Покровский храм в Б. МурашкиноПравославие 

Летопись Покровско-Никольской Единоверческой церкви села Большого Мурашкина Нижегородской губернии Княгининского уезда

Старообрядцы поповцы села Большого Мурашкина и его окрестностей, по троекратному каждению, которое существовало несколько времени, и по принятии единоверия, по всей вероятности, принадлежали к толку Дьяконовщины. Их в 1796-м году считалось сорок пять семей, о чем было известно в то время и епархиальным властям. Собирались они на молитвы и Богослужения в особой моленной, которая помещалась в задней горнице одного начетчика Андрея Михайлова по прозванию Вавилы, жившего на правом берегу реки Сундовика. Со внешней стороны моленная не представляла ничего особенного и была неприметным строением, но внутренность ее имела вид церкви или часовни. Андрей Михайлов был в этой моленной уставщиком и распорядителем, отправлял все службы, кроме литургии, а больных причащал запасными дарами, получаемыми из Высоковского скита, которому община подчинялась и от которого в крайних случаях заимствовалась беглым священством. :
В 1805-м году Высоковский скит, сознав свое заблуждение, воcсоединился с церковью на правах единоверия, и обращен в единоверческий монастырь.
Община поповцев cела Мурашкина, узнав об обращении скита в единоверческую обитель, пришла в сильное смущение, и поэтому поводу открылись между ними споры и пререкания. Одни говорили, что если такие подвижники (старцы Выс. скита) восчувствовали в ceбе духовную немощь и приняли благословенное священство, то нам мирским людям наипаче подобает иметь о сем неослабное попечение. Другие основательно доказывали от канонических правил, что без Церкви и другопреемственного священства спастись невозможно, а третьи рассуждали, что если беглое священство неправильно, и времена пришли антихристовы, то истинную церковь следует искать в горах и вертепах. Конец таковым пререканиям был положен настоятелем Высоковского монастыря О. Герасимом, который узнав о волнении поповщины, прибыл нарочито в Мурашкино, для увещания заблудших к принятию правильного священства. Увещания О. Герасима увенчались успехом: половина старообрядцев, не имевшая дотоле с православной Церковью общения, согласилась принять единоверие и построить открытую часовню, при которой должен быть священник. А прочие, оставшись при своих убеждениях, перенесли свою моленную на левый берег реки Сундовика, устроив оную на месте крестьянина Родиона Григорьева Судомойкина, состоявшего членом их общества. Но лет через 15 моленная эта по распоряжению властей была запечатана, книги отобраны, и общество это разорялось по разным сектам. Ревностные приверженцы поповщины в последствии приняли австрийских лже-иереев, а другие уклонились в поморскую секту перекрещенцев. У последователей австрийской лже-иepapxии в настоящее время там же на левом берегу реки Сундовика, близ Православной церкви Тихвинской Божьей Матери, в доме Анны Дмитриевой Недорезовой, устроена церковь, с алтарем и резным иконостасом, в которой имеется паникадило и 12-ть подсвечников. При сей церкви есть местный лже-иерей из крестьян села Большого Мурашкина Михаил Стефанов Дубровин, который кроме воскресных и праздничных богослужений исправляет все требы и венчает открыто браки. Приход его, по рассказам самих последователей, не менее Больше-мурашкинского единоверческого. В св. Четыредесятницу 1887 года на первой неделе было причастников 76-ть человек, кроме тех, которых Дубровин в силу канонов не допустил до причастия. Приход Дубровина состоит частью из крестьян села Большого Мурашкина, а более из окрестных сел и деревень, и в особенности из деревни Тынова, в которой сотрудник Дубровина крестьянин Кокурин ведет сильную пропаганду против православия вообще и против единоверия в особенности. У Дубровина есть прихожане и в дальних селениях. На четвертой неделе поста он ездил в село Лысково для напутствия тамошних последователей, принадлежащих к его приходу.
Принявшие единоверие построили себе деревянную часовню на земле крестьянина Якова Семенова Заварзина при подошве соборной горы на том же правом берегу реки Сундовика. Здание часовни было бревенчатое, покрытое тесом, на крыше к Востоку был изготовлен крест, обитый белым железом.
