Скользкая дорога. Уроки контраварийного вождения.
Скользкая дорога. Все начинается с посадки!
Правильная посадка является залогом быстрой реакции водителя на нестандартную ситуацию. Итак, на скользкой дороге в первую очередь необходимо обеспечить постоянную готовность к экстренным действиям. Руки должны находиться в верхнем секторе рулевого колеса, в симметричном обхвате 10–2 по циферблату часов. Не стоит использовать руль в качестве дополнительной опоры для туловища. Прижимаясь к спинке сиденья, вы будете острее чувствовать потерю устойчивости автомобиля. Помните о ремнях безопасности, а также о регулировке положения подголовников водительского кресла и сиденья переднего пассажира — это позволяет уменьшить риск травматизма при ударе.
Трогаемся и тормозим правильно на скользкой дороге
Трогаясь с места на скользкой дороге, не стоит активно газовать, т. к. в данном случае буксующее колесо будет постепенно растапливать лед, превращая его в воду, а машина при этом останется на месте, даже если педаль акселератора утоплена до отказа. При разгоне на льду оптимальным решением станет ступенчатое увеличение тяги. Педаль не следует нажимать и отпускать хаотично — ускорения это не придаст, а пробуксовку усугубит.
ПРИ НЕУПРАВЛЯЕМОМ ВРАЩЕНИИ СЛЕДУЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ТОРМОЖЕНИЯ С БЛОКИРОВКОЙ КОЛЕС, В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ АВТОМОБИЛЬ СОРВЕТСЯ В БОКОВОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ ПО ОБОЧИНЕ ИЛИ ВСТРЕЧНОЙ ПОЛОСЕ
Если под колесами рыхлый снежный покров, лучше использовать технологию «разгон на сброс газа». Для этого необходимо легко пробуксовать, очистив протектор от снега, а если машина не ускоряется — слегка отпустить педаль газа. Это действие можно повторить несколько раз.
Торможение на скользком льду относится к наиболее сложным маневрам. Рассмотрим несколько возможностей повышения эффективности торможения в различных ситуациях.
• При дефиците дистанции делать это нужно импульсно. Четыре тормозных импульса в секунду станут прекрасным показателем для опытных водителей. Переходить на такой режим следует даже в случае, если торможение было начато плавно, при этом очень важно, чтобы первый импульс был коротким.
• При торможении в условиях чередования скользких участков и асфальта делать это рекомендуется прерывисто, полностью отпуская педаль тормоза на особо сложных участках. Повысить эффективность можно, направив автомобиль на покрытие с более высоким коэффициентом сцепления.
• При применении импульсного, ступенчатого торможения постарайтесь не раскачивать автомобиль ритмичными действиями, провоцирующими блокировку передних колес. Следует менять силу и продолжительность каждого тормозного усилия (слабо — коротко, сильнее — продолжительнее и т. д.).
• На переднеприводых автомобилях хорошие результаты дает торможение левой ногой при нажатой педали газа. Но прежде чем его использовать, стоит потренироваться в безопасных условиях. В некоторых случаях решить проблему помогает последовательное переключение пониженных передач, до второй включительно. Это позволяет противодействовать блокировке тянущих колес. Можно использовать «перегазовку» перед включением пониженных передач.
Если все возможности исчерпаны — постарайтесь направить автомобиль в глубокий снег. Этот метод контактного аварийного торможения помог избежать серьезных ДТП многим водителям.
Система ABS на скользкой дороге: помощник или очередное препятствие?
Торможение на автомобилях, оснащенных ABS, имеет свои особенности. Основным правилом, позволяющим повысить эффективность работы системы в зимний период, является использование зимней (шипованной) резины.
Для сведения: основное отличие зимней резины от летней — это её свойство оставаться мягкой при низких температурах, ну и, естественно, рисунок протектора.
Не забывайте, что на неровной дороге или участках с разным покрытием ABS снимает тормозное усилие с проблемного колеса и ослабляет динамику торможения, тем самым увеличивая тормозной путь.
Особые сложности возникают при движении по рыхлому снегу. Система ABS отключается на скорости 5–7 км/ч, так что автомобиль в последний момент может соскользнуть буквально на ровном месте.
В целом же, несмотря на некоторые недостатки, автомобили, оснащенные ABS, обладают лучшей маневренностью и управляемостью.
Как избежать аварийных ситуаций при выполнении маневров?
Зима — не время для экстремального вождения. Одна из распространенных ошибок — полностью отпущенная педаль газа при маневрах и в поворотах, не забывайте, что небольшая строго дозированная тяга поможет в любых условиях. Если автомобиль в повороте начинает соскальзывать передними колесами (снос), нужно пересилить желание довернуть руль и, наоборот, уменьшить тягу и угол поворота колес.
При реакции на занос следует учитывать особенности привода: передний — стоит увеличить тягу, задний — прекратить, полный — уменьшить тягу или отпустить педаль и вновь нажать.
При этом хотелось бы остановиться на особенностях управления полноприводными автомобилями.
Приобретая полноприводной автомобиль, не стоит забывать, что такое транспортное средство лучше всех разгоняется, тормозит, как все автомобили, и самое главное — не любит поворачивать!
Автомобили с полным приводом имеют свои особенности в зависимости от распределения крутящего момента по осям:
• если большая часть крутящего момента приходится на переднюю ось, то, соответственно, такой автомобиль будет иметь недостаточную поворачиваемость и повадки переднеприводного автомобиля;
• если большая часть крутящего момента приходится на заднюю ось, то, соответственно, такой автомобиль будет иметь избыточную поворачиваемость и повадки заднеприводного автомобиля;
• и если крутящий момент распределяется по осям 50/50, то такой автомобиль будет иметь нейтральную поворачиваемость и свой алгоритм управления в критических ситуациях, связанных с заносом и сносом автомобиля.
Вообще-то, полный привод управляется больше газом, чем рулем, поэтому следует четко помнить, что на полном приводе с поворотом рулевого колеса резко открытый газ — это развитие заноса, но и резко закрытый газ — это тоже развитие заноса.
Кроме этого, существует несколько общих рекомендаций для владельцев автомобилей с различным типом привода:
• при неуправляемом вращении следует отказаться от торможения с блокировкой колес, в противном случае автомобиль сорвется в боковое скольжение по обочине или встречной полосе;
• на автомобилях, оснащенных АКПП, в зимний период рекомендуется передвигаться на фиксированных передачах, что позволит использовать эффект торможения двигателем.