МуратовкаПравославие 

Село Муратовка Сергачского уезда, Нижегородской епархии.

Село Муратовка отстоит от губернского города Нижнего Новгорода на 105 верст, от уездного — Сергача на 30 и на 12 верст от почтовой станции Гагинской. Расположено село по восточному и западному косогорьям глубокого оврага, по дну которого течет ручей, замкнутый на юге выше села в пруд довольно значительных размеров.
По форме построения Муратовка своими „порядками» представляет две параллельные линии: одна линия (порядок построек) тянется с севера на юг по восточному косогору, а другая в том же направлении по западному на полуверстном расстоянии в поперечнике, образуемом оврагом. Овраг этот, хотя и изобилует водой, но она к употреблению не годна, потому что в ней моется белье, мочится конопель; для домашнего же употребления Муратовцы берут воду исключительно из колодцев.
Местность вокруг села гористая и лесистая. Из лесов, находящихся в расстоянии 2-4 верст от
села в западном и южном направлении, замечательны — на западе Пашкова и Болтина, а на юге князя Урусова.
В Муратовке 120 дворов крестьян с населением в 452 м. п. и 479 ж. п., которое делится на три общества. Общества эти носят названия по фамилиям трех господ помещиков, которые владели Муратовскими крестьянами пред освободительной реформой: общество Болтина, общество Баскакова и общество кн. Урусова. Общество Болтина занимает порядок по восточному косогору, а общества Баскакова и Урусова по западному, именно: к северу Баскаковцы, а к югу Урусовцы.
Из прежних господ-помещиков Муратовских, а ныне землевладельцев — в Муратовке проживает только семейство Болтина, усадьба которого расположена в юго-западном углу от Урусовцев и пруда.
Граничит Муратовка с востока селом Уткой, с запада деревней Сурки Полянского прихода, с юга — селом Тархановым и с севера селом Абаимовым.
Население Муратовки русское; но местное предание говорить, что тут в давние времена среди непроходимых лесов жили Мордва; вещественным доказательством справедливости предания служат выпаханный „мордовский топор и кремневый молоток“.

(Прим. автора — Жаль, что пахарь поторопился променять свою находку «Будыльнику» на «сладкую, пареную грушу»).

За тем, куда девалась жившая тут мордва, — неизвестно; известно только (по преданно же) то, что, когда помещики стали населять своими крестьянами означенное место, — мордвы здесь уже не было. Из этих поселенцев, собранных помещиками из разных русских областей, и составился поселок Муратовка. Но когда это было, и почему поселку усвоено название Муратовки?
Муратовка — от татарского собственного имени Мурат; владельцы Муратовки по родопроисхождению татары: Баскаковы от баскак — чиновник при Ордынских ханах, Урусовы от урус — выкрести из татар, слово, которым татары называют своих соплеменников, принявших русскую веру, Болтины от болта — топор, т.е. Топорнины, Топорковы. Возможно, что кто-либо из родичей Баскаковых, или Урусовых и Болтиных, начальных владельцев поселка, носил до принятия христианства имя Мурат, отказавшись от которого при крещении, — увековечил его в названии поселка, подобно тому как в данной же местности Бахметка — в крещении Юрий Иванович — назвал первый поселок в пожалованной ему крестным отцом Царем Грозным вотчине „Юрьевым», а свое татарское имя увековечил в фамилии своего рода (Бахметевы). На основании этих соображений возникновение Муратовки как поселка можно относить ко второй половине ХV века, ко времени расцвета Казанского царства, христианским же этот поселок стал не ранее второй половины XVI века уже с падением Казанского царства, когда торжествующий победитель мусульманского царства — Грозный Царь охотно закрепощал за служилыми людьми из родовитых инородцев, оказавшимися верными „клятве» русскому царю в критическую минуту борьбы святой Руси с бусурманами, как их прежние родовые владения, так жаловал и новыми пустошами с правом поселения на них крестьян.
С появлением Русских на этих жалованных пустошах — прежние насельники их мордва, избегая стеснения от Русских, легко могли оставить не особенно крепко насиженные места и удалиться поближе к своим сородичам, тем легче, что тогда земледелец еще не принадлежал всецело землевладельцу, что узаконено было только уже при Петре I к устранению финансовых затруднений и напряжений Государства в Великую Северную войну, и мог свободно переходить с одного места на другое; не действовал тогда еще и Юрьев день.
До 1886 года Муратовка была деревней, приходской к селу Утке.
