Топливный кризис и политика
Топливный кризис, разразившийся весной 2011 г. в той или иной мере коснулся всех, в том числе и жителей Сергача и Сергачского района.
Поэтому, на мой взгляд, разобраться в его причинах будет интересно всем.
Политики пытаются установить причины бензинового кризиса, который вдруг разразился в России. 5 мая вице-премьер Игорь Сечин, курирующий ТЭК, сказал, что причиной роста цен на нефтепродукты является дефицит топлива. На эти слова Премьер-министр Владимир Путин отреагировал: «Дело не в дефиците, дело в сговоре».
В такой ситуации напрашивается вопрос: что же было на самом деле — дефицит или сговор?
Что было
ФАС после возникновения проблемы уже возбудила более 20 дел в отношении практически всех крупных нефтяных компаний по признакам нарушений антимонопольного законодательства. Разумеется, затем последуют решения о наложении на нефтяников гигантских штрафов, серия судебных процессов в различных арбитражных судах и т.д. Тем не менее, видимо, главное в этом кризисе не «сговоры» или сельскохозяйственные работы, а динамика цен на нефть, и, как следствие, на нефтепродукты на российском рынке.
Под давлением государственных чиновников нефтяники замораживают цены на топливо и даже немного их снижают. Эти меры оказываются временными, и через некоторое время (в апреле) все возвращается к прежней ситуации.
О пошлинах
Кроме уговоров и угроз правительство включает экономические рычаги, т.к. для компенсации убытков от уступок государству нефтяники увеличили экспорт бензинов (в 2011 году по апрель экспорт вырос на 67%).
На такую реакцию правительство увеличивает экспортную пошлину на бензин на 44%. С 1 мая она увеличилась до $408,3 за тонну, тогда как ранее было запланировано повышение до $304.
В конце апреля для наполнения внутреннего рынка нефтепродуктами достигнута договоренность об ограничении экспорта автобензинов в мае.
Минэнерго предложило снизить предельную пошлину на нефть с 65 до 60% от цены нефти, а на нефтепродукты — унифицировать на уровне 66% от нефтяной пошлины. Обсуждались и другие варианты. Суть в том, что все это – механизмы ограничения экспорта нефтепродуктов.
Логика здесь такова: если бензин будут меньше вывозить за рубеж, то его больше попадет на внутренний рынок, а это будет сдерживать рост цен на него.
С одной стороны такие шаги для России это благо, но есть в этом и «ложка дегтя» — качество наших бензинов ниже, чем за рубежом и без конкуренции оно повышаться не будет.
Бытует мнение, что можно еще увеличить экспортную пошлину на сырую нефть, что должно стимулировать нефтепереработку.
Недавно министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила: «В последнем варианте прогноза мы увеличили цену на нефть на $24, а прогноз по росту ВВП не изменился». При этом снижение нефтяных цен на 20-30% ведет к сокращению роста ВВП в два раза.
Напрашивается вопрос: как это так — рост цены нефти не влияет на рост ВВП, а падение — влияет?
Такая ситуация (а это, видимо, следствие коррупции) говорит о том, что только повышение пошлин на сырую нефть поможет выровнять ситуацию.
В пользу такого решения говорит и ситуация в российской нефтепереработке, развитие которой решение о запрете экспорта бензина не стимулирует к развитию.
В частности, Евсей Гурвич утверждает: «С экономической точки зрения переработка нефти в ее нынешнем состоянии приносит стране значительные убытки. … Если бы правительство не использовало налоговых субсидий, то отрасль стояла бы перед выбором: отказаться от нефтепереработки либо повысить ее производительность».
Это говорит о том, что ТЭК не научился диверсифицировать свое производство.
Кому выгоден кризис?
5 мая В.Путин сказал о «сговоре». Так кого он имел в виду?
Говоря об этом Путин обращался к Сечину, который, вероятно, понимал о ком речь.
А Сечин говорил о дефиците бензина, который начался на Алтае, куда около половины бензина поставляют государственные компании «Роснефть» и «Газпромнефть».
Сечин являлся председателем совета директоров «Роснефти» и контролировал ее деятельность.
Советником президента «Роснефти» был сын директора ФСБ Николая Патрушева. Не мало там (как и в других нефтяных компаниях) работает и других выходцев из ФСБ (контрразведки), которые должны были на ранней стадии раскрыть любой сговор.
Таким образом, если Путин утверждал, что сговор и был, то заговорщиками являются не только нефтяники…
Можно предположить, что В.Путин показывает, что и бензиновый кризис, и выход из него – это процесс, который управляется именно им.
Можно расценить эту ситуацию и иначе. Это результат политики Президента, который вывел правительственных чиновников из советов директоров госкомпаний, в первую очередь — лично Игоря Сечина, как одного из основных доверенных лиц Путина.
В последнем случае Медведев может рассуждать так: если земля горит под ногами Сечина, пожар распространяется и на Путина. Другими словами, бензиновый кризис должен подорвать позиции Путина.
В итоге, Игорь Сечин, фактически возглавлявший «Роснефть», является основным виновником кризиса.
При таком раскладе бензиновый кризис играет против Путина. Отстранив Сечина от «Роснефти», Медведев, фактически, отстранил Путина от возможности регулирования рынка нефтепродуктов.