Построение часовни по одним документами относится к 1807, а по другим к 1812 году. Часовня эта состояла, как видно из документов, под непосредственным ведением Епархиального Начальства и была причислена к Нижегородской единоверческой Духовской церкви.
Первый священник при часовне был Иона Космин, который в течение нескольких лет и совершал в часовне кроме литургии все службы и в обществе единоверцев исправлял христианские требы. Святое же Причастие преподавалось запасными дарами, получаемыми из Нижегородской Духовской единоверческой церкви. Прихожан единоверцев было 25 семей.
В 1816-м году, на место священника Ионы Космина, вышедшего за штат, поступил к часовне второй священник О. Сосипатр. Он священствовал только три года.
В 1819-м году определен священник Алексей Егоров. Он оставался в приходе по 1827-й год, а 6-го июня 1827-го года ходатай по делам единоверцев Феодор Феодоров Яшнов ходатайствовал о новом священнике.
В марте месяце 1827-го года общество единоверцев обратилось с просьбой к Игумену Высоковского единоверческого монастыря Герасиму о том, чтобы он исходатайствовал им разрешение на устройство единоверческой церкви из существующей у них моленной, к которой они желают приделать алтарь. Прошение было подписано 35-ю единоверцами и 11-ю старообрядцами перекрещенцами, которые тоже желали присоединиться к св. Церкви на правах единоверия.
Игумен Герасим немедленно обратился с ходатайством к Нижегородскому Епископу Афанасию, приложив само прошение единоверцев. Ходатайство Игумена Герасима по сему делу Нижегородским Владыкой было удовлетворено: приделать к деревянной часовне алтарь, обратить оную на время в церковь и вновь построить каменную церковь Мурашкинским единоверцам разрешалось.
Через два месяца алтарь к часовне был приделан и 9 мая 1827 года в праздник св. Христова Николая Чудотворца храм был освящен Игуменом Герасимом во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на выданном Его Преосвященством из соборного хранилища св. Антиминсе, освященном всероссийским Патриархом Иоасафом в храме Преображения Господня. В том же 1827 году ко вновь освященной церкви был определен священник Иаков Семенов, который, не сошедшись с прихожанами, перешел в православную церковь в село Лысково.
В 1834 году поступил священник Алексей Егоров второй.
В 1885 году от 27 августа княгининский купец Василий Иванович Исаев вступил в права строителя предназначенной каменной церкви. Место для церкви владельцы Князь Грузинский, Волконский и Аникиев уступили почти внутри села. Место это лежало как одно из пустырей, изборожденных рвами и водомоинами. Оно было уступлено безмездно благодаря особенно стараниям нового попечителя и строителя Ивана Ивановича Шустова (отца нынешнего строителя).
В 1835 году 12 июня Василий Иванович Исаев и Иван Иванович Шестов заключили в Княгининском городовом магистрате с подрядчиком контракт на постройку каменной церкви ценой по пяти рублей с тысячи кирпича ходячею монетою, (т. е. ассигнациями). Отслужив на предназначенном месте молебен, принялись копать рвы для закладки бута. Построены были свои кирпичные заводы, и работы под неусыпным надзором Шестова шли весьма успешно. Так что к весне 1837 года каменной кладкой здание было кончено, а 24 марта был заключен другой контракт на сдачу всех плотничных рябот, куполов, крестов и прочего.
В 1838, 39 и 40 годах изготовлялся иконостас, св. иконы и прочие церковные принадлежности.
В 1841 году дела по устройству церкви все были окончены.
Здание церкви крестообразное, наружный вид величественный, сама церковь о пяти главах, устроенных на куполах. В западной части над папертью устроена колокольня. Престол в церкви один, алтарь весьма обширен. В церкви может поместиться до 500 человек.
В 1841 году 19 августа на прошение единоверцев последовала резолюция Преосвященного таковая: „Освятить каменную церковь, построенную в селе Большом Мурашкине, на старом Антиминсе разрешается”. Сначала церковь эту предполагали освятить во имя входа Христова во Иерусалим, дабы выразить этим свой вход из раскола в лоно св. Церкви. Но празднуя 14 лет Покрову Пресвятой Богородицы и свыкшись со службой, пожелали освятить во Имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Освящение церкви совершено было 7-го сентября 1841-го года на память св. мученика Созонта. Чин освящения совершал Городецкой успенской единоверческой церкви священник О. Георгий Иконников. Богомольцев при освящении было весьма много.