В 1883 году на один из сельских сходов явился Муратовский крестьянин Михаил Егорович Щербаков и предложил „миру“ о своем давнишнем желании выстроить в деревне Муратовк церковь на свои средства. Муратовцы были весьма обрадованы этим предложением и, зная, что М. Е. Щербаков человек в их среде состоятельный — имеет собственную землю и наличный капитал, дали ему приговор на предпринимаемое богоугодное дело и просили его принять на себя и все хлопоты по устроению церкви, обещая со своей стороны помогать ему посильно, чем могут. Но не пришлось Муратовцам помогать своему строителю ни чем, кроме подвоза строительного материала, остальное все, как-то покупку материала, наем мастеров и рабочих, кормление последних и всевозможные хлопоты и заботы выполнил исключительно сам М. Е. Щербаков.
Постройка церкви, благодаря наличному капиталу и старанию строителя, шла успешно, так что в 1886
году 16 Ноября освящен был уже придел во имя ангела строителя Архистратига небесных сил Михаила. Освящение совершено благочинным священником села Кладбищ о. Николаем Григорьевичем Никольским в сослужении пяти священников и двоих дьяконов, в присутствии Петра Васильевича Приклонского, который был главным советником и руководителем М. Е. Щербакова по устройству церкви. В осень 1887 года последовало освящение и главного престола в настоящей в честь Святыя Троицы.
Утварью и всеми богослужебными принадлежностями церковь Муратовская снабжена строителем вполне достаточно.
С устройством и освящением в Муратовке церкви — Муратовцы порешили образовать у себя самостоятельный приход, для чего в обеспечение будущего причта нарезали из своих угодий земли: пахотной 80 десятин, луговой 3 десятины и 1 десятину усадебной, причем приговором постановили: если причт в способах своего содержания пожелает владеть землей, то пусть владеет ею и сохраняет право на узаконенную плату за требоисправления; если же владеть землей не пожелает, то пусть получает с прихожан жалованье в год 520 рублей и кроме того отсыпного хлеба по 100 мер ржи и 100 мер овса, не требуя никакой платы за требоисправления; для жительства членов причта постановлено было устроить на церковно-приходские средства общественные дома — для священника в три комнаты, а для остальных — в две комнаты. Земля для причта пахотная отведена в двух местах: 27 десятин в одной версте от села, а остальная в 4-х верстах. Первая черноземная до 3-х четвертей и более, а вторая по качеству средняя и неудобная по причине ежегодного размытия ее ручьями.
17 Сентября 1886 года Преосвященнейшим Модестом был определен в Муратовку первый священник о. Николай Воскресенский и псаломщик Феодор Сарминский. Священник Воскресенский одновременно с сим утвержден Преосвященным Модестом и законоучителем в Муратовской земской школе. Новоопределенный причт пожелал в способах своего содержания поступить на жалованье от прихожан в указанном размере 520 рублей деньгами и по 100 мер отсыпного хлеба ржи и овса, оставив землю в пользование прихожан.
Население Муратовки по родопроисхождению все русское и по исповеданию веры Православное. С устройством в Муратовке храма — церковные богослужения стали посещаться Муратовцами довольно исправно, причем только старший в семье при входе в церковь берет у ящика свечу и ставит ее к образам, а в обход по церкви старосты с тарелкой кладет копейки и на тарелку; остальные же члены семьи приходят в церковь с пустыми руками и только женщины — в удовлетворение своего религиозного чувства, не располагая деньгами, как и остальные члены семьи, приносят в церковь от трудов своих куски холстов и яйца, которые церковный староста выменивает потом на деньги. Женщины, сверх того, на чтимые иконы Божьей Матери и Николая Чудотворца жертвуют „приклады» из полотенец и платков. Эти приклады вешаются обыкновенно поверх венчиков. Кроме присутствия за праздничными богослужениями в церкви, Муратовцы, особенно женщины, часто служат нарочитые молебны, преимущественно Скорбящей и Иверской Божьей Матери и панихиды по умершим родным, сверх поминальных дней по новопреставленным и общих в родительские субботы. Посты, установленные Церковью, блюдут чинно; у исповеди и св. Тайн причастия бывают все в Великий пост, а благочестивые старички и старушки, а также и беременные женщины вовсе четыре поста года. На св. Пасху, Рождество, Богоявление и в храмовые праздники Троицу и Михайлов день — принимают святыню для молебных пений из дома в дом.
Общественные моления Муратовцы отправляют всем миром на другой день Пасхи, на Вознесенье и на 1-й Спас, а также по случаю засухи. Тогда обыкновенно поднимаются хоругви и образа из церкви и крестным ходом идут вокруг полей, причем на колодцах, встречающихся по пути, служатся водосвятные молебны; последний, заключительный молебен во время этих крестных ходов служится на „выгоне» в околице, после чего крестный ход с пением канона Бoжьeй Матери возвращается в церковь.
