Печерский монастырьНаселенные пункты и места 

Население края. Развитие хозяйства и культуры в XII – XIV веках

Нижегородские земли славяне стали активно осваивать с конца XI века. Однако этот акт истории колонизации региона не был освещен в
русских летописях, так как его действующими лицами были простые русские мужики – мир­ные, не вооруженные хлебопашцы-смерды, искавшие свободные земли для спокойного сельского труда и жиз­ни, независимой от князя-хозяина, то есть име­ла место так называемая вольная колонизация.
Переселенцы про­двигались небольшими группами, иногда даже отдельными семьями, как бы сказать, проса­чивались тонкими струями, и постепенно занимали обширные проме­жутки, сухие, возвышенные, пригодные для земледелия, оставшиеся между разбросанными на низменных, болотистых местах поселени­ями финно-угорских племен, занимавшихся, прежде всего, лесными промыслами.

Со временем прямой задачей вытекающей из географического по­ложения заселенной славянами мес­тности, становилось овладение глав­ными изгибами и устьями рек и создание опорных пунктов. Основание Нижнего Новгорода послужило им­пульсом для постепенного расшире­ния ареала освоенных земель и появ­ления в округе города новых населен­ных пунктов.
Усиленное расселение в крае рус­ских происходит с XIV века. «Великий князь Константин (князь нижегородс­кий. -Авт.)… повеле русским селиться по Оке, и по Волге, и по Кудьме, и на Сбор меда мордовских селищах (заброшенные селения. – Авт.), где кто ни похочет».
Где именно по Оке, Волге и Кудьме возникли первые русские се­ления Нижегородского княжества, сказать трудно. Обзор имеющихся в распоряжении письменных источников не дает прямых указаний на конкретные населенные пункты, которые были бы основаны в период Нижегородско-Суздальского княжества. В данном случае приходится пользоваться лишь косвенными указаниями.
Если акцентировать внимание на выражении нижегородского летописца – «по мордовским селищам», то сам собой напрашивает­ся вывод, что, прежде всего, занимались заброшенные и опустевшие мордовские селения, которых, по всей видимости, после татарских погромов было немало.
Из соображений безопасности (в случае вражеского нападения окрестные жители могли укрыться под защитой стен Кремля) сначала появились русские селения вблизи Нижнего Новгорода. Так, вероятно, возникли: Печерская слобода, Запрудное, деревня Констянтиново. располагавшаяся неподалеку от современного поселка Ближнее Константиново. Появляются русские селения на Нижней Кудьме.
60-ми годами XIV века датируется начало освоения русским» среднего течения р. Суры, выше устья р. Пьяны. Осваивался и бас­сейн р. Сундовик. По крайней мере, нижегородский летописец сооб­щает: «В том же 1371 году…был в Нижнем Новгороде гость Тарас Петрович, самый богатый из нижегородских гостей; он накупил себе множество пленных людей всякого звания и, кроме того, купил у ве­ликого князя Дмитрия Константиновича вотчину за рекою Кудьмою на реке Сундовике, состоящую из шести сел: Салово, в котором была церковь Бориса и Глеба, Городище, Хреновское, Запрудное, Халяпчиково и Мунарь». Из них три села сохранились до наших дней. В устье Сундовика возникла Лысковская крепость. На Волге появи­лись Кадницы, Безводное, на Оке Дуденово.
Можно говорить и о том, что русские колонисты двинулись и по направлению к берегам рек Теша и Пьяна. Подтверждает данный факт клад русских монет конца XIV – начала XV веков, найденный на дюне у с. Пятницы Арзамасского района. В специальной литературе этот клад известен под названием «Арзамасский». Монеты относятся к суздальско-нижегородскому чекану. Те монеты, которые хорошо оп­ределяются, чеканены не позднее 1410 года. Клад был зарыт в первое десятилетие XV века.
В XIV веке стали появляться русские поселен­цы на Ветлуге.
Колонизация была мирной, чему во многом способствовали ог­ромные пространства и незначительная плотность населения в реги­оне, позволившие переселенцам занять свободные территории. При всей стихийности колонизационного процесса русские переселенцы шли на новые земли со своим укладом жизни и несли с собой свои об­щественные отношения, свой земледельческий опыт, свою высокую культуру кузнечных изделий и керамики. Но они никогда не держа­лись обособленно, тем более высокомерно по отношению к коренным жителям. Колонисты органично вживались в окружающую инопле­менную среду путем установления хозяйственных, родственных и просто дружественных связей.
Под посев расчищались все новые и новые лесные площади. Основное земледельческое орудие – соха, главная тягловая сила – лощадь. В это время зарождается переложная система земледелия.

