Site icon Сергач: что надо!

Приход села Гуленок Сергачского уезда Нижегородской епархии

Храм села Гуленки

Гуленки отстоят от Нижнего Новгорода на 150 верст, от Сергача на 45 и от ближайшей почтовой станции Гагино на 12 верст.
Местность, занимаемая Гуленским приходом, холмисто-гористая, прорезываемая во множестве долами и оврагами, по дну которых журчат ручьи воды. Оголенная в данное время местность эта, за два века назад густо поросшая разнообразным лесом, представляла собой лучший уголок в многоверстной вотчине господ Бахметевых. Таким оставался этот уголок до времени, пока местность эта не перешла во владение других лиц и пока здесь не возник поселок. Тогда, леса постепенно стали, расчищать под пашню и к нашему времени расчистили догола.
Во время пред получением дворянством дарованной в блестящее царствование Екатерины II особой жалованной грамоты дворянству господа Бахметевы жили как истинные дворяне, вполне по-барски, и тогда-то Гуленский уголок служил, как для них самих, так и для их многочисленных гостей местом всяческих развлечений (гуленок). Когда же попьянская вотчина Бахметевых стала дробиться и по частям переходить во владение других господ (в большинстве как приданое при заключении брачных союзов). Такая же участь постигла тогда и Гуленский уголок: на нем поселена была часть Шумовских крестьян, и нововозникшему поселку усвоено название по урочищу „Гуленки». Это произошло в половине XYIII века.
Гуленки расположены на одном из горо-холмов, обрамленном долами, с устроенными по ним запрудами ключевой воды для довольства обитателей. Климат здесь здоровый, почва земли в большинстве чернозем и отчасти суглинок. В сообщениях с окрестностями по проселочным грунтовым дорогам затруднений не встречается.
Со времени основания поселка Гуленки до самого освобождения крестьян 19 февраля 1861 года состояли во владении разных лиц. Владельческих фамилий за это время сменилось три: Панютины, Лебедевы и Ушаковы. В настоящее время Гуленские крестьяне уже собственники, а владельческие гуленские земли, оставшиеся за наделом крестьянам от господ Ушаковых, перешли чрез продажу к купцу Боброву и одному из местных крестьян.
Незначительное по количеству население и в настоящее время село Гуленки (теперь в нем 65 дворов) при основании своем, предполагается, было и того незначительнее. Тем не менее оно оставалось недолго от своего основания без храма Божья. Ныне существующий в Гуленках храм, которому основаниe положено в 1825 году, уже третий по времени, а второй был построен в 1765 году на месте первого, сгоревшего до тла от удара молнии в шестидесятых годах прошлого века. По устным рассказам Гуленских старцев, живых носителей приходских преданий во втором поколении от описываемого события, первоначальная церковь, сгоревшая „от грозы“, стояла на том же месте, где и вторая, зданием была деревянная, по размерам маленькая, походившая более на часовню, чем на церковь. Освящена была она во имя „Угодника Божия Николая Чудотворца». Вторая церковь построена была на месте сгоревшей одним из господ Панютиных тоже деревянная, но уже о двух престолах: в главной — во имя Святителя и Чудотворца Николая, а в приделе — во имя св. Патриарха Мефодия. Церковь эта существовала в Гуленках до 1835 года, когда за построением новой каменной церкви она была сломана и разобрана, а из годного материала от нее построены две часовни: первая на месте ее престолов, а вторая на новом кладбище (прежнее кладбище было при перво-второй церкви внутри села), отведенном в 1827 году за селом в 200 саженях от храма и, сверх того, из того же материала устроена ограда вокруг новой (третьей) ныне существующей церкви.
Современный Гуленский каменный храм, начатый построением в 1825 году и оконченный в 1833 году, построен исключительно на средства тогдашнего владельца села Гуленок помещика Евграфа Алексеевича Лебедева, причем мастера и всякого рода рабочие были все крепостные люди разных вотчин г. Лебедева. Освящен храм с благословения Преосвященного Нижегородского Амвросия (Морева) в честь Покрова Божьей Матери.
Место храм занимает на холмовом возвышении в 20 саженях от прежней церкви и в 50 от домов поселян, открытое со всех сторон взору верующих. И только недавно возведенный хутор нынешнего землевладельца Гуленского купца Боброва в 15 саженях от храма заслонил собой известную часть храмовой площади и сам храм.
Храм сей по форме продолговатый, высота его в кладке 18 саж., ширина 5 саж. с 1 арш., длина 13 саж. с 1 apш. Кровля на нем дуговая железная, крест, обитый белой жестью, утвержден на фонаре, окон 17 в один свет. Колокольня, построенная в одно время с церковью, соединена с ней папертью и имеет три яруса, на ней 6 колоколов, из которых во 101 пуд и в 29 пуд. приобретены прихожанами, а четыре малых, в которых во всех весу до 18 пуд. — давние.
Церковь холодная. Местные иконы в иконостасе и храмовые все в медно-чеканных посеребреных ризах, а особо чтимые (образ Божьей Матери Споручницы грешных и «Достойно есть» сверх того в киотах.
Утварью церковь вообще достаточно снабжена и утварью довольно ценной. Когда 11 Января 1865 года многое из утвари было похищено ворами, оставшимися не разысканными, то это похищенное в равной стоимости все было потом возмещено прихожанами по взаимной раскладке.