Не чужды Муратовцам и обеты, которые даются ими или по случаю болезни кого-либо из семьи, или по каким-либо семейным несчастьям. Обеты, накладываемые ими на себя, различны, более же обыкновенные — хождение по святым местам и посильное приношение на церковь. На богомолье чаще всего ходят в Саров и Дивеево, причем от святых мест стараются взять что-нибудь, например, камушки, песочек, кусочки дерева и т. п.
Дни праздников Муратовцы нельзя сказать — чтобы проводили чинно, но хороводят шумно и пьяно, особенно же Пacxy и дни своих храмовых праздников: во всю неделю Пасхи и дня по четыре в храмовые праздники мужнины почти поголовно ходят друг к другу из дома в дом „поздравит с праздником».
Из народных древне-русских праздников далекой старины остались у Муратовцев только в жалком виде „Семик» с его завивкой девушками венков и пусканием их по воде в чаянии узнать или год выхода замуж, или сидение в девицах, затем проводы весны и обычные колядные гадания на святках
(Примечание: Вся суть праздника проводов весны у Муратовских девушек состоит в том, что они в день праздника (Петровское заговенье) костюмируются в мужское одеяние: надевают кумачные мужские рубахи, шаровары, сапоги, косы подбирают под картуз и в таком виде собираются на площадь к околице, где начинаются песни и пляски, с которыми они потом обходят по улицам села, а затем выходят в поле, где устрояют хоровод, напевшись и наигравшись в котором — расходятся тихо по домам.)
Вместе с сохранившимися указанными остатками далекой старины у Муратовцев в полной силе держится вера в домовых, леших, водяных и колдунов. Домового Муратовцы представляют стариком, седым и сгорбленным; место его указывают или в доме за печкой, или в омшанике. Не мало рассказов у них о том, как домовой стонет, кряхтит и вопит, как на вопросы к нему: к худу или к добру он стонет? — домовой отвечает к тому или другому, и как его ответы исполняются в точности, — как домовой любит или не любит скотину. На этой „любови“ или „нелюбови» скотины домовым Муратовцы держатся, за известную масть ее в том или другом дворе; и стараются всячески сбыть поскорее приплод, если этот приплод вышел мастью не по двору, иначе добра не будет: захиреет теленок или жеребенок и сдохнет. Bеpy в леших поддерживают в Муратовцах многочисленные леса вокруг Муратовки. Если кто заблудится в лесу, то говорят: Леший завел; или, кто чего испугается в лесу — говорят: леший напугал. Водяные в воде, что и лешие в лесу. Водяные, по верованию Муратовцев, хватают купающихся за руки, за ноги или для того, чтобы только напугать, или и совсем утопить, если попавший в лапы водяного вовремя не образумится и не скажет: „с нами крестная сила!“
Вера в колдунов так крепко держится в Муратовцах, что они даже в среде своего небольшого общества (прихода) указывают несколько определенных лиц, которые знаются с нечистой силой и чрез посредство ее внедряют порчу в людей, особенно — женщин. Отсюда — кликуши, которых очень не мало между Муратовками. По верованию Муратовцев колдуны портят женщин по большей части во время свадеб, на которых они, прошенно и непрошенно, непременные члены-гости, и если при этом им угощение покажется недостаточным, или по их адресу услышат на свадебных пирах какое обидное слово, — порча готова и неизбежна. В предупреждение от порчи колдунов Муратовцы пред поездом к венцу вешают невестам на шею несколько списанных молитв, или „ладонки» с землицей и камушками, принесенными от святых мест обетными богомольцами.
Как есть в Муратовке, по верованию Муратовцев, колдуны, напускающие порчу на людей, так есть у них в их среде в противовес колдунам и знахари, которые, известными только им снадобьями, будто-бы снимают порчу. Эти же знахари пользуют у Муратовцев и всякую обыкновенную болезнь и сглаз, потому что Муратовцы только на повальные болезни смотрят как на наказание Божье, которые и утихают (прекращаются) только милосердием Божьим, а сам человек тут бессилен, а об обыкновенных болезнях говорят, что «век без болезни не проживешь, все люди с немощами». Для пользования обыкновенных болезней знахари прибегают к различным средствам: делают припарки из сенной трухи, ставят на живот горшки и проч. и проч.