В 1842 году с трех сторон: восточной, северной и западной была возведена каменная ограда и построены в ней для жительства священника деревянный дом на каменном фундаменте и несколько келий для жительства причетников.
В том же году деревянная Церковь была упразднена — разломана и употреблена на топку печей в новой каменной церкви. На месте престола выложен был каменный столб, который существует и по cиe время.
В 1849 году попечитель сей церкви Иван Иванович Шестов помер 73-х лет от роду. Осенью того же года тщанием Василия Ивановича Исаева и зятя его (состоящего в настоящее время попечителем сей церкви) Ивана Ивановича Шестова, были отлиты три больших колокола, из которых 1-й в 420 пудов, 2-й во 160 и 3-й в 85 пудов. Колокола эти были отлиты за оградой на бугре, который называется убогим домом.
В 1850-м году Василий Иванович Исаев пожелал украсить церковь стенным письмом. Работы эти были выполнены лучшими мастерами из Москвы. В передней части церкви изображены многие события из евангелия, в задней – ветхозаветные пророки и последняя судьба Церкви Христовой на земле по откровению Иоанна Богослова. Освящение и расписывание церкви совершалось при священнике Михаиле Никольском, поступившим 5 сентября 1847-го года.
В 1852-м году Василием Ивановичем Исаевым построен в ограде каменный двухэтажный дом для помещении и в оном богадельни и училища.
В 1865 году скончался попечитель и строитель церкви Василий Иванович Исаев 74 лет от роду.
В том же году по просьбе прихожан принял попечительство зять покойного Исаева Московский 1-й гильдии купец Иван Иванович Шестов.
В 1871 году на место выбывшего из прихода священника Михаила Никольского был определен священник Александр Цветков.
В 1874 году на место выбывшего священника Александра Цветкова поступил священник Иоанн Овчинников. В 1875 году учреждено церковное братство.
В 1881 году 25-го апреля была начата закладка теплой церкви, предназначенной во имя Святителя Христова Николая.
В 1883-м году мая 15 дня совершилось Священное Коронование Их Императорских Величеств, Государя Императора Александра Александровича и Государыни Императрицы Марии Феодоровны. В селе Мурашкине по сему случаю праздновали более трех дней с неумолкаемым звоном даже и по ночам, и замечательными на церквах и по всему селу иллюминациями. В 1885 году открыта богадельня. В 1886 году февраля 22 дня скончался священник О. Иоанн Овчинников.
В 1886-м году Июля 8-го дня было освящение новой теплой церкви во имя Святителя Христова Николая. Чин освящения совершал Преосвященный Епископ Модест, в сослужении Протоиерея Разумова, Единоверческих священников: Благочинного О. Тимофея Доброзракова, из Москвы — О. Иоанна Звездинского, села Вармалей Михаила Отарина, Малого-Мурашкина Иоанна Левикова, протодьякона и дьяконов Нижегородской и Мало-мурашкинской Единоверческих церквей. За Божественной литургией Владыка рукоположил к сей церкви дьякона, а строитель и попечитель церкви Шестов причащался св. Таин. После освящения и литуpгии была предложена для всех участвующих в Богослужении и почетных прихожан общая трапеза, которая и была удостоена благословением и посещением Его Преосвященства, Преосвященнейшего Модеста.
В том же году на место умершего священника Иоанна Овчинникова был определен из Симбирской епархии села Явлей священник Иоанн Шлеев, который, послужив несколько времени, возвратился на прежнее место в село Явлеи.
Того же 1886 года сентября 12 дня резолюцией Его Преосвященства Епископа Модеста определен Ярославской enapxии Ярославского уезда села Великого от Тихвинской единоверческой церкви священник Михаил Щетнев, который 22-го того же сентября приступил к отправлению своих обязанностей. Того же года октября 30 дня священник Щетнев утвержден при училище законоучителем, а дьякон Григорий Шлеев его помощником.

Священник Михаил Щетнев

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 3 от 1 Февраля 1888 года

Записи по теме

вверх