Приход Гуленский до конца ХVIII века состоял только из одного села, а когда в последнее десятилетие XVIII века владельцами-помещиками смежной с Гуленками деревни Шумовой население ее более чем на половину развезено было по другим селам их вотчин. Оставшаяся часть Шумовских крестьян в составе 30 дворов была отписана приходом от Моисеевки к Гуленкам. Так что тогда население прихода восходило до 700 душ обоего пола, но потом в 30-х, 40-х и особенно пред освобождением крестьян в 60-х годах Гуленские и Шумовские помещики путем вывода крестьян в другие свои поместья обезлюдили Гуленский приход до того, что к 1861 году он имел в своем составе только 274 души м. п. Теперь в нем число душ возрасло до 770 обоего пола. По малочисленности своей Гуленский приход за время действия „Положения“ о сокращении причтовых штатов и приходов был приписан к селу Моисеевке и оставался приписным до 1878 года, пока прихожане Гуленские не изыскали средств к обеспеченному содержанию своего самостоятельного самостоятельного причта.

Вид на церковь в Гуленках

В архиве при Гуленской церкви имеются документы с 1775 года, именно манифесты Императрицы Екатерины II о войне и мире с Оттоманской Портой, манифесты Императора Александра I времен Отечественной войны и разные указы Арзамасского духовного Правления. Собственно же приходские документы, вроде исповедных росписей, метрик и проч., имеются с 1815 года. Библиотека церковная не богата: в ней не более 40 названий книг духовно-нравственного содержания.
Членов причта при Гуленской церкви было всегда двое: священник и причетник. До 1874 года причт жил в собственных домах и содержался главным образом от земли в размере 33 десятин, которую обрабатывал сам. Дополнением к содержанию от земли служили даяния прихожан за требы. С 1874 по 1878 год особого причта при Гуленской церкви не было. К 1878 году Гуленские прихожане выстроили для причта церковно-общественные дома и положили сверх прежнего содержания давать причту еще по 300 мер ржи в год под условием восстановления самостоятельности прихода, и приход был восстановлен 26 Мая 1878 года, когда к Гуленской церкви был определен Преосвященным Хрисанфом особый причт в составе священника и псаломщика.
Население Гуленского прихода по племени русское, а по исповеданию веры — православное. Прихожане к храму Божию усердны, охотно его посещают во дни воскресные и праздничные, долг исповеди и св. Тайн причащения исполняют все во св. Четыредесятницу за ничтожными исключениями по уважительным причинам. Со святыней в установленные Церковью дни и храмовые праздники духовенство радушно принимают в свои дома.
Общественные моления Гуленские прихожане отправляют всем миром пред посевом, при выгоне скота и во время засухи. В обычай у Гуленских прихожан за общий молебен перед посевом приносит в церковь и сами семена для окропления их св. водой, а в самый день засева каждому сеятелю брать с собой на поле так называемую благовещенскую просфору.
Нравственности Гуленские прихожане вообще хорошей: пороков за ними не заметно, милостыню подавать любят и сирот не забывают.
Главное занятие Гуленских прихожан составляет земледелие, а потом скотоводство. Земельный надел у них З 1/4 десятины на душу. Урожай хлебов бывает средний. Избытки хлеба сбывают на соседние базары. У 8 домохозяев имеются ветряные мельницы.
В домашнем быту Гуленские прихожане не разнятся от крестьян смежных с ними селений чем-либо, что бы обращало на себя особое внимание, как равно и в быту общинном.
Грамотность в Гуленском приходе развита мало: умеющих читать и писать не более 25 человек, но эти немногие зато любят читать и про себя и для слушателей жития святых.
Из суеверий между Гуленцами держится вера в домового, при переходе в новый дом каждый из Гуленских прихожан прежде водворения в нем старается освятить его водосвятным молебном и окроплением св. водой, причем в обычай устраивать „новоселье», на которое сзываются родные, знакомые и соседи, приглашенные приносят с собой на новоселье хозяевам кто коровай хлеба, кто курицу и кто что может.

На мир Божий Гуленцы смотрят как на творение Божье, непостижимое уму человеческому. Различные небесные явления (затмения, появление комет) толкуют как грозные знамения Божьи, призывающие род людской к вере, покаянию и молитве.

Сообщ. Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 13 от 1 Июля 1894 года

Exit mobile version