлам и, наткнувшись на лежавшие в мешке кости, пришла в ужас…
Николаю пришлось солгать, что у них практика по археологии, но никакие уговоры не помогли, и мешок был выставлен за дверь. Парень подбирает его и на какое-то время укрывает в густых зарослях крапивы, а потом еще несколько раз перепрятывает.
Николай Барсуков оканчивает университет, устраивается работать в краеведческий музей, и лишь тогда прах Минина был передан им на хранение в музей. До 1962 года спасенные Николаем святые мощи хранились там, а затем нашли свое упокоение в Михайло-Архангельском соборе кремля.
ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
Среди авторитетнейших нижегородских краеведов и историков и по сей день бытуют эти две версии обретения праха Кузьмы Минина и его родных. Если принимать во внимание и ту, и другую версии, остаются открытыми следующие вопросы:
— Если в усыпальницу Михайло-Архангельского собора были положены кости, которые спас студент Барсуков, то где тогда прах, обнаруженный в склепе под взорванным собором?
— Если в этой усыпальнице покоятся все-таки останки из склепа, то где, соответственно, кости, обнаруженные Барсуковым?
Кстати, если даже история с Барсуковым вообще не является вымыслом, этот студент мог впотьмах взять кости из другой усыпальницы, ведь таковых в Спасо-Преображенском соборе было несколько.
В любом случае, и первая и вторая версии обретения праха Минина могут со временем оказаться достоверными или быть опровергнуты новыми фактами.
Источник: Нижегородский рабочий, № 179 от 05.11.09

Exit mobile version