Нижний Новгород постепенно превращается в крупный экономический центр страны. В XIV веке в городе развивалось ремесло, чеканилась собственная монета. Важное место в его жизни занимала торговля. Об этом мы можем судить по многочисленным археологи­ческим находкам.
На территории Нижегородского кремля археологи нашли золото-ордынские монеты, керамику Закавказья и Причерноморья, западно­европейское стекло, стеклянные браслеты, бусы. Большое число стек­лянных браслетов различных расцветок, относящихся к XII—XIV ве­кам было обнаружено в Городце. Эти предметы убедительно свиде­тельствуют о широких торговых связях местного населения с различ­ными странами. В Городецком краеведческом музее демонстрируются и другие находки. Это железные наконечники стрел и копий, шпоры и удила, рыболовный крючок, деталь весов, ножницы, цилиндрические замки, ключи, скобы. О чем они рассказывают? Конечно, о развитии на территории края металлургического, кузнечного и ювелирного дела. Нижегородские мастера уже тогда знали различные способы об­работки меди, бронзы, серебра и золо­та: литье, волочение проволоки.
Летом 2006 года на центральных улицах города Большой Покровской, Алексеевской и Рождественской ве­лись археологические раскопки. И как результат – уникальные находки, по которым можно судить о быте наших предков XIII-XIV веков. Это железная оковка деревянной лопаты, железные ножи, железные наконечники стрел, ке­рамические горшки, глиняная куколка.
При раскопках ученые нашли более тысячи различных украшений. Среди них пара серег, ожерелье янтарное со стеклянными бусинами и нательным крестиком, фрагменты стеклянных браслетов, бронзового височного кольца, стеклянные и янтарная бусины, бронзовая застежка и много пуговиц.
В Нижегородском крае развивалась высокая по тем временам культура. Это доказывают и отдельные находки, и запи­си летописцев. С первых лет основания Нижнего Новгорода здесь ведется каменное строи­тельство, что было редкостью в центральной полосе страны.
На территории нижего­родской крепости возводят­ся два каменных собора – Спасский (1225 г.) и Михайло- Архангельский (1227 г.).
В середине XIV века кремлевские соборы капи­тально перестраиваются. Оба здания были богато украшены белокаменной резьбой. Эти соборы не сохранились, но детали резьбы по камню (капитель, голова льва) были найдены во время строи­тельных работ и археологических раскопок в Кремле. Находки убе­дительно подтверждают красоту воздвигнутых в Нижнем Новгороде сооружений. Так, пол Михайло-Архангельского собора выложен из керамических плиток с резным орнаментом, а в Спасском соборе пол был мраморный, врата этого собора были богато украшены золоченой медью. Расписывал его в конце XIV века великий художник Феофан Грек.
Вслед за Москвой начали строить белокаменный кремль.
Митрополит Алексий, возвращаясь в 1370 году из Орды, посетил Нижний Новгород. Он остановился в Благовещенском монастыре, где и построил каменную церковь. В 1371 году заложена каменная цер­ковь Николы на торгу.
В 30-х годах XIV века выходец из Киево-Печерского монас­тыря Дионисий основал Печерский монастырь. Под управлением Дионисия, крупного деятеля Древней Руси, монастырь вырос как культурный центр и окреп экономически. В 1597 году из-за оползня монастырь был разрушен и перенесен почти на версту ближе к горо­ду, где он стоит и теперь.

Повесть временных лет (Лаврентьевский список)


История сохранила отдельные имена тех, кто родился, жил, рабо­тал в то время в Нижнем Новгороде. Дошло до нас имя ученого мона­ха Печерского монастыря Павла Высокого, который упоминается в ле­тописи как философ, прекрасно владеющий книжной премудростью. Высокообразованным человеком своего времени был нижегородский епископ Дионисий. Именно он покровительствовал большому труду монаха Лаврентия, который в 1377 году составил летопись, названную позднее по его имени Лаврентьевской. Значение летописи огромно. В ее составе дошел до нас крупнейший летописный свод древнерусско­го государства – «Повесть временных лет» (Лаврентьевский список), первая письменная история Руси. В Печерском монастыре творили чудеса искусства серебряных дел мастера. В Городце жил известный художник Прохор – сподвижник А. Рублева по росписям в Московском Кремле.

Записи по теме

вверх