КлючевоО Сергаче 

Приход села Ключево Сергачского уезда Нижегородской епархии

Краткая история села Ключево

Ключево по времени возникновения своего и по составу населения принадлежит к rpynnе тех поселков, которые образовались из ссыльных и 6еглых в “медвежьем углу” во второй половине XVI и первой четверти XVII века, и из которых потом была организована “казенная поташная волость” административным центром которой было Сергачево — нынешний Сергач.
До 1760 года Ключево, было деревней и называлось “деревня Ключевая” прихода села Сергачева Владимирской церкви.
В конце пятидесятых годов прошлого столетия Ключевцы решили выделиться в самостоятельный приход, о чем и вошли с ходатайством к Преосвященному Феофану, Епископу Нижегородскому и Алатырскому, прося Его Преосвященство благословить им устроить в Ключеве церковь деревянную во имя пророка Божия Илии — более обширную и поместительную, чем существующая с 1697 года безпричтовая Космо-Дамианская церковь-часовня.

Судьба храмов в селе Ключево

Получивши благословенье и храмозданную грамоту, ключевцы “лес ронили” близ самой деревни в овраге, называемом Мягкий, и сами на себе без помощи лошадей, носили деревья к месту постройки храма.
Освященный в 1760 году, храм этот существовал в Ключеве до 1855 года. В этом году в происшедший в Ключеве пожар храм сгорел до основания и без остатку, вынесены только св. антиминс и напрестольное Евангелие. Между тем церковь-часовня во имя свв. безеребренников и чудотворцев Космы и Демиана за ветхостью, с разрешения Епархиальнаго Начальства, была разобрана еще в 1852 году. Таким образом Ключевцы на некоторое время остались без храма от двух храмов. Но не далеко было уже и то время, когда возможно было приступить к Освящению третьего храма в Ключеве каменного двухпрестольного, строившегося иждивением и старанием прихожан с I860 года по благословению Преосвященного Иакова. В том же 1855 году, когда сгорала Ильинская церковь, ключевцы приобрели покупкою всю необходимую новую церковную утварь и с поспешностью принялись за окончательную отделку придельного храма, который и освящен в следующем 1856 году во имя святых безсребренников Космы и Демиана. На антиминсе прежней церкви во имя тех же святых, свящеанодествованном Преосвященным Амвросием Епископом Нижегородским, а главный храм освящен в 1857 году во имя Пророка Божия Илии на антиминсе, освященнодействованном Преосвященным Нижегородским Иepeмеем.

Приход села Ключево Сергачского уезда Нижегородской епархии
Церковь во имя Пророка Божия Илии

Ключевский приход

Приход Ключевский состоит в данное время нз самого села и деревни Мокрого Майдана. До 1846 года к Ключевскому приходу принадлежала еще деревня Малиновка, а до I860 года и деревня Малое Ключево, но та и другая деревни в указанные годы отошли за дальностью расстояния —первая к селу Шишковердь Васильского уезду, а вторая – к селу Толбе Сергачского уезда.
Состав причта в Ключеве с основания прихода и до 1844 года был одноштатный, с 1844 по 1871 год — двухштатный, а с 1871 по настоящее время состоит только из трех членов: священника, диакона и псаломщика.
Основой содержания причта за все время существовашя прихода служила земля в узаконенной норме, затем мелочные хлебные сборы и плата за требоисправление. В семидесятых годах прихожане по соглашению с причтом положили взамен мелочных хлебных сборов уплачивать причту по 150 рублей в год и тогда же построилии причту общественные дома.

Прихожане все русского племени и по испведанию православные. Но есть в приходе и незначительная часть раскольников—безпоповцев, которые, впрочем, не отличаются закоснелостью: частные беседы священника о вере, распространение между прихожанами книг противораскольнического содержания и развитие грамотности производят свое спасительное действие на раскольников: часто, члены одной и той же семьи раскольничьей – одни придерживаются раскола, а другие напротив посещают св. церковь и во всем повинуются ее законам и постановлениям.
Православное население прихода усердно к церкви: христианский долг исповеди и св. причастия исполняют все каждогодно за малыми исключеньями, к слушанию душеспасительных бесед и поучений внимательны, к поминовению усопших, к отправлению молебнов и вообще ко всем делам веры и благочестия относятся с усердием.
Между прихожанами очень много грамотных, с любовью относящихся к образованию, что выражается в приобретении ими книг духовно-нравственного содержания и тем, что родители охотно отдают своих детей в местную школу и при том не только мальчиков, но и девочек. Суеверий и предразсудков против веры и Церкви между прихожанами не замечается. Вообще, Ключевские прихожане – народ добрый, кроткий и трудолюбивый.

Главное занятие ключевских прихожан земледелие, а из отхожих промыслов — портняжничество и распилка леса. Небольшое количество крестьян занимаются пчеловодством, иные выделкой кож, некоторые имеют ветряные мельницы, круподерки, маслобойки и кузницы.

До 1852 года приходсские крестьянские дети обучались у священно-церковнослужителей. В 1852 году открыто было в Ключев училище от Палаты Государственных Имуществ в доме местного священника, который состоял в оном и учителемъ. В 1873 году это училище переименовано в земское и для него выстроено особое училищное здание с содержанием от земства.
Нарочитых крестных ходов в приходе установлено два: первый бывает в понедельник Светлой седьмицы вокруг церкви, а второй — в период времени от св. Пасхи и до дня Пятидесятницы, в неопределенное с точностью время, вокруг села. Причем во время хода прихожанами служится много молебнов.

Кладбище с основашя села было сначала при церкви, но потом образовано два кладбища вне села на одноверстном разстоянии от него. Одно из этих кладбищ за рекой Сергачкой. А так как во время разлива этой реки мост, ведущий на кладбище сносит и перенесение тел соединяется с некоторыми затруднениями, а иногда становится и невозможными, то погребают тела на другом кладбище — на северной стороне села.
До 1848 года в Ключеве помещалось Волостное Правление, но в этом году здание Волостного Правлeния сгорело, и оно с тех пор переведено в г. Сергач, где существует и по настоящее время, называясь Ключевским Волостным Правлением.

Название свое деревня Ключевая, а ныне село Ключево, получила от множества сильных родников, из которых вытекает в обилии ключевая вода.

Сообщ. Аполлон Мажаровский.

Источник: Нижегородские Епархиальные ведомости № 6 от 15 марта 1893 года

Записи по теме

Leave a Comment

вверх