Березня: поташное производство

Березня, добыча поташа

Период 1700-1770 годов характеризуется быстрым (бурным) развитием хозяйства. Распахиваются новые земли, для чего выкорчёвываются и выжигаются леса. Площадь пахотных земель раскорчёванных и выжженных лесов достигла около 47% площадей.

Крестьяне посёлка Березня, как оброчные (царские подданные) также взялись за расширение посевных площадей.
Первыми участками для раскорчёвки были: урочище «Выжжа» 35 десятин и «Ржавец» 20 десятин. Название урочище «Выжжа» получила от слова «Выжжена», то есть спалена огнём. Лес, растущий в урочище «Выжжа», главным образом берёза и дуб, шёл на изготовление поташа. Поташное производство времён царствования Петра I развивалось очень бурно, так как поташ шёл на изготовление пороха и других взрывчатых веществ. Технология его изготовления была несложной. Дубовые, ольховые и берёзовые дрова пережигались в золу. Из золы приготавливалась тестообразная масса. Ею обмазывали сосновые, берёзовые, ольховые поленья, при сжигании которых образовывался поташ. Этот химикат шёл на изготовление пороха. В стекольном производстве, мыловаренном, красильном производстве и поташ вырабатывался в большом количестве.

Первые обжигающие горны по изготовлению поташа были по реке Анда на северной ея стороне, где существовало три горна. Места этих горн до сих пор заметны. Это не доходя 600-700 сажен до Крутых обвалов, если следовать из Березни.
Сохранилась возле самой речки глубокая яма – одна сажень в поперечнике, где находился колодец для питьевой воды.

Работа по изготовлению поташа велась круглый год, деревья сваливались с корня, перерабатывались на поленья, перевозились к месту обжига, а также выкорчёвывались пни, и подготавливалась земля для посева сельскохозяйственных культур.

Количество выжженного поташа мною не установлено, но по расчётам Арзамасского уезда, где за один год его производилось 22 808 пудов. То по моему расчёту граждане посёлка Березня его изготовляли не менее 400-500 пудов в год.

На месте горнов, где обжигались поленья, и изготавливался поташ, были поставлены две избы и одна сторожевая будка, так как горны охранялись круглосуточно солдатами, которые вели наблюдение, имея при себе ружья. Эти построенные две избы были жильём охранявших солдат и прибежищем для крестьян в непогоду.

Изготовлением поташа занимались и другие сёла. Так, например, село Кузьминка, где был выстроен целый квартал «Балаганы», где были расселены цыгане, которые были приписаны как рабочие к селу Кузьминка и работали вместе с крестьянами.
Изготовленный поташ перевозился в мешкотаре на лошадях зимой и летом в село Лысково на Волжскую пристань, а по Волге шёл к месту его прямого назначения.

Изготовление поташа отнимало много времени и труда у крестьян посёлка Березня, тем не менее, крестьяне успевали вести и сельскохозяйственные работы на своих земельных участках.

Период изготовления поташа на урочище «Выжжа» был примерно 1705-1770 годы, то есть 60-65 лет.

Вторым местом выжига поташа были лесные массивы, так называемые Старые и Новые Сечи. Это название «Сечи» сохранилось до наших дней.
Лесной массив примерно на площади 100-110 десятин пилился с корня, потом разрабатывался на земельные пахотные угодья.

Помимо изготовления поташа была организована парня, где мужики изготовляли колёсный обод и санный полоз. Место нахождения парни до сих пор известно, там и сейчас находится большая яма. Место это сейчас и раньше мужики называли парней.
Для изготовления санного полоза и колёсного обода шёл преимущественно дуб и частично вязъ возрастом 60-70 лет. Старый дуб шёл исключительно для получения поташа.

Изготовлением обода и полоза занимались мужики посёлка Березня и цыгане, которые жили в селе Кузьминки на улице «Балаганы».

Обжиг поленьев, приготовленных для выделки поташа, производился в горнах, расположенных западнее посёлка Березня, примерно в 100-150 саженях от усадеб крестьян. В этом отношении характерен один факт нахождения горнов именно на этом месте. При рытье траншей для закладки силоса в 1975 году тракторная бульдозерная навеска на глубине 1,5-2 метров наткнулась на пол, выложенный кирпичом, где много было древесной золы.

Разработка лесных урочищ проходила позднее «Выжжи» и была примерно в 1770-1805 годах уже при первом помещике (барине) Кроткове. Мужики Березни из оброчных крестьян были превращены в крепостных, то есть барских. Окончательная расчистка новых и старых «Сечей» была закончена к 1861 году, то есть к земельной реформе. Оба лесных участка к этому времени были полностью подготовлены к выделыванию пашни и посеву зерновых культур.

Старики рассказывают интересный случай, происшедший на выжигании пеньков и сжигании сучьев.
«После запала собранных сучьев и пеньков за особое старание помещик Зубов поставил мужикам ведро водки, вернее дал денег на водку. Расторопные мужики отправили часть людей в село Лещеевку, где также был трактир и водочная лавка.
В Лещеевку отправили за водкой по той причине, чтоб в Березне никто не знал, что мужики на сечах напьются. Принесли водку, сели в кружок и начали распивку. Закуской послужили принесённые продукты из дома: хлеб, огурец, луковица, яйцо, молоко и другие. К их счастью в период запала по какой-то случайности обнаружили уже обгоревшего и зажаренного зайца, которого также разделили между себя по кусочку.
Разливая водку, а её разливал и подносил ко всем Гаврилов Спиридон (дедушка, Егору Спиридонычу отец). И надо же беде случиться, после первой разнесённой чарки уже захмелевший дед Спиридон то ли умышленно, то ли запамятовал, но обнёс Прохорчева Григория (отец Прохорчеву Андрею Григорьевичу – косому). Последний рассердился и, не говоря ни слова, зайдя с заду, ударил Спиридона по лицу. Началась драка. За Спиридона в защиту вступились Красновы, Ануфриевы, а за Прохорчева – Глазовы, Сидоровы и другие.
Драка приняла угрожающий характер, пошли в ход колья, вилы, мотыги и другие. Мужики, державшие нейтралитет в драке, то есть вступившие ни на ту, ни на другую стороны, после двух чарок (стаканов) разбрелись по полю, и кто где мог, свалились с ног.
После всего этого в Березне всполошились: «Что, мол, долго не едут с Сечей».
На место, то есть на Сечи, послали ребят-подростков и молодых мужиков узнать, в чём дело.
Последние, придя на место, запрягли лошадей и, собрав всех драчунов и пьяных, привезли домой в Березню.
Впоследствии через 5-6 дней выяснили, что закуска – заячье мясо – было вовсе не заячье, а собачье, так как в этот день, то есть в день попойки, пропал прохорчев Шарик – собачка с такой кличкой. И его мясо пошло на закуску.
Факт с заячьим мясом был объявлен секретом, а то не дай бог узнают мужики из близлежащих сёл: Лещеевка, Полянка, Богородское, Кузьминка, тогда задразнят. Будут говорить, березенцы собаку съели».
Этот случай был рассказан мне стариками: Красновым Степаном Андреевичем (Слищ) и Красновым Иваном Филипповичем (Ширинка). Данный секрет так и не был рассекречен до настоящего времени.

Записи по теме