Site icon Сергач: что надо!

Севастлейка: козья река

Ручей Кутко в Починковском районе (по-мордовски «муравей») мог протекать по лесу, изобилующему муравьиными кучами. Два ручейка с названием Букалей — один в Бутурлинском, другой в Вадском районах («бычья река») — имеют разные объяснения. В одном из них якобы некогда утонул бык, берег другого из них мордва распахивала на быках.

Две Саваслейки в Навашинском и Первомайском районах объясняются из мордовского слова «совос» («коза»). Третья Саваслейка на севере Арзамасского района, теряя один звук за другим, постепенно превратилась в Соловейку — до сих пор пассажиры электричек на Арзамас удивляются, откуда у лесного полустанка такое звучное название.

Овраг Туволей в окрестностях села Елховка Вадского района некогда облюбовали для копания в жидкой грязи мелкие мордовские свиньи. Я хорошо знаю эти места мордва покинула их лишь в начале XIX столетия.

Берега двух Тумалеек в Куле-бакском и Вознесенском районах поросли дубами, Килелея в Богородском районе — березами, вознесенской Козлейки (либо Казлейки) и дапьнеконстантино-вской Кажлейки — елками, вачской Пексы и гагинской Пекшати -липами, ардатовской Лемети -черемухой, ардатовского и первомайского Лепелеев, пильнинской Лелейки — ольхой, лукояновской Пойки — осинами, пильнинского Муравлея — осокой, арзамасского Репслея — репьями, а лукояновского Курлея — кустами неопределенной породы.

Больше всего же, по-видимому, мордву радовали сосновые боры: кроме уже упомянутых выше Питера, Пичар и Печерок, у нас есть две Печести в Дальнеконстантиновском и Ардатовском районах, две Пицы в Дальнеконстантиновском и Сергачском районах, да еще лукояновская Печка, на которой стоит село Печи, позднейшая легенда о котором утверждает, что якобы некогда после пожара там остались одни печи. А про Пойку придумали объяснение, что там якобы разницы некогда поили лошадей.

Источник: Нижегородский рабочий № 37 от 03.03.09

 

Exit mobile version