Знахарством в Муратовке занимаются по большей части старухи. „Сглаз“ они снимают таким образом: нашептывают что-то на воду, потом опускают в эту воду три уголька — на мужчину, женщину и девушку, и при этом — чей уголь зашипит в воде, тот значит и сглазил; затем этой водой вдруг спрыскивают больного и укладывают спать. В большинстве случаев больной, выспавшись, встает здоровым, а если же нет, то заключают, что та болезнь с ним произошла не от сглазу, а или от простуды, или другой какой причины, и начинают лечить ее уже иными снадобьями и другими способами.
Обращаются Муратовцы и к докторам, но только в таких случаях, когда на жизнь больного нет, или крайне мало надежды. Вблизи Муратовки в 10 — 12 верстах имеются две больницы — в Гагине и в Ветошкине.
Умственное развитие Муратовцев стоит вообще на низкой степени. До открытия в 1881 году в Муратовке земской школы грамотных среди ее населения было всего трое; теперь же, хотя в Муратовке грамотных и более, чем прежде, но эти грамотные пока еще не произвели подъема в умственном укладе общинноприходской массы.
Нравственность Муратовцев — в соответствии степени их умственного развития — стоит тоже не высоко. Светлую их нравственную сторону составляет то, что они никогда не отказывают в подаче посильной милостыни нищим, и то, что они охотно призревают в своих домах разных „юродивых“ и проходимцев „странников», считая их людьми Божьими.
Избы у Муратовцев деревянные из осины, редко из сосны; выстроены они и строются „по черному»,
без дымовых труб, выходами во двор; в избе копоть, тараканы и грязь: в переднем углу на тябле — иконы „холуйской работы», не менее закопченные, чем стены и потолок избы; но эти иконы будничные: у каждого домохозяина есть еще иконы праздничные, которые хранятся в клетях и амбарах, откуда приносятся в избы только на праздники и по прошествии их снова выносятся туда от копоти и тараканов.
Бань у Муратовцев во всем селе нет ни одной, а парятся они — мужчины и женщины в избных печах и тут же около печей моют головы и обливают тело. Вообще Муратовцы, как землепашцы по преимуществу и как удаленные от городов и больших дорог, изолированные, живут грязно. Одеваются Муратовцы — мужчины в грубые изделия своего приготовления: рубашки и исподницы посконные всегда и в будни и в праздник, за редкими исключениями у молодежи — парней-женихов по праздникам встречаются кумачные рубахи и нанковые шаровары; верхнюю одежду составляют сермяжные кафтаны, нагольные или дубленые полушубки и тулупы, на головах картузы у молодежи и шапки и шляпы у пожилых; на ногах неизменные лапти и редко-редко у кого сапоги. Женщины одеваются в такую же самодельную посконину: рубашка посконная, сарафан тоже, только окрашенный (крашенинный), и только на молодухах и девушках-невестах по праздникам инде виднеются сарафаны кумачные и куртки желтого цвета нанковые, а на головах ситцевые красного или белого цвета платки; в обыкновенное же время и на молодухах, как и на пожилых и старухах, кафтаны и шубы, а на ногах лапти, редко коты. Замужние женщины убирают голову в „повойники», а девушки плетут одну косу, руки украшают кольцами, а уши серьгами, но те и другие низкой пробы.
Земельный надел Муратовцев таков, что в настоящее время на каждую душу мужского пола по разделу приходится при трехпольной системе по 1,200 квадратных сажени. Не довольствуясь своим наделом, они снимают „на отработку», или „исполу“ земли у помещиков — Болтина, Пашкова и Урусова. Из зерновых хлебов засевают рожь, овес, гречу, полбу, просо и конопель, которые хорошо родятся на черноземной почве, остальные виды хлебов — за неурожаем их — не сеются. Избыток хлеба отвозят для продажи или в Лысково (80 верст), или поближе на свой базар в Гагино (12 верст).
Скотоводство у Муратовцев находится в удовлетворительном состоянии: Муратовские лошади славятся по округу верст на 50, как самые лучшие. Скот пасется — весной на пару, летом около пруда, вокруг которого имеется до 20 десятин неудобной для посева земли, вследствие оврагов и промоин, а осенью на озимях.
В Муратовке имеется 10 пасек, принадлежащих крестьянам, из которых одна в 300 ульев, две в 150, две в 100, а остальные от 30 до 50 ульев. Благодаря обилию вокруг растущих лесов, пчелы работают превосходно, и пасечники получают хорошие барыши по этой статье. Восемь домохозяев имеют ветряные мельницы, двое — круподралки и один маслобойню, а десять семейств, более состоятельных, обзавелись собственной землей.
Муратовцы не ходят на заработки на сторону, но имеют ежегодный заработок на месте у себя под боком, который состоит в „чищобе лесов“. Эту чищобу сдают им соседние и местные помещики-землевладельцы, которая и производится ими осенью по уборке хлебов.
Большину у Муратовцев в семье держит старший: все семейные должны его слушаться и ему повиноваться. Если кто из семейных ослушается, то старший наказывает того сначала грубыми словами, а потом и побоями, а если этого мало, то выгоняет совсем и из дому, например сына, не дав ему никакого надела. Насколько развиты у Муратовцев в семьях побои, в особенности мужьями жен, то об этом можно судить по отзывам самих же Муратовцев, которые говорят, что у них во всем селе не найдешь и пяти человек, которые бы не били своих жен. Старший в семье за всем глядит и всем распоряжается. Набольшая — его старуха — обыкновенно заведует домашним очагом-печкой; она готовит про семью пищу, глядит за всеми припасами по дому и за работой своих снох. За всякую оплошку набольшей—хозяйки, или кого-либо из семейных хозяин взыскивает строго, а если сам сделает какую оплошность, ему никто не смей слова сказать. Деньги, вырученные за хлеб и вообще добытые трудами всей семьи, находятся у набольшего хозяина. На долю женщин предоставляется только одна доходная статья в хозяйстве в полное их распоряжение — это посконь и конопля. Они их мочат, мнут, прядут, ткут и продают; вырученные от продажи посконной кудели, из тканей из нее деньги составляют собственность женщин: они хранят их у себя и расходуют их по своему усмотрению, на них же покупают и незатейливые наряды себе.
Надельная земля у Муратовцев находится в общинном пользовании и делится на число душ мужского пола, начиная с 10 лет. Если умер, например, взрослый мужчина, следовательно имевший надел земли, то его земля переводится на того, кому по мирской очереди исполнилось 10 лет. Так делается в периоды между общим переделом земли, который совершается чрез каждые три года, и тогда, смотря по убыли и приросту надельного и ненадельного населения, земля делится между правовыми членами сельского миpa.
Наследство — в случае смерти отца — переходит к детям-сыновьям поровну, причем старший из сыновей становится и набольшим в доме. В случае пререканий и несогласия между братьями — происходит раздел семьи.
Из набольших домохозяев составляется мир — сход. Решениям мирских сходов Муратовцы придают полную силу и значение, хотя активно участвуют на них далеко не все: те, которые посмирнее и не так падки на водку, обыкновенно сидят дома, а те, которые чувствуют особенное удовольствие выпить и кто покрикливее, те непременно являются на сход.
Богатые из Муратовцев пользуются в среде своего общества относительным значением „так как они могут всякого из своих односельчан, кто скажет им супротивное слово, поприжать» при случае разных житейских и хозяйственных стесненных обстоятельств, чтобы впредь не заговаривался, или же могут угостит „мир“, чтобы тот „супротивника» постращал штрафом, или бы и прямо сорвал с него на мирской пропой.
Из обычаев Муратовцам присущи следующие:
1) при первом громе весной спешат кувыркаться на соломе в уверенности, что это кувыркание предохранит их от всяких болезней в году и от ломоты спины во время жнитва;
2) скот выгоняется на пастбище в первый раз непременно в Егорьев день и при том освященной вербой;
3) во время крестильного обеда отец новорожденной малютки должен есть кашу, в которую кладется очень много соли;
4) при погребении девушки, начиная от 7 лет и далее, ее выносят непременно девушки ее лет.
Из примет между Муратовцами известны следующие:
если при крещении младенца воск, с волосами крещаемого, опущенный восприемником в купель, будет плавать на поверхности воды, то младенец будет жить, а если потонет на дно купели, то умрет.
Если летом облака на небе „косичками» — длинными узкими полосами, то будет ветер;
если подует ветер с запада, то будет дождь.
Если зимой около солнца виден круг, то будут сильные морозы.
Лошадь хpanит — к дождю или погоде.
Если кому икается, то того кто-нибудь поминает.
Если горит правое ухо у кого, то значит говорит про него кто-то хорошее, а если левое — бранят.
Правая рука чешется — деньги отдавать, левая — получать.
Бровь правая чешется — кланяться с мужчиной, левая — с женщиной.
Хочется верить, что храм и учительный пастырь при нем, а также школа с разумным учителем при ней пересоздадут Муратовцев в добрых и умных людей.

Аполлон Можаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 22 от 15 Ноября 1898 года и № 24 от 15 Декабря 1898 года

Записи по теме