Самодельные открытки советских времен
Чуждые пролетариату
Открытки эти подпольно изготавливались кустарями-фотографами в домашних условиях или фотостудиях. Они не имели тиража, продавались нелегально и, соответственно, не облагались налогами на прибыль.
Такие фотооткрытки не имели на обороте адресной сетки, сведений об издателе, а также цензурных знаков. К тому же некоторые сюжеты (по мнению чиновников от культуры) не были «идеологически выдержаны», часто были скопированы с дореволюционных открыток буржуазных государств (Германии, Ав-стрии, Финляндии, США и прочих), а поэтому якобы являлись непривычными или даже чуждыми для советских граждан — рабочих и трудящихся.
Рассылались эти фотооткрытки родным, близким или знакомым только в конверте или передавалась лично в руки. Продавались они чаще всего инвалидами (отсюда их неофициальное ласковое название — инвалидки) или детьми на вокзалах, рынках, в кинотеатрах, в трамваях и поездах.
В послевоенные годы покупали инвалидки по большей части рабочие, то есть люди с начальным или неполным средним образованием. У некоторых теперешних бабушек и дедушек и сегодня можно обнаружить эти реликвии.
Ярко значит красиво
Любопытно, что зачастую нелегальные открытки попадаются засвеченными, так как отпечатывали их неаккуратно, на дешевой фотобумаге и разукрашивали такими же некачественными анилиновыми краска-ми. Главное, считали кустари, — лишь бы было ярко, то есть, в их понимании, красиво.
Тем не менее для значительной части населения нелегальные фотооткрытки были модными и часто служили украшением стен рабочих бараков и интерьеров советских коммуналок.
Упомянутые уже нижегородские исследователи Леонид Крайнов-Рытов и Ольга Александрова пишут, что, стремясь разнообразить ассортимент своей нелегальной продукции, кустари-фотографы копировали открытки с самых разных образцов. Фоторепродукции делали с почтовых карточек, изготовленных до 1917 года, а также с трофейных открыток 1940-х годов, привезенных после Второй мировой войны советскими солдатами из освобожденных государств.
И действительно, фронтовики везли из поверженной Германии миллионы разнообразных почтовых открыток. Красивые и недорогие немецкие «открытые письма» были отличным подарком родным и близким. И было даже не столь важно, что многие из них подписаны рукописным готическим почерком: в то послефронтовое время особого внимания на это никто не обращал.
Вот с этих-то трофеев советские фотографы-кустари и копировали всевозможные буржуазные сюжеты. В принципе, чиновников тогда это не очень волновало: главное, чтобы не было никакой антисоветчины и «поповщины».
Подписи были незамысловатыми
Уже в те времена фотографы-умельцы переходили к самодеятельному творчеству, используя фотомонтаж, дополняя сюжеты рисованным орнаментом из цветов и других композиций. Например, на некоторых открытках мы видим нарисованные, висящие на елке горящие свечи, конфеты и летящие хлопья снега. Как пишут упомянутые исследователи, «все это, дополненное самодеятельными текстами, делало нелегальную фотооткрьггку своеобразным и уникальным явлением культуры».
Кстати, подписи на обратных сторонах этих открыток советские граждане старались делать самые простые и незаурядные. Например: «На память Люсе от Кати. Без слов, но от души. Помни меня и не забывай. 15.8.59 г., г. Семенов. Катя».
Очень любопытна такая подпись:
«На память Людмиле от тети Нюры. 27.06.48 (эта открытка подарена в час моих страданий о моем любимом пареньке)».
Как мы уже писали, на многих новогодних нелегальных карточках можно распознать дореволюционные новогодние и рождественские сюжеты, причем необязательно российского происхождения. На инвалидке «Девушка, зажигающая елку» явно представлен переснятый фотокустарями европейский сюжет. А Санта-Клаус с куклой в руках, смотрящий на двух детишек откуда-то сверху, совсем не похож на русского Деда Мороза.
На нелегальной новогодней фотооткрытке с улыбающейся парочкой, обнимающейся внутри советской звездочки, представлены типично американские лица и прически 1920—1940 годов.
Еще одна инвалидка выполнена неаккуратно (фото засвечено и ужасно раскрашено, сделано оно с дореволюционного зарубежного аналога), но любопытно совсем другое. Ее сопровождает текст: «Поздравляю с днем рождения!», а чуть выше (верхом на облаке) почему-то стоит улыбающаяся девчушка-ангелочек и сжимает наряженную елку и коробки с рождественскими подарками. Однозначно, что фотоумелец просто ошибся: инвалидку с таким сюжетом он должен был подписать «С Новым годом».
Источник: Нижегородский рабочий, № 207 от 24.12.09