Site icon Сергач: что надо!

Кутукс: кувыркающаяся речка

Четвертой, «серией» мордовской гидронимики являются названия рек с окончанием на -икса. Возможно вы знаете, что таково было древнефинноволжское название небольшого потока. Поскольку это слово наличествовало и в марийском, и в мордовском, и в вымершем мерянском языках, с «иксами» нужно быть осторожным.

Привязку названия той или иной реки к конкретному народу можно произвести тогда, когда в языке этого народа находятся подходящие слова. У нас такими оказались бутурлинская Вилиза (бывшая Великса — «сельская речка»), арзамасская Ковакса («длинная речка»), лукояновский Кутукс («кувыркающаяся» или «муравьиная речка»), ардатовская Молякса («ходкая речка»), сергачский ручей Палаксей («крапивный»), вачская Пекса (бывшая Печекса — «речка с бродом»), навашинская Салакса («тихая речка»).

Очень популярно у древних финно-угров было называть свои речки «бурливыми, шумливыми» (от мордовского слова шалокшномс — «кипеть»). Так, от этого корня мы имеем Шилекшу в Богородском и Сосновском районах, уренскую Шиликшу, кулебакскую Шилокшу, шахунскую Шилякшу, кстовскую Шёлокшу, ардатовскую Шилокшу.

Загадочно для меня название деревни, образованное от названия реки Мокса в Бутурлинском районе. Я там лично побывал и поинтересовался историей географического названия, в ответ на что услышал, что «тут жили мокшане, мордва то есть». Естественно, местные жители ошибались: мы уже видели, что мокшане у нас жили только в Вознесенском, Первомайском и соседних с ними районах — там, кстати, даже есть речка Мокша. Скорее всего, концовкой слова Мокса также является -икса («название реки»). А вот как переводится начало? Может быть, «земляная» — как в реке Модан в Дальнеконс-тантиновском районе («земляная река» — в смысле, низинная)?

Есть у нас еще речка Макшанка в Дивеевском районе. Откуда ведет начало ее название: от народа мокша или от эрзянского слова максанька («невеста»)? Последнее также не исключено. В отдельных случаях, например ради избавления от мора, древняя мордва могла столкнуть в жертву местной «аве» самую красивую девушку села, одетую, как невеста, в красно-белое платье.

По материалам «Нижегородский рабочий» № 325 от 24.02.09 г.

 

Exit